upasaka писал(а) 22.12.2018 :: 19:28:30:буквально - это "отчество" от имени или, скорее, прозвища их-родоначальника *Кривъ
А Криве тоже славянином был да?
upasaka писал(а) 22.12.2018 :: 19:28:30:Иванова В.В. и Топорова В.Н. читали?
Е.А. Шмидта "Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных) / Е.А. Шмидт. — Смоленск: Б.и., 2012." - читали?
Смотрим что он пишет:
"Первоначально КСПДК сформировалась в пределах территорий восточной Литвы и прилегающих областей Латвии, где вся материальная культура населения, начиная с середины I тыс. н.э., имела основные типы вещей, на основе которых только и могла сложиться КСПДК. Население эпохи длинных курганов большинством археологов (П.Н. Третьяков, В.В. Седов и др.), принято называть кривичами. Часть сследователей-лингвистов считают, что население КСПДК называло себя Креве (М. Фасмер), или по-другому Krieva
(Г.А. Хабургаев), что не вызывает особых возражений.
С нашей точки зрения, называть население КСПДК кривичами и перемещать ретроспективно название населения X—XII вв. на население этой же территории VIII—IX вв. и считать их славянами без достаточных обоснований не правомерно... КСПДК просуществовала на этих территориях, сохраняя основные элементы своей
материальной и духовной культуры, с VIII в. до середины X в. как часть этнокультурной общности балтов, при своей некоторой самобытности, не теряя своего самоназвания Krieva (Криве)... Общее эволюционное развитие КСПДК, за все время ее существования, происходило одинаково и параллельно с другими культурами балтов, что было показано при сравнительном описании культур латгалов и КСПДК [223]. Население КСПДК составляло большое межплеменное объединение Krieva, которое уже с середины IX в. играло важную роль в Северо-Западном регионе Восточной Европы, когда, согласно летописным сведениям,вместе со славянами, чудью и другими племенами принимало участие в создании мощного союза племен, сумевшего изгнать варягов «за море». В составе большого союза племен население КСПДК принимало участие в создании Древнерусского государства, войдя в его состав в 882 г. После рубежа VIII и IX вв. увеличился приток славянского населения, которое основывало поселения на Двине и Днепре, ставшие опорными пунктами славянской колонизации земель Krieva...
Появление славянских могильников,
состоящих из круглых курганов, и распространение в это же время круглых курганов в могильниках КСПДК (Krieva) свидетельствует о сложных процессах взаимоотношений двух этносов, сопровождавшихся и конвергенцией материальной культуры, и языковой
ассимиляцией населения КСПДК славянами. Эти процессы, видимо, начались в середине IX в., в тот период, когда Krieva вместе с новгородскими славянами, чудью и другими племенами успешно вели борьбу за свою независимость от иноземного господства.... Процессы конвергенции и ассимиляции усиливались и становились необратимыми с момента вхождения Krieva в
состав Древнерусского государства, что в значительной степени подтверждается археологическими вещественными источниками.
В этот период (конец IX—X вв.) славянизируемое население КСПДК (Krieva) и стало называться кривичами. И, видимо, к концу этого периода этноним «кривичи» был распространен на все население, включая славян,проживавшее в Смоленской и Полоцкой землях. Таким образом, славяне и славянизируемые Kneva, проживавшие на одной и той же территории, в древнерусских летописях обозначены как кривичи."