Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 555 556 557 558 559 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 593862 раз)
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11120 - 09.02.2019 :: 14:03:38
 
Часть 4.

Цитата:
Егор Яковлев (2.44.54) поддержал Г.А. Артамонова, сказав, что «это наиболее обоснованная точка зрения… Станг заметил появление руси на юге, а не на севере». «Вполне возможно, что этот поток (скандинавских колонизаторов южных земель) шёл на свою древнюю прародину». «В Скандинавии руси так и не обнаружили… Хакон Станг предполагает потому, что её там и не было, а появился такой народ после переселения на юг».

Скандинавы шли на юг не из-за поисков мифической прародины, а по вполне прагматическим соображениям торгового транзита с арабско-греческим ареалом. Туда шла пушнина и рабы, а оттуда – серебро в виде дирхемов и ювелирных изделий. Арабское завоевание Северной Африки и Испании перекрыло регулярный доступ Западной и Северной Европы к традиционным средиземноморским торговым путям. Так как в Европе сложился дефицит драгоценных металлов, остро стал вопрос обходного маршрута, каковыми и суждено было стать Волжскому пути и пути из Варяг в Греки.

Подтверждением этому являются сотни монетных кладов в Скандинавии и Руси буквально по всему указанному маршруту.

Этнической группы «русь» в Скандинавии, в самом деле, не обнаружено. Ровно также в Скандинавии не обнаружено этнической группы викингов – ещё одного этносоциального термина, которым скандинавы имели обыкновение представляться вдали от родины.

Далее следует пространное рассуждение об отрывке из Бертинских анналов, ошибочность которого мы показали выше.

Тов. Яковлев и Г.А. Артамонов вместе упоминают о статье В. Кулешова «К оценке достоверности этимологии слова русь» 2009 года. Оба докладчика или её не читали, или забыли основной посыл статьи. В.С. Кулешов на историческом и лингвистическом материале доказывает возможность заимствования термина восточнославянским языком без финского посредства, говоря о том, что заимствование могло идти параллельно, полностью вписываясь в фонетическую механику обоих групп языков. В указанном сочинении В.С. Кулешов начисто отвергает все альтернативные версии этимологии, как лингвистически невозможные или малодостоверные. На богатом материале исследователь доказывает то, что истоки руси именно скандинавские и никакие иные.

Егор Яковлев высказывает предположение, что «южная активность, которая до Призвания происходит, очень важна, потому что она в значительной степени снижает значение северной легенды (о призвании варягов – К.Ж.) и закрывает вопрос о фигуре Рюрика…» (2.56.34).

«Южная активность», которая «снижает роль северной легенды» чисто логически требует доказательства происхождения руси на юге, а не на севере. Т.е., необходимы независимые источники, указывающие на генезис этнонима и общности, его носившей, именно в Поднепровье, Причерноморье и так далее. Подобные доказательства, увы, не существуют.

Опять же, логика со всей очевидностью говорит, что скандинавская русь вполне могла развивать активность в любой точке Европы, в том числе – на юге, не привязываясь к конкретной географической точке. Что мешало скандинавам дойти до Багдада, Рея или Бердаа из Ладоги, Новгородского Городища, Гнёздова? Ничего не мешало, что очевидно при изучении монетных кладов и другой материальной культуры.

Южные случаи появления слова «рос» самостоятельно или в разнообразных сочетаниях никак не могут явиться источником для происхождения самоназвания агломерации северо-восточных славян. Этому препятствую три важных момента, который не в состоянии преодолеть построения антинорманистов и сторонников неких альтернативных версий.

Первое – это принцип хронологии. Позднеантичные примеры такого рода отстоят слишком далеко от времени складывания руси на северо-востоке Европы, более того, они не «попадают» в период начала складывания северных союзов славянских племён в 8-9 вв.

Второе – это географический принцип. Трансляция иранских, южногерманских и греческих этнонимов, использующих фонемное сочетание «рос» с железной неизбежностью должно было изначально зафиксироваться у южных славян, непосредственно граничивших с ареалом бытования подобных терминов. Но источники сохраняют полное молчание на это счёт. В балканской Булгарии, Великой Моравии местах расселения хорват, сербов, уличей, тиверцев не известно ни одного надёжного отражения самоназвания «рос-рус» от 8-9 вв.. Не фиксируют их ни сторонние источники, ни собственные славянские – после создания письменности миссией Кирилла и Мефодия.

Этноним «рус-рос» в источниках с достаточно точной локализаций на территориях носителей финских археологических культур, а позднее - псковских длинных курганов, ромено-борщовской и лука-райковецкой – там, где археологически и письменно зафиксирован мощный скандинавский субстрат. Причём, субстрат этот всегда имел характер богатой материальной составляющей, а значит, мог оказывать влияние на местное население – это были воины, князья, купцы, ремесленники, а не бедное крестьянское население. Именно там историческими источниками и данными лингвистики замечено изначальное появление искомого этнонима.
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11121 - 09.02.2019 :: 14:04:13
 
Часть 5.

Цитата:
Третье – это лингвистика. Нет ни единого примера южного термина с условным прочтением «рос», который мог бы фонетически трансформироваться в северо-восточное славянское «русь». Подробности исчерпывающе изложены в статье В.С. Кулешова (см. выше).

Тезис Г.А. Артамонова о, якобы, нестрогом характере науки лингвистики, которая подвержена разнообразным девиациям в исторической практике требует конкретных подтверждений с источниками в руках. Да, лингвистика, как и любая другая наука, знает исключения из правил и\или достаточно загадочные явления, не имеющие пока полного объяснения. Но историк обязан не просто констатировать этот очевидный факт, а указать, какие именно источники отражают подобную девиацию, которая была бы способна породить этноним русь в Причерноморье, нижнем Подунавье и так далее.

Идея Хакона Станга о том, что южногерманский субстрат герулов прозывался тем или иным словом, связанным с греческой фонемой «рос» от их приверженности к красному цвету, к которой апеллирует Г.А. Артамонов и тов. Яковлев в поисках истоков «южной локализации руси», несостоятельна. Если отвлечься от того, что герулы, как политическая сила, исчезли с карты Европы, минимум, за два века до фиксации этнонима русь, а значит, не могли являться его источником, то пришлось бы признать, что греческие книжники, иногда применявшие к герулам термин «русос» - красные, оказали мощнейшее влияние на сторонний разговорный язык. Т.е., некие герулы в 5-6 веках были настолько глубоко знакомы с греческой книжной культурой, что иностранное сугубо письменное обозначение проникло в народный язык герулов и\или их непосредственных соседей и родственников, чтобы породить устойчивое самоназвание мифической «южной» руси.

Механика языка не работает в таком ключе даже теперь, в обществах с поголовной грамотностью при широчайшем распространении культуры письменного текста и глобальными информационными связями. Сперва слово появляется в устном языке, а уже оттуда перекочёвывает в язык письменный. Тем более это верно для древней дописьменной эпохи, когда книга была редкой драгоценностью, а письмо и чтение – уделом доли процента населения. Вспомним знаменитый «Мириоблиблион» (Десять тысяч книг) патриарха Фотия 9 века. В этом раннем литературном справочнике содержатся выдержки из 380 произведений, которые читал патриарх. А ведь это один из образованнейших людей планеты своего времени!

Могли ли герулы в 5-6 веках прочесть греческие писания и так ими увлечься, чтобы воспринять не просто иностранное слово, а породить новый этноним, т.е., имя целого народа? Со всей очевидностью – это фантастический случай, в мировой истории неизвестный.

Далее тов. Яковлев и уважаемый Г.А. Артамонов разбирают возможность завоевания будущей руси скандинавами. Подобная ретроспектива кажется им маловероятной, не взирая на частые примеры пожаров в городищенских слоях 9-10 вв.

Г.А. Артамонов зачем-то вспоминает довольно странный тезис о том, что территориальные общины, наследовавшие первославянской пражско-корчакской культуре 5-8 вв., выросли в 10 раз, вбирая в себя до 1000 крестьянских дворов. Подобных групп селищ не известно археологии ни в 9, ни в 10 веках. Обычный состав славянского селища – это 3-11 домов со средней площадью поселения в 1.5 га (ок. 43.5% от общей массы). Более крупные поселения в 20-25 га крайне редки, при том, что достаточное распространение имели хуторские поселения в 1-2 дома.

