Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Карл Риттер о персах и таджиках. (Прочитано 3618 раз)
En-sze
+++
Вне Форума



Сообщений: 640
Татарстан
Пол: male

КАИ
Карл Риттер о персах и таджиках.
26.10.2013 :: 22:42:56
 
"Тадшик (Таджик) исконные жители; отношения слуг и господ


Именем татов, тадшиков, тадшеков обозначают по всей Иранской выси, главную массу земледельческого населения, не принадлежащего ни к одному теперешнему властвующему племени и в настоящее время составленную из смеси различных народностей, коих единство выражается только общим всем им, презрением и угнетением их племени, и персидским языком. С каких пор носят они это имя таджик (значащее по-монгольски мужик, землепашец, а у татар Тадшек синоним Персии) было прежде неизвестно. Нам кажется, что мы с помощью Китайских летописей и других важнейших доступных нам документов, вполне разъяснили как истинное происхождение, так и настоящий смысл, даваемый этому слову в Центральной Азии, т.е. говорящих по-персидски, где мы упоминали об этих таджиках или татах как о жителях Бухары и Афганистана. Во времена Тимура этим позорным именем означали всех иранцев, по колику они не были арабами или монголами, подобно тому как турки, в Египте, называют местных жителей феллахами. По-персидски и у белуджей, называются они диган, дихкан, дихвар (Дих по белуджски деревня [не по-белуджски, а по-персидски. Пр. Пер.]). Узбеки называют их сарт, а иногда овкер и т.д. Жоанень полагает, что они смесь арабов, гебров, жидов и несториан, принявших исламизм по принуждению. Малькольм, гораздо основательнее, видит в них аборигенов, сохранивших свою самобытность не смотря на революции, войны и наплывы иноплеменных народов на Иран. Во всех местах их жительства, в Персии, в Афганистане, в Белуджистане и в Бухаре говорят они древнеперсидским наречием, отличным от новоперсидского, от пушту и от туркменского, но принявшим в себя слова всех этих языков. Они везде образуют класс слуг, glebae adscripti, крестьян, не несущих военной повинности и везде мучимых своими грубыми и дикими владыками, Ордынцами.

Во всей западной верхней Азии, от Индийского Кавказа до Тавра, на Западе, везде кочующие племена, живя бок о бок с земледельцами, становятся им во всем резко поперек и относятся друг к другу как господа к слугам, или как кичливое, невоспитанное дворянство, к промышленному, но бессильному и глубоко павшему народу. Эти отношения, по свидетельству спутников Александра, существовали уже за 2000 лет, в эпоху, когда Македонский завоеватель проник в долину Оксуса. Они те же, как ныне существующие между афганцами и таджиками, т.е. подвластным отделом населения, каковые отношения историк Вилькен сравнивает с теми, которые установились в эпоху переселения народов, между остроготами и лонгобардами относительно итальянцев, или между франками, визиготами, бургундами и галлами.
Таджики есть и в Китайском Туркестане, где они столько же оседлы, как и в Татарии, в стране узбеков и во всей Персии, но в разных местностях и при различии влияния на них истории, судьбы их сложились различно. На Иранской выси, были они порабощены халифами в эпоху первого распространения Исламизма, а когда кончилась власть халифов, они смешались с арабами, у коих они переняли нравы, образование и отчасти самый язык. Так многие из них ведут свое происхождение от арабов, тоже было и в Бухаре. Афганистан же, в течении 3-х веков, отражал нападения мусульман, пока наконец должен был подчиниться персидской власти, так что старейших обитателей трех этих стран, Персии, Афганистана и Бухары, постигла одинаковая судьба. Эта персо-арабская помесь равнинного населения, таджики, были промышленниками и рабочими для всех последующих династий, постоянно являющихся, или в виде кочевников, или в виде конных полчищ, напротив того все отделы исконного населения, удалившиеся в неприступные горные твердыни, сохранили там, до некоторой степени, свою независимость.

Самый дикий член свободного племени, все же считался дворянином страны, из коей выходили правители Афганистана, Туркмении и Персии, спускавшиеся либо с Паропамиза, либо образовывавшиеся в Хорасане, но те и другие, тяжко давили таджиков, делая из них вассалов, слуг и даже рабов. В настоящее время, большинство их, составляет миролюбивое, трудолюбивое и промышленное население, которое от верхней Бухарии, чрез Иран до Анатолии, Сирии и даже до Египта, везде находится в одинаковом положении подчинения. Таджики гораздо более развиты, смышлены, образованы, и склонны к искусствам, чем их дикие неучи повелители, на коих они должны работать и коим они отдают 1/4 или 1/2 жатвы своих полей. Также и в городах, образуют они большинство населения и занимаются ремеслами, прислугой, поденным наймом и мелкой торговлей. Они очень ревностные сунниты. В Сеистане и даже в Белуджистане, они составляют большинство населения и кое-где выселены, по обычаю Востока, своими владельцами, повелителями выси, в виде колонистов. Они представляют печальную картину, всякого рассеянного народа, отданного на произвол бурных наплывов иноземных населений, который ищет спасения на скалах, островах и поморьях, и там, в бессилии и уничижении, живет тем, что успел спасти из некогда гораздо лучшего прошедшего. Вероятно, они, действительно уцелевшие в стране, остатки древних гебров, или персов, принявших Исламизм и уступившие прежнее свое имя тем из своих соплеменников, которые остались верными учению Зороастра и частью укрылись в горных ущельях Кирмана, частью же, были загнаны, мечем последователей Мухаммеда, в Гуджарат, в Индию. Обоих постигла та же участь."



Риттер Карл ― Иран. Ч.1. Перевел и дополнил Н.В.Ханыков (1874),  страница 393-396
Наверх
 

"В поисках Истины мы ограничены инструментами познания, и поэтому наше представление об Истине включает в себя и некую ошибку."


    "Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо её не признаёт."
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Карл Риттер о персах и таджиках.
Ответ #1 - 27.10.2013 :: 23:02:56
 
Это к чему?
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Карл Риттер о персах и таджиках.
Ответ #2 - 28.10.2013 :: 18:19:20
 
Эта Тема была перемещена сюда из История древнего мира пользователем Юстиниан.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать