En-sze
+++
Вне Форума
Сообщений: 640
Татарстан
Пол:
КАИ
|
"Тадшик (Таджик) исконные жители; отношения слуг и господ Именем татов, тадшиков, тадшеков обозначают по всей Иранской выси, главную массу земледельческого населения, не принадлежащего ни к одному теперешнему властвующему племени и в настоящее время составленную из смеси различных народностей, коих единство выражается только общим всем им, презрением и угнетением их племени, и персидским языком. С каких пор носят они это имя таджик (значащее по-монгольски мужик, землепашец, а у татар Тадшек синоним Персии) было прежде неизвестно. Нам кажется, что мы с помощью Китайских летописей и других важнейших доступных нам документов, вполне разъяснили как истинное происхождение, так и настоящий смысл, даваемый этому слову в Центральной Азии, т.е. говорящих по-персидски, где мы упоминали об этих таджиках или татах как о жителях Бухары и Афганистана. Во времена Тимура этим позорным именем означали всех иранцев, по колику они не были арабами или монголами, подобно тому как турки, в Египте, называют местных жителей феллахами. По-персидски и у белуджей, называются они диган, дихкан, дихвар (Дих по белуджски деревня [не по-белуджски, а по-персидски. Пр. Пер.]). Узбеки называют их сарт, а иногда овкер и т.д. Жоанень полагает, что они смесь арабов, гебров, жидов и несториан, принявших исламизм по принуждению. Малькольм, гораздо основательнее, видит в них аборигенов, сохранивших свою самобытность не смотря на революции, войны и наплывы иноплеменных народов на Иран. Во всех местах их жительства, в Персии, в Афганистане, в Белуджистане и в Бухаре говорят они древнеперсидским наречием, отличным от новоперсидского, от пушту и от туркменского, но принявшим в себя слова всех этих языков. Они везде образуют класс слуг, glebae adscripti, крестьян, не несущих военной повинности и везде мучимых своими грубыми и дикими владыками, Ордынцами. Во всей западной верхней Азии, от Индийского Кавказа до Тавра, на Западе, везде кочующие племена, живя бок о бок с земледельцами, становятся им во всем резко поперек и относятся друг к другу как господа к слугам, или как кичливое, невоспитанное дворянство, к промышленному, но бессильному и глубоко павшему народу. Эти отношения, по свидетельству спутников Александра, существовали уже за 2000 лет, в эпоху, когда Македонский завоеватель проник в долину Оксуса. Они те же, как ныне существующие между афганцами и таджиками, т.е. подвластным отделом населения, каковые отношения историк Вилькен сравнивает с теми, которые установились в эпоху переселения народов, между остроготами и лонгобардами относительно итальянцев, или между франками, визиготами, бургундами и галлами. Таджики есть и в Китайском Туркестане, где они столько же оседлы, как и в Татарии, в стране узбеков и во всей Персии, но в разных местностях и при различии влияния на них истории, судьбы их сложились различно. На Иранской выси, были они порабощены халифами в эпоху первого распространения Исламизма, а когда кончилась власть халифов, они смешались с арабами, у коих они переняли нравы, образование и отчасти самый язык. Так многие из них ведут свое происхождение от арабов, тоже было и в Бухаре. Афганистан же, в течении 3-х веков, отражал нападения мусульман, пока наконец должен был подчиниться персидской власти, так что старейших обитателей трех этих стран, Персии, Афганистана и Бухары, постигла одинаковая судьба. Эта персо-арабская помесь равнинного населения, таджики, были промышленниками и рабочими для всех последующих династий, постоянно являющихся, или в виде кочевников, или в виде конных полчищ, напротив того все отделы исконного населения, удалившиеся в неприступные горные твердыни, сохранили там, до некоторой степени, свою независимость. Самый дикий член свободного племени, все же считался дворянином страны, из коей выходили правители Афганистана, Туркмении и Персии, спускавшиеся либо с Паропамиза, либо образовывавшиеся в Хорасане, но те и другие, тяжко давили таджиков, делая из них вассалов, слуг и даже рабов. В настоящее время, большинство их, составляет миролюбивое, трудолюбивое и промышленное население, которое от верхней Бухарии, чрез Иран до Анатолии, Сирии и даже до Египта, везде находится в одинаковом положении подчинения. Таджики гораздо более развиты, смышлены, образованы, и склонны к искусствам, чем их дикие неучи повелители, на коих они должны работать и коим они отдают 1/4 или 1/2 жатвы своих полей. Также и в городах, образуют они большинство населения и занимаются ремеслами, прислугой, поденным наймом и мелкой торговлей. Они очень ревностные сунниты. В Сеистане и даже в Белуджистане, они составляют большинство населения и кое-где выселены, по обычаю Востока, своими владельцами, повелителями выси, в виде колонистов. Они представляют печальную картину, всякого рассеянного народа, отданного на произвол бурных наплывов иноземных населений, который ищет спасения на скалах, островах и поморьях, и там, в бессилии и уничижении, живет тем, что успел спасти из некогда гораздо лучшего прошедшего. Вероятно, они, действительно уцелевшие в стране, остатки древних гебров, или персов, принявших Исламизм и уступившие прежнее свое имя тем из своих соплеменников, которые остались верными учению Зороастра и частью укрылись в горных ущельях Кирмана, частью же, были загнаны, мечем последователей Мухаммеда, в Гуджарат, в Индию. Обоих постигла та же участь." Риттер Карл ― Иран. Ч.1. Перевел и дополнил Н.В.Ханыков (1874), страница 393-396
|