Кроме того, Егор Яковлев и Г.А. Артамонов или не знакомы с практикой археологического исследования селищ и фиксации оных в отчётных документах, или сознательно упрощают материал до невнятного состояния. Селище, в отличие от города, не имеет чёткой границы, обведенной валами и стенами. Значение в 1.5 га (или 25 га) – это граница сбора материальной культуры в исследуемом ареале – не более того. Мусорная яма или россыпь черепков от разбитого горшка в 50 метрах от ближайшего дома автоматически увеличивают площадь селища на те самые 50 метров. Таким образом, документальная фиксация поселения в 20 га. не означает, что вся площадь была застроена регулярными улицами с ровными рядами усадеб, расположенных «забор к забору».

Подобные селища зачастую формировали гнёзда из 3-10 территориальных единиц, отстоящих друг от друга на несколько сот метров. Таким образом, гнездо из 100-110 домов, в среднем, было теоретическим максимумом. Обычно, подобные сельские «мегаполисы» в археологии встречаются редко – основная масса территориальных общин – весей отличается куда более скромными размерами и составом жилищ.

Впрочем, прямого отношения к делу это не имеет. Касательно завоевания\не завоевания славян скандинавами источники говорят буквально следующее:

-арабские авторы часто и прямо заявляют, что русы торговали славянскими рабами на восточных рынках. Таким образом, происходит чёткое разделение славян и руссов на разные страты, на визуальном и языковом уровне отличные даже для персов и арабов. Захват рабов мог происходить только в результате военного рейда.

Ибн Хордадбех в 840-880 гг., правда, считал русов разновидностью славян. Однако его «Книга путей и стран» была написана в начале массированного появления русов на востоке, он мог просто не разбираться в типажах северных варваров. Кроме того, его термин ас-сакалиба (славяне) явно имеет не этническую, а географическую коннотацию для обозначения насельников северо-восточной Европы вообще.
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11122 - 09.02.2019 :: 14:05:15
 
Часть 5.

Цитата:
- Повесть Временных Лет однозначно указывает на даннические отношения северных славян и фино-угров по отношению к варягам ещё до призвания. Княжение Олега описывается, как не самое мирное расширение державы на юг:

«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам (им платить) незачем».

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»

Кажется, текст источника не оставляет путей для толкования: имел место прямой силовой захват, или поглощение под угрозой силы. Подобные примеры можно множить вплоть до Владимира и Ярослава Мудрого, которые, кстати, раз за разом приглашали варягов-скандинавов.

Далее последовало пространное рассуждение Г.А. Артамонова о неоднозначности корпуса русских летописей, казалось бы, совершенно очевидный факт. Ссылки на несохранившиеся летописи мы рассматривать не будем, ибо исследовать их нам не удастся, и мы никогда не узнаем, что именно там было написано. Попытка же объявить призвание варягов чисто новгородской легендой, ссылаясь на то, что ПВЛ указывает на киевских полян, как на русь, явно провальная. Егор Яковлев указал на то, что летопись ясно даёт понять: поляне стали называться русью только после пришествия варягов-руси. Хронология не позволяет прочесть и трактовать текст иначе.

Текст же, написанный не в Новгороде, а в Киеве точно указывает на происхождение руси из Скандинавии. Детальная перекличка с Новгородской первой летописью, которая формировалась параллельно ПВЛ на основе Начального свода, только подтверждает общие данные. Подтверждает их и археология.

Богатые скандинавские захоронения во всех значимых центрах Руси, предметы материальной культуры, счёт которым идёт на тысячи: оружие, этно-маркирующие ювелирные изделия, керамика, ремесленные инструменты, характерные скандинавские дома (на севере) – всё это со сто процентной достоверностью говорит о массированном вторжении наиболее культурного скандинавского субстрата в славянскую среду. Не оставляют сомнений и следы монетных кладов, коих только на конец 8-перв.треть 9 века насчитывается 25 и 30 находок отдельных монет от среднего течения Днепра до Ладоги. Поверх некоторых дирхемов нанесены скандинавские рунические надписи – послание антинорманистам будущих веков.

В конце рецензии необходимо остановиться на важной оговорке тов. Яковлева о том. Что Новгород не считал себя Русью до 12 века.

Это категорически неверное замечание, которое отчего-то не опроверг Г.А. Артамонов, позиционирующийся как специалист по ранней истории Руси. Судя по данным берестяных грамот, Новгород с первой половины 12 века перестал считать себя Русью, что было связано с выделением его из состава Киевской Руси после смерти Мстислава Великого. Это была обычная констатация независимого статуса в то время, когда этноним «Русь» прочно увязался с киевским центром – через 200 лет после призвания варягов.

