Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 508 509 510 511 512 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 590363 раз)
Rikis
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 317

БФ ВЗФЭИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10180 - 23.12.2018 :: 15:51:41
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 12:08:04:
Кроме факта употребления имени, поклонникам "скандинавской руси" нужно доказать, что скандинавский вариант имеет отношение к семантике "сокола".

А в какой языковой среде имя Рюрик имеет отношение к соколу? Неужели марсианская версия все-таки приоритетная???
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10181 - 23.12.2018 :: 15:54:17
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 15:06:12:
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 11:49:42:
Остальное позже

ждем.
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 12:08:04:
Кроме факта употребления имени, поклонникам "скандинавской руси" нужно доказать, что скандинавский вариант имеет отношение к семантике "сокола".

Семантика сокола к Рюрику каким боком?


У нас на дворе 21 век, поэтому просто найти подходящую кандидатуру мало. Рюрик - прежде всего эпический персонаж. А любой эпический герой, например, Ахилл, Тесей и т.д., несёт в себе несколько значений.
Поэтому кандидатура подходящая по календарным и местным критериям, должна соответствовать и мифологеме.
После книги Серякова "Рюрик и мистика истинной власти" - название хитовое Смайл, но написана на хорошем этнографическом материале. Где он как раз проводит сопоставление имени и персонажа с аналогиями из других эпосов. И вырисовывается иконография родоначальника, значение имени и роль как эпического героя. Простое сопоставление с какой-либо личностью не работает.

Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10182 - 23.12.2018 :: 16:26:49
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 11:30:11:
уже цитировал Трубачева, который пишет что не все лингвисты считают что сходство названий говорит о этническом единстве.

И это касается Кривичей?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10183 - 23.12.2018 :: 16:31:37
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 11:30:11:
Читайте: "ст. 6370/862 г. рассказывает не о кульминационном событии русской истории, а пересказывает исторический сюжет, заимствованный со стороны и адаптированный к новой историко-географической реальности."

Да это он о вставке.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13803
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10184 - 23.12.2018 :: 16:44:27
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
У нас на дворе 21 век, поэтому просто найти подходящую кандидатуру мало. Рюрик - прежде всего эпический персонаж. А любой эпический герой, например, Ахилл, Тесей и т.д., несёт в себе несколько значений.

Историческая фигура превращается как-бы в мифологическую.
Собственно это особо и не оспаривается.
Другой разговор какого уровня была данная фигура изначально?
Значительная или не очень, а может и вообще довольно второстепенная.
Ибо:

Цитата:
"И в то врѣмя некий воевода новгородьцкий именемъ Гостомыслъ скончеваетъ свое житье и созва вся владелца Новагорода и рече имъ: «О мужие новгородьстии, совѣтъ даю вамъ азъ, яко да пошлете в Прусьскую землю мужа мудры и призовите от тамо сущих родов к себѣ владелца». Они же шедше в Прусьскую землю и обрѣтоша тамо нѣкоего князя именемъ Рюрика, суща от рода римъскаго Августа царя."
СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ


Т.е. Рюрик был "некий" малоизвестный князь в Прусской земле.
Это подтверждается и противоречием в самой фразе: если Рюрик от рода Августа, то он никак не может обозначаться как "некий князь", т.е. неведомый, безызвестный.
Значит словосочетание относительно Рюрика "некий князь" более древнее(возможно из устного предания о Рюрике), чем позднейшее добавление летописца о родстве с Августом.
Тогда получается, что именно на его(Рюрика), и выбор то пал, по всей видимости, довольно случайно, ведь старейшины не конкретизировали к кому надобно обратиться - "и призовите от тамо сущих родов к себѣ владелца". Призовите кого-либо из местных княжеских родов(в Прусской земле) к себе правителем - вот смысл напутствия.

Вот видимо это(малоизвестность и худородность оного князя) и стало причиной, что о биографии Рюрика не сохранилось никаких подробностей, в отличии например от Ахилла или Тезея.  Смайл
Наверх
« Последняя редакция: 23.12.2018 :: 16:51:08 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10185 - 23.12.2018 :: 16:59:23
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
У нас на дворе 21 век, поэтому просто найти подходящую кандидатуру мало. Рюрик - прежде всего эпический персонаж. А любой эпический герой, например, Ахилл, Тесей и т.д., несёт в себе несколько значений.

Все это камлание на мистике к истории никакого отношения не имеет. В реальности все куда прозаичнее. Нас должно интересовать только имеет отношение Рюрик к реальному историческому персонажу Игорю или нет. Если имеет тогда следует выяснять кем он мог быть, без всех этих заморочек о мистичности и сакральности власти. Если не имеет, тогда надо уже выяснять по какой причине именно Рюрик летописцами объявлен отцом Игоря и откуда они взяли это имя. Все остальное от лукавого. Как и все упомянутые вами Ахилл, Тесеи и персеи.

Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
После книги Серякова "Рюрик и мистика истинной власти" - название хитовое , но написана на хорошем этнографическом материале.

На каком конкретно этнографическом материале, что Серяков отыскал такого что не смогли отыскать другие историки? Приведите конкретику?

Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
Простое сопоставление с какой-либо личностью не работает.

Да почему? Не надо искать мистику там где ее нет.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10186 - 23.12.2018 :: 17:01:25
 
upasaka писал(а) 23.12.2018 :: 16:26:49:
И это касается Кривичей?

именно о кривичах он это и писал. я приводил цитату.
upasaka писал(а) 23.12.2018 :: 16:31:37:
Да это он о вставке.

А Рюрик разве не во вставке?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10187 - 23.12.2018 :: 18:51:49
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 16:59:23:
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
У нас на дворе 21 век, поэтому просто найти подходящую кандидатуру мало. Рюрик - прежде всего эпический персонаж. А любой эпический герой, например, Ахилл, Тесей и т.д., несёт в себе несколько значений.

Все это камлание на мистике к истории никакого отношения не имеет. В реальности все куда прозаичнее. Нас должно интересовать только имеет отношение Рюрик к реальному историческому персонажу Игорю или нет. Если имеет тогда следует выяснять кем он мог быть, без всех этих заморочек о мистичности и сакральности власти. Если не имеет, тогда надо уже выяснять по какой причине именно Рюрик летописцами объявлен отцом Игоря и откуда они взяли это имя. Все остальное от лукавого. Как и все упомянутые вами Ахилл, Тесеи и персеи.

Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
После книги Серякова "Рюрик и мистика истинной власти" - название хитовое , но написана на хорошем этнографическом материале.

На каком конкретно этнографическом материале, что Серяков отыскал такого что не смогли отыскать другие историки? Приведите конкретику?

Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 15:54:17:
Простое сопоставление с какой-либо личностью не работает.

Да почему? Не надо искать мистику там где ее нет.


Последствия советской атеистической исторической школы - отрицание сакрального смысла в эпических образах, и это в эпоху всеобщей религиозности. Так в своей видеолекции преподносит скандинавскую мифологию как просто сказочные образы Мельникова. А Петрухин излагает биографию Рюрика, как обыкновенного вождя.
В таких случаях, я привожу в пример: Ал. и Бр. Рис "Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе". Таким на сегодня должно быть этнографическое исследование.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10188 - 23.12.2018 :: 19:02:01
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 17:01:25:
именно о кривичах он это и писал. я приводил цитату.

Где?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10189 - 23.12.2018 :: 19:02:30
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 18:51:49:
Последствия советской атеистической исторической школы - отрицание сакрального смысла в эпических образах, и это в эпоху всеобщей религиозности. Так в своей видеолекции преподносит скандинавскую мифологию как просто сказочные образы Мельникова. А Петрухин излагает биографию Рюрика, как обыкновенного вождя.
В таких случаях, я привожу в пример: Ал. и Бр. Рис "Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе". Таким на сегодня должно быть этнографическое исследование.

к чему все это? мы тут историей занимаемся или сакральной мифологией?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10190 - 23.12.2018 :: 19:04:08
 
Mukaffa писал(а) 23.12.2018 :: 16:44:27:
Вот видимо это(малоизвестность и худородность оного князя) и стало причиной, что о биографии Рюрика не сохранилось никаких подробностей, в отличии например от Ахилла или Тезея


Скорее наоборот древность происхождения эпического образа, а также привнесённость образа извне.
Послужили тому, что он был мало разработан на Руси. То есть это северная традиция, принесённая на Русь из западной Европы - это первое. Второе, крещение, когда языческие образы замещались христианскими.
Поэтому сакральность образа ушла. Остались только отдельные эпитеты, как напоминание о роли в прошлом.
В общем, на эту тему написана целая книжка.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10191 - 23.12.2018 :: 19:08:54
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 17:01:25:
А Рюрик разве не во вставке?

Еще раз - вывод Никитина:
"должно стать признание полной чужеродности  Рюрика/Рорика для истории России, с которой он оказался столь прочно связан благодаря  тенденции  летописцев  и  консерватизму  мышления многих поколений отечественных  историков."
И не сможете доказать обратного.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13803
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10192 - 23.12.2018 :: 19:09:58
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 19:04:08:
Скорее наоборот древность происхождения эпического образа, а также привнесённость образа извне.

Так если посланные мужи случайно именно на Рюрика вышли, то какая тут может быть "привнесённость"? Ежели он и в Прусской земле не считался особо знатным и как-то известным, то из чего образ то лепить? Материала то для этого нет. Смайл
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13803
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10193 - 23.12.2018 :: 19:19:50
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 19:04:08:
Послужили тому, что он был мало разработан на Руси. То есть это северная традиция, принесённая на Русь из западной Европы - это первое.

Не согласен.
Мы же не знаем эпические традиции балтийских славян.
Вот если бы они были нам известны, вот тогда бы мы и сравнили, скажем скандинавские и вендские, или даже общегерманские и у балтийских славян ходившие.
Притом отметим, что нас интересуют именно традиции вендов, живших на побережье Балтики, а не полабских славян вообще. Потому-что наверняка у славян-мореплавателей были свои нюансы, в т.ч. имеющие параллели и из общегерманского эпоса, ибо циркумбалтийское культурное пространство никто не отменял.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13803
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10194 - 23.12.2018 :: 19:37:33
 
Вообще конечно об эпической традиции балтийских славян вопрос довольно любопытный.
Откуда например в позднем средневековье взялись все эти сюжеты о ругах-русах, об Одоакре как правителе русов и т.д. ...
Может это не такая уж чистая выдумка тогдашних "летописцев", штампующих истории племён на заказ(как полагают некоторые)?
Может некое серьмяжное зерно и уже ранее имело место быть, ... например в преданиях вендов.
Ведь недаром же западных славян в Европе многие авторы выводили как-бы из вандалов.  Класс
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10195 - 23.12.2018 :: 19:40:31
 
Roxsalan писал(а) 23.12.2018 :: 19:02:30:
к чему все это? мы тут историей занимаемся или сакральной мифологией?


Для чего это, пример:
Имеем ирландскую мифологию.
Вопрос, что можно из неё извлечь в историческом плане?
Обычный ответ:"всё туманно, неопределённо, полно вымысла, короче - источник малоинформативен для историка"
А теперь смотрим:
1) Деление эпической традиции на группы по смысловой нагрузке: история рода, происхождение народа, исторический цикл.
2) Значения базовых понятий древности:начало бытия, иерархия территорий, переплетение пятичастной структуры в разных сферах древнего общества, значение "центра","пять вершин", числовые соотношения.
3) И далее, набор мифологических сюжетов.
Таким образом, из мифологии мы получаем практически полный портрет древнего общества:структура, иерархия, миропонимание, образ жизни.
Так работает сравнительная этнография.

Что касается, Рюрика: в данном случае, информация содержится не только в имени, но и в количестве братьев. Напомню, что Кий пришёл с двумя братьями и сестрой - что говорит о другой мифологической традиции, о другом народе.

Игнорируя сравнительную этнографию, мы и получаем кучу одноимённых Рюриков, а разбив эпос на составляющие можем подобрать Рюрика в Дании, Трувора во Франции, Синеуса в северной Европе.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13803
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10196 - 23.12.2018 :: 19:44:17
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 19:40:31:
Что касается, Рюрика: в данном случае, информация содержится не только в имени, но и в количестве братьев. Напомню, что Кий пришёл с двумя братьями и сестрой - что говорит о другой мифологической традиции, о другом народе.

О трёх братьях-правителях это довольно распространённый иранский эпический сюжет.
Именно от иранцев он мог прийти и в Скандинавию, кстати.  Подмигивание
Да и был он разве у скандинавов?
Напомните тогда уж пожалуйста!
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10197 - 23.12.2018 :: 19:53:24
 
Mukaffa писал(а) 23.12.2018 :: 19:09:58:
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 19:04:08:
Скорее наоборот древность происхождения эпического образа, а также привнесённость образа извне.

Так если посланные мужи случайно именно на Рюрика вышли, то какая тут может быть "привнесённость"? Ежели он и в Прусской земле не считался особо знатным и как-то известным, то из чего образ то лепить? Материала то для этого нет. Смайл



"Прусская земля" уже говорит о поздней интерпретации сообщения.
Почитайте Серякова, он все эти нюансы очень подробно объясняет.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13803
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10198 - 23.12.2018 :: 19:55:09
 
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 19:40:31:
Напомню, что Кий пришёл с двумя братьями и сестрой - что говорит о другой мифологической традиции, о другом народе.

Да, и тогда вопрос: в какой традиции, касательно состава и количества, есть параллели с Кием и сотоварищами?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #10199 - 23.12.2018 :: 20:00:38
 
Mukaffa писал(а) 23.12.2018 :: 19:44:17:
Dedal писал(а) 23.12.2018 :: 19:40:31:
Что касается, Рюрика: в данном случае, информация содержится не только в имени, но и в количестве братьев. Напомню, что Кий пришёл с двумя братьями и сестрой - что говорит о другой мифологической традиции, о другом народе.

О трёх братьях-правителях это довольно распространённый иранский эпический сюжет.
Именно от иранцев он мог прийти и в Скандинавию, кстати.  Подмигивание
Да и был он разве у скандинавов?
Напомните тогда уж пожалуйста!


Если честно, скандинавы мне не интересны. Скандинавская русь - это отсыл в никуда. В плане этимологии "руси", родины "руси", происхождения родоначальников. А также происхождения русского судостроения, но это уже моя головная боль.
А вот с иранской мифологией - гораздо больше параллелей Подмигивание
Наверх
 
Страниц: 1 ... 508 509 510 511 512 ... 982
Печать