Roxsalan писал(а) 30.12.2018 :: 11:59:46:Поэтому все эти байки о том что некие пришедшие в В.Е. варяги-выкинги или прочие балтославяне, взяли да и от скуки ради присволи себе тюркский титул император, а за одно и родовые знаки иранцев и тюрок, это полное незнание истории степи и неуважение к ней.
На основании чего такой вывод можно сделать? Ведь Яценко ясно пишет:
"1.7. Механизм заимствования тамг соседними народами.
Сарматские знаки в I-III вв. н.э. широко использовались такими их «варварскими» соседями, как
«поздние скифы» в Крыму (в которых, впрочем, почти ничего не осталось от потомков древних скифов-сколотов; см.: Зайцев, 1999, 140-143),
меоты низовьев Дона и бассейна Кубани и
гето-даки, в меньшей степени —
северопонтийскими греками и германцами Центральной Европы. У гето-даков I — нач. II в. около 75% тамг сарматского происхождения отмечено на вещах местного производства (Белдиман, 1991, 208-209). .."
"На Центральном Кавказе существовал обычай: после того как умирал последний человек из древнего, знаменитого клана, его тамгу присваивал один из соседних кланов для повышения авторитета и получения его Фарна (благодати, удачи) (Лавров, 1978, Ю5). (У таджиков также после смерти хозяина кожевенной мастерской его знак мог взять один из компаньонов, происходящий из другого клана Пещерева, 1959, 113.) Другая причина заимствования: при разделении клана на две части новому клану требовалась собственная тамга (Гаглойти, 1976, 121). В этих случаях речь идет не о прямой генетической преемственности семей, а о сохранении самой традиции в рамках этноса. Показательно, что те типы тамг, которые у сармато-аланов I в до н.э. — IV в н.э. принадлежали аристократии , у средневековых аланов VIII—X вв. связаны, вероятно, с лицами с менее высоким статусом (знаки ремесленников на дне глиняных сосудов, знаки рядовых жителей на стенах крепостей, см раздел 11). с.16-17
С другой стороны:
"3. У тюркских народов, в отличие от документируемых материалов по иранским этносам,
кроме клановых знаков широко использовалась тамга всего племени (см., например, тамги 24 огузских племен. Nickel. 1973, fig 11) или всего государства (как бы заменявшая государственную печать). В тюркских каганатах существовали должности тамгаханов — хранителей таких тамг (от одного до трех чиновников) (Драчук, 1975, примеч на с. 42). 4. Только у тюрков (и позже— у культурно тесно связанных с ними монголов) документируется специфическая практика, когда
каган (хан) назначал тамгу племенам и различным знатным кланам. Так поступали уже легендарный предок ряда тюркских племен Огуз-каган (Огуз-наме: Щербак. 1959а. 32: Митиров. 1979. 129; Рашид ад-Дин, 1991, 64) и, по данным Рашид ад-Дина, другой эпический правитель — Кун-хан, сын Узун-хана, а позже монгольские великие ханы— Чингиз-хан и др. (Митиров, 1979, 129). 5. Только у ряда тюркских народов
достоверно документируется частое использование (не ремесленниками!) не столько клановых, сколько
семейных и даже личных знаков (см., например: Катанов, 1893, 110),
причем старшие сыновья, отделяясь от отца, слегка видоизменяли его знак (Джи-киев/Мурадов, 1987, 53)." с.107
По: Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древн. и раннего средневек. 2007
PS.
С Новым годом!