До того (в 11 веке) именно Новгород являет ценнейшее свидетельство отношения между русью и славянами. Именно Новгород – обладатель первого писанного закона – Правды Ярослава оставил нам ряд статей, где русин (рус, представитель дружины) противопоставляется словенину – свободному рядовому гражданину. Таким образом в законе было зафиксировано древнейшее исходное этносоциальное разделение: человек в доспехах и с мечем – иностранные находник, чья жизнь, здоровье и имущество ценились кратно дороже свободного, но рядового словенина – представителя местного населения.

***

В целом, как было отмечено в начале данной рецензии, дискуссия не удалась – ведущий и докладчик по всем основным пунктам были согласны друг с другом. По сути же оба допустили ряд ошибок и ложных суждений, не выдвинув никаких основательных версий происхождения руси вне скандинавского варианта.


https://vk.com/@uzhukoffa-normannskii-vopros-germana-artamonova
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13808
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11123 - 09.02.2019 :: 14:10:58
 
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 14:03:38:
Скандинавы шли на юг не из-за поисков мифической прародины, а по вполне прагматическим соображениям торгового транзита с арабско-греческим ареалом.

Да не обнаружено там скандинавов.
Одни лишь наёмники второй половины Х века. Ранее - пшик.
Т.е. торговый транзит тут никаким боком. - К скандинавам.
Хватит уж лепить здесь эту унылую лапшу с чужого сайта.
Или своими словами тогда уж бренчи, .... ежели сможешь конечно.)))
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11124 - 09.02.2019 :: 21:34:52
 
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 14:03:38:
скандинавская русь вполне могла развивать активность в любой точке Европы, в том числе – на юге, не привязываясь к конкретной географической точке.


Вы лучше, как знаток скандинавов, может подскажете, какие животные украшали предметы вооружения скандинавов?
А то что-то, как ни спросишь - никто толком сказать не может Печаль
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11125 - 09.02.2019 :: 21:41:14
 
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 21:34:52:
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 14:03:38:
скандинавская русь вполне могла развивать активность в любой точке Европы, в том числе – на юге, не привязываясь к конкретной географической точке.


Вы лучше, как знаток скандинавов, может подскажете, какие животные украшали предметы вооружения скандинавов?
А то что-то, как ни спросишь - никто толком сказать не может Печаль


А зачем вам это? Ну, что вы от этого ждете?
Вот первая ссылка, на запрос-звериный стиль в Скандинавии.

https://arheologija.ru/zverinyiy-stil-ornamentiki/
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11126 - 09.02.2019 :: 23:00:15
 
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 21:41:14:
А зачем вам это? Ну, что вы от этого ждете?
Вот первая ссылка, на запрос-звериный стиль в Скандинавии.


Я ликвидирую пробелы в познаниях Класс

"Этот образ дополняется ленточной плетенкой, а также рельефным, точнее же — скульптурным изображением «масок»: мотив, в общем традиционный для древнесеверного искусства, в ювелирных изделиях стиля Борре представлен очень широким диапазоном образов — от едва ли не портретных (во всяком случае, видимо, вполне идентифицируемых с какими-то героями эпических сказаний) до фантастических, скорее — териоморфных и, во всяком случае, занимавших срединное положение между человеческим образом и мордой хищника."

Вот интересно, кто-нибудь пробовал более конкретно сопоставить изображения с мифологией?
И ещё, если не ошибаюсь, на рунных камнях надписи делались на теле змеи. А почему?
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11127 - 09.02.2019 :: 23:05:13
 
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:00:15:
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 21:41:14:
А зачем вам это? Ну, что вы от этого ждете?
Вот первая ссылка, на запрос-звериный стиль в Скандинавии.


Я ликвидирую пробелы в познаниях Класс

"Этот образ дополняется ленточной плетенкой, а также рельефным, точнее же — скульптурным изображением «масок»: мотив, в общем традиционный для древнесеверного искусства, в ювелирных изделиях стиля Борре представлен очень широким диапазоном образов — от едва ли не портретных (во всяком случае, видимо, вполне идентифицируемых с какими-то героями эпических сказаний) до фантастических, скорее — териоморфных и, во всяком случае, занимавших срединное положение между человеческим образом и мордой хищника."

Вот интересно, кто-нибудь пробовал более конкретно сопоставить изображения с мифологией?
И ещё, если не ошибаюсь, на рунных камнях надписи делались на теле змеи. А почему?


