Kaviko
|
Начнём издалека. Россия, глядя на Запад, сообразила, что ей тоже нужны железные дороги. Благодаря Петру 1 индустриализация страны кое-как стартовала, и цари правильно поняли, что рост страны потребует быстрого перемещения товаров и людей. Для железных дорог нужны были паровозы, а это уже сложные машины. В нашей литературе вы найдёте много стонов на тему того, что вот в это же время на Урале отец и сын Черепановы сделали свой, российский паровоз, лучше английского, и царям нужно было бы вложиться в СВОИХ… Однако, не всё так просто. Черепановы жили и работали в вотчине Демидовых, и, скорее всего, про их паровоз в центральной России знали только несколько человек. Максимум. Никаких СМИ в те времена не было, кроме царских указов – как царю про паровоз узнать? Кто придёт и ему доложит, т.е. возьмём на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и будет готов быть крайним, если что? Чудесные совпадения, когда тот же кузнец Демидов попался на глаза царю, бывают не каждый год… Сами же Демидовы старались замалчивать о том, что у них вообще на Урале творится: это было как государство в государстве. Если бы царь про Черепановых и узнал, то сделать на них ставку ему помешали бы следующие риски: 1) Демидов оказался способен на то, чтобы организовать огромный бизнес, а Черепановы были готовы стартовать бизнес паровозный??? 2) Отец научил сына механике, а были Черепановы готовы создать ШКОЛУ инженеров-железнодорожников, с передачей опыта из поколение в поколение? 3) Без антибиотиков в те времена смертность была обычным делом: чахотка или простуда. Получается, весь национальный ж/д проект был бы зависим от жизни ДВУХ человек.
Поэтому царь принял правильное решение: закупать паровозы за границей. Потом и заводы построили, и спецов вырастили, которые адаптировали западную технику к нашим реалиям… Как вы знаете, в своё время СССР купил на Западе линии сборки для выпуска «Жигулей» и «КамАЗов». Причём купил не только «технологию сборки автомобилей» (ТОННЫ документации!), но и станки,- весь конвейер. Покупать только одни технологии было бы чистейшим безумием: ушли бы ГОДЫ на создание станков, которые бы клепали запчасти именно в тех параметрах, какие надо, а когда ж сами машины выпускать??? Так как в те годы не было ни ЧПУ, ни, тем более, компьютеров, а только «чистая механика», то и проблем, собственно, не было никаких. Сначала был налажен выпуск запчастей для ремонта западных станков, потом появились станки уже свои. По крайней мере, «КамАЗ» каким был, таким и остался: те же пропорции кабины и кузова для самосвала (правда, потом ещё появились модификации: фургон, автобус, зерновоз, гидрокран и т.п.). Ведь не штампуют кабины те же самые станки, при Брежневе купленные?- а Запад такие нам сейчас и не продаст, так как от этой модели грузовика отказался вообще. Несомненно, КамАЗ улучшается, становится комфортнее и легче в управлении. Но, чтобы ехать на Даккар, ему нужно поставить НЕМЕЦКИЙ двигатель: свой родной ему не поможет. И вот тут возникает момент… Конечно, немцы нам самую современную технологию НЕ ПРОДАДУТ. Ну, ладно, мы не гордые: можем купить и не самое передовое, а потом совершенствовать. А что такое вообще «технология»? Понятно, что для немецкой технологии мы должны создать и двигатель, по своим параметрам как у них же. Это значит, что металлурги должны дать нам именно такие сплавы, какие немцы требуют. А, значит, у наших металлургов уже должно быть оборудование, позволяющее делать подобные сплавы: на «глазок» сейчас не делается никакое передовое. И культура производства соответствующего «космического» уровня, как сейчас говорят. Потом, линии сборки сейчас управляются компьютерами, и без оных запуск сборки будет невозможен. А они совсем не похожи на «домашние» компы… Получается, нам нужно закупать оборудование и для металлургов, и для цехов сборки. Никак мы не можем покупать «только технологии»: это могут позволить себе только те, у кого есть наработанный БАЗИС, и они «знают, как и что» нужно сделать, чтобы идею запустить в работу. И вот вопрос: как нам улучшать зарубежное оборудование, которое напичкано электроникой, да не ламповой, а микропроцессорной??? Да никак: надо иметь своё такое же, аналогичное, а улучшения создавать под новую технологию. А «своё такое же» мы иметь уже опоздали: пока улучшаем ПЭВМ «Искра»,- мир уже перейдёт на многоядерные процессоры, с тактовой частотой в ГИГАГЕРЦЫ. Вот если бы скорость технического прогресса стормознулась – вот тогда бы мы имели время перейти от телевизоров деревянных к плазменным. Фокус вот в чём: нам продадут, понятное дело, не самую передовую технологию и оборудование к нему. Если мы включимся в процесс улучшения, то, пожалуй, сможем создать что-то и получше того, что нам впарили. Да только вот в чем дело-то: пока мы улучшаем старьё – Запад сделает ещё шаг, причём не от старого, которое нам продал, а от нового, которое себе оставил. Итак, мы, значит, сделаем затраты на улучшение старого, а в итоге всё равно будем отставать… Вопрос: а какой смысл улучшать старое???- чтобы наш потребитель имел товары заведомо отстающего качества? Причём, и по более дорогой цене, так как нам надо оправдать свои расходы на улучшение.
P.S. На практике была получена такая статистика: новая система будет надёжна, если процент новизны будет не более 40 от старой. Т.е., имеем обкатанную модель автомобиля, кое-что улучшаем, придумываем название для этой модификации – и вперёд, в продажу, в эксплуатацию! Вот такими мелкими шажками автомобилестроение прошло от деревянных машин до современных Лексусов, за ДЕСЯТКИ лет.
|