Roxsalan
|
Малеха стратил сарматские погребения в лодке нашли не на Волге а гораздо севернее, в бассейне Вычегды (Коми, Архангелогородская область)
"В 1961 на Выми возле д.Весляна был открыт могильник, получивший название Веслянского I, в течение длительного времени остававшийся уникальным явлением в археологии ЕСВ.... Это были воинственные племена степей, резко отличающиеся по культуре от местного населения. Памятники пришлого населения представлены могильниками, содержащими как грунтовые, так и погребения под невысокими курганными насыпями. Они расположены, как правило, на коренных террасах вдоль водоёма. Курганные насыпи округлой или овальной формы высотой 10-30, изредка 50 см, обычно окружены канавками-ровиками или ямами. Под насыпями чаще всего содержалось одно, реже - два погребения, иногда от трёх до шести, а также впускные захоронения. Они совершались как в простых могильных ямах, так и довольно сложной конструкции и различных размеров. Длина их варьирует от 98 до 270 см, ширина - от 40 до 180 см, глубина - от 20 до 72 см. В погребениях встречаются остатки срубов, гробовищ, выдолбленных колод. Единичные погребения совершены в лодке. Одной из характерных особенностей погребального обряда было использование бересты для внутрипогребальных конструкций. Погребальные камеры также перекрывались берестой, а в некоторых случаях - плахами. Большинство погребений совершено по обряду ингумации. Костяки ориентированы головой к реке, с запада на восток с некоторыми отклонениями. Они, как правило, сопровождались богатым и разнообразным вещевым инвентарём. К характерным особенностям погребального обряда относятся жертвенные комплексы, содержащие чаще всего украшения. Они помещались в берестяные, деревянные коробочки или кожаные сумочки.... В культуре пришлых групп населения прослеживаются сарматские традиции."
А это уже междуречье Дона и Волги и тоже сарматы
"Близки и другие показатели погребального обряда среднесарматского времени: абсолютное господство ингумаций, наличие материковых выкидов кольцевидной формы; южная ориентировка погребенных и др. Однако выявляются и некоторые различия в традициях похоронного ритуала между сравниваемыми районами. Они различаются по характеру и мере использования огня в погребальной практике.Следы огненного ритуала в виде остатков кострищ или углублений с золой и углями около могил отмечены во всех локальных вариантах, начиная с нижнедонского (26 случаев) [5, с. 92];более представительны подобные свидетельства на Иловле (26 случаев) [13, с. 226]. У сарматов на реке Воронеж также известен огненный ритуал, совершаемый возле могилы (7 случаев), но здесь он фиксируется несколько реже, чем в степи [10, с. 55]. Наиболее ярко проявления этого ритуала вплоть до сожжений погребенных в могиле в специальном деревянном сооружении открыты на Верхнем Дону [10, с. 96–99].... В лесостепном междуречье Волги и Дона внутримогильные сооружения из дерева представлены чаще, чем в более южных районах и у сарматов-гиппофагов на реке Воронеж. В последнем районе известны лишь два захоронения в гробах из I Чертовицкого кургана. На Среднем Дону открыто одно детское погребение в колоде (Архиповка).... В лесостепном междуречье Волги и Хопра во II в. фиксируется сосуществование сарматов и пришлого зарубинецкого населения, оставившего памятники инясевского типа. При этом просматривается постепенное угасание традиций среднесарматской культуры и проникновение новой волны собственно поздних сарматов, особенно хорошо заметное в Правобережье Волги.... Как уже не раз указывалось, в волго-хоперском районе кроме кочевнических позднесарматских погребений со II в. известны синхронные им поселения и грунтовые могильники, близкие позднезарубинецко-раннекиевским древностям [18, с. 325–336] или горизонту Рахны-Почеп [22, с. 26–38]. Как правило, они занимают песчаные всхолмления, останцы или пониженные участки пойменных террас. По мнению А.П. Медведева, они отмечают крайние восточные рубежи распространения многочисленного народа венедов [9, рис. 3:19]. Судя по всему, сарматы и венеды («инясевцы») занимали в Прихоперье разные экологические ниши.Сарматы кочевали по остепененным водораздельным участкам плато, а поселения инясевского типа располагались в облесенных долинах рек, ближе к воде.Судя по всему в первые века н. э. здесь пересеклись две различные этногенетические волны – южная сарматская и западная венедская. Последнюю не без основания большинство современных исследователей связывают с этногенезом ранних славян." (САРМАТСКИЕ ПАМЯТНИКИ В ЛЕСОСТЕПНОМ МЕЖДУРЕЧЬЕ ДОНА И ВОЛГИ (ОПЫТ РАЙОНИРОВАНИЯ))
|