О чем ваш текст?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11128 - 09.02.2019 :: 23:09:45
 
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:05:13:
О чем ваш текст?


Цитата из статьи по вашей ссылке:
https://arheologija.ru/zverinyiy-stil-ornamentiki/
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11129 - 09.02.2019 :: 23:12:21
 
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:09:45:
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:05:13:
О чем ваш текст?


Цитата из статьи по вашей ссылке:
https://arheologija.ru/zverinyiy-stil-ornamentiki/


Я о вас, а не о статье.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11130 - 09.02.2019 :: 23:14:59
 
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:12:21:
Я о вас, а не о статье.


По-моему, я ясно выражаюсь Смайл
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11131 - 09.02.2019 :: 23:17:11
 
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:14:59:
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:12:21:
Я о вас, а не о статье.


По-моему, я ясно выражаюсь Смайл


нет.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11132 - 09.02.2019 :: 23:32:32
 
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:17:11:
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:14:59:
Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:12:21:
Я о вас, а не о статье.


По-моему, я ясно выражаюсь Смайл


нет.


Ясно Круглые глаза

Неужели вам никогда не хотелось понять о чём думаю древние, а не только довольствоваться сухим изложением фактов: пошёл туда-то, сделал то-то? Озадачен
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11133 - 09.02.2019 :: 23:35:04
 
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:32:32:
Ясно


Да вот сомневаюсь.

Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:32:32:
Неужели вам никогда не хотелось понять о чём думаю древние, а не только довольствоваться сухим изложением фактов: пошёл туда-то, сделал то-то?


Понять, что? Религиозные представления скандинавов девятого века? Ну, так  есть литература на эту тему. Если тема интересна, то никто не мешает взяться за ее изучение.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11134 - 10.02.2019 :: 09:42:25
 
Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:32:32:
понять о чём думаю(т) древние,

Это возможно? Даже Evgen11 писал(а) 09.02.2019 :: 23:35:04:
есть литература на эту тему.
- это только предположения на эту тему.

Dedal писал(а) 09.02.2019 :: 23:32:32:
сухим изложением фактов: пошёл туда-то, сделал то-то?

И фактов или нет, или не хватает, или они противоречивы.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11135 - 10.02.2019 :: 16:43:58
 
иван васильевич писал(а) 10.02.2019 :: 09:42:25:
понять о чём думаю(т) древние,

Это возможно?


На дворе 21 век.
Это не только возможно, но уже давным давно делается.
Я всегда привожу в пример Ал. и Бр. Рис "Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе" - именно так на сегодня должна выглядеть литература исследовательского характера.

иван васильевич писал(а) 10.02.2019 :: 09:42:25:
Даже Evgen11 писал(а) Вчера :: 22:35:04:
есть литература на эту тему.
- это только предположения на эту тему.


Отнюдь.
Просто в наше "смутное время" Смайл надо, кроме истории, владеть ещё и историографией - понимать кто и почему так описывает историческое явление.

иван васильевич писал(а) 10.02.2019 :: 09:42:25:
сухим изложением фактов: пошёл туда-то, сделал то-то?

И фактов или нет, или не хватает, или они противоречивы.


Опять же проблема методологии.
Ну вот, допустим, персона Рюрика - эпический герой, основатель, практически ничего не известно. Что можно извлечь?
По этому поводу имеем:
Пчёлов "Рюрик"
Цветков "Князь Рюрик и его время"
Серяков "Рюрик и мистика истинной власти"

Пчёлов берёт имя, находит исторический аналог - Рорика Ютландского, подходящий по имени, времени проживания и соприкосновению - значит оно и есть.
Всё логично - вопрос решён.

Цветков ориентируется не только на имя, но и рассматривает исторические тенденции. Выясняет, что ближе к нам были западные славяне - и выводит Рюрика с юга Балтики.
Тоже всё верно - вопрос решён.

Серяков ориентируется не только на имя, но и на его семантику, исследует не только исторические, но и культурные тенденции эпохи.
Как результат, получает значение имени,
Место происхождения героя.
Значение образа и значение родового знака.
И всё это подтверждаемое археологией, письменными источниками и фольклором.

Вот и делайте выводы.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11136 - 10.02.2019 :: 18:20:52
 
Dedal писал(а) 10.02.2019 :: 16:43:58:
Пчёлов берёт имя, находит исторический аналог - Рорика Ютландского, подходящий по имени, времени проживания и соприкосновению - значит оно и есть.
Всё логично - вопрос решён.

