Вот в этой статье в самом начале описаны причины возникновения Ленинградской блокады: разгром за две недели войск Северо-Западного фронта:
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1391339858 Главнейшей же причиной голода стал уход почти всех судов Ладожской флотилии в тыл. Перевезли людей и грузы в одну сторону и обратно не вернулись, хотя времени и возможности было предостаточно. (Почему???)
В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж, не приспособленных для открытой навигации по Ладожскому озеру. (см. тут:
http://h.ua/story/278082/ ). Это Ладожское озеро отличается осенью буйным характером, из-за чего ещё при Петре 1 прорыли Ладожский обходной канал, т.к. гибло слишком много кораблей.
Ладожская военная флотилия, по логике, имела возможность курсировать по этому озеру, но у нас уважительные причины способны победить любую задачу.
В конечном итоге главной причиной голода стало никудышнее планирование и организация перевозок. Т.е. зимой по льду автомобили шли в Ленинград без катастрофичных потерь, была даже проложена ж/д по льду, но у нас всегда чего-то не хватает, всегда нужен героизм, напряжение и жертвы. Чтобы потом испытывать чувство гордости.
«У нас всё не как у людей…» - такую жалобу я слышал в молодости постоянно, и это ещё было время, когда наши дурные активисты в основном ушли на пенсию, и среди начальников появилась мода на высшее образование. Как вообще велось управление во времена, когда и двух слов без мата связать не могли – вообще загадка…