Kaviko
|
В Переяславле-Русском хватало и своих «языческих традиций»: «о чем весьма убедительно говорит и позднейший герб Переяславля тоже в виде идола. Идол на данной миниатюре представляет собой обнаженного бородатого человека со щитом (как и на идолах языческих времен), но не с жезлом, а с большим желудем в другой руке. Желудь -- олицетворение дуба, а дуб -- священное дерево Перуна, Зевса, Юпитера и других ипостатей верховного божества. Все сходится на том, что у Переяславля прочно сохранялась слава какого-то архаичного сакрального языческого центра, слава, возможно, перешедшая к нему от соседнего Трахтемировского городища, которое очень подходит к роли общесколотского святилища.» В те годы Переяславль-Русский входил в тройку крупнейших городов, сразу после Киева и Чернигова. Почему бы в ТАКОМ городе не сделать резиденцию митрополитов? Так как река Трубеж не была важнейшим путём сообщения, то в Переяславле не было расцвета торговли, его возвышение было обусловлено только лишь расположением в области плодородных земель. Так что решение обосновать митрополию не в «деловом» Киеве, а в «работящем» Переяславле можно считать по своему логичным с учётом слов Христа о том, что торговцы не войдут в храм божий. Наконец, могли быть чисто личные причины: может быть, митрополит Леон (с 991г.) был выходцем из этих мест, или тут жил его духовный наставник. Всё говорит о том, что Переяславль и без митрополитов стал сильным духовным центром христианства, кафедра которых была там лишь порядка 50 лет. Очень скоро он пришёл в упадок из-за набегов половцев, много беженцев ушли на северо-восток, обосновав Переяславль-Рязанский (Рязань) и Переяславль-Залесский (с него снимают статус города, будет «сельское поселение»), причём местные реки тоже стали называть «Трубеж». Так вот, в Переяславле-Залесском – шесть монастырей и 9 церквей, что для одного «села» явно многовато. (Спасо-Преображенский собор – XII век, построен как раз в период переселения, сохранился до сих пор.)
|