Цветков ориентируется не только на имя, но и рассматривает исторические тенденции. Выясняет, что ближе к нам были западные славяне - и выводит Рюрика с юга Балтики.
Тоже всё верно - вопрос решён.

Серяков ориентируется не только на имя, но и на его семантику, исследует не только исторические, но и культурные тенденции эпохи....  И всё это подтверждаемое археологией, письменными источниками и фольклором.


И у одного, второго и третьего степень доказанности  утверждаемого 0.0000%  Ибо все это лишь предположения при  полном отсутствии фактов. А пляски с бубнами вокруг семантики имени, это и есть пляски с бубнами. То есть выдавание желаемого за действительное с максимальным усилием по одурачиванию читателей.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11137 - 10.02.2019 :: 19:23:25
 
Roxsalan писал(а) 10.02.2019 :: 18:20:52:
И у одного, второго и третьего степень доказанности  утверждаемого 0.0000%  Ибо все это лишь предположения при  полном отсутствии фактов. А пляски с бубнами вокруг семантики имени, это и есть пляски с бубнами. То есть выдавание желаемого за действительное с максимальным усилием по одурачиванию читателей.


Да, забыл.
Плюс к упомянутым историческим течениям, надо учитывать опыт атеистической советской исторической школы, которая изучала историю и религию отдельно, никак не связывая эти два явления - что само по себе, нонсенс.
И этот опыт до сих пор имеет большое влияние, традиционно ставя во "главу угла" археологию и полностью исключая из рассмотрения фольклор и этноастрономию.
Что и видно по сообщению предыдущего оратора Круглые глаза

Особенно хорошо, недостатки этой школы видно когда историк анализируют былинные сюжеты, пытаясь вычленить в них реалистическую основу и полностью игнорируя семантику образов.

http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf
С. В. Конча. БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ И ВОПРОС ОБ ИСТОРИЗМЕ БЫЛИННОГО ЭПОСА

В данном случае автор исключил из рассмотрения данные этноастрономии, поэтому результат исследования оказался более чем скромный.
Наверх
« Последняя редакция: 10.02.2019 :: 19:36:44 от Dedal »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11138 - 10.02.2019 :: 19:59:18
 
Dedal писал(а) 10.02.2019 :: 16:43:58:
Цветков ориентируется не только на имя, но и рассматривает исторические тенденции. Выясняет, что ближе к нам были западные славяне - и выводит Рюрика с юга Балтики.
Тоже всё верно - вопрос решён.


Вот "решение вопроса" Цветкова С.Э. Русская история книга первая:
"«Рюрик […] эпический персонаж, мифический родоначальник, вроде Кия, Крака, Тура, Леха, Чеха, Радима и Вятка и т.д. Он лишён не только каких бы то ни было личных черт, но и биографии как таковой. Призванный княжить к «словенам», он приходит, основывает город и умирает – традиционная судьба всех славянских пращуров."
Наверх
« Последняя редакция: 10.02.2019 :: 20:04:53 от upasaka »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #11139 - 10.02.2019 :: 20:04:22
 
Dedal писал(а) 10.02.2019 :: 19:23:25:
И этот опыт до сих пор имеет большое влияние, традиционно ставя во "главу угла" археологию и полностью исключая из рассмотрения фольклор и этноастрономию. Что и видно по сообщению предыдущего оратора

Кстати, о фольклоре. В то самое советское время когда по мнению предыдущего оратора, во главу угла традиционно ставили археологию полностью исключая из рассмотрения фольклор и этноастрономию.По деревням и весям ходили фольклорные экспедиции, собирая этот самый фольклор, на который уповает оратор. Одна из таких экспедиций работала на новгородчине. На вопрос ученых к жителям одной из деревень, кто похоронен в этих сопках? Был получен следующий ответ - Была война СССР с китайцами, вот китайцев в этих сопках и хоронили. Считается что в более менее достоверным виде народные предания существуют не более 150 лет. А дальше начинаются "китайцы". Сугубо на мой взгляд, народная память еще более коротка. В чем убедился на личном опыте, слушая ветеранов войны. Так что не надо ля ля про фольклор, а тем более про "этноастрономию". Это вообще что за зверь такой?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 555 556 557 558 559 ... 982
Печать