ИВК
|
Завещание Ярослава Мудрого могло регулировать отношения между князьями лишь до тех пор, пока княжеский род не успел разветвиться. После смерти последнего из сыновей Ярослава, Всеволода (1093 год) оно уже, по сути, ни на что не влияло. Надо было вырабатывать какие-то правила, способные упорядочить отношения между внуками и правнуками Ярослава, многие из которых были друг для друга попросту чужими людьми, не говоря уж об откровенной вражде между некоторыми из них. Основой нового порядка стал принцип отчины: каждый правит тем, чем правил отец (а если наследников несколько, то волости распределяются по старшинству). Собственно, Владимир Мономах, ещё в 1093 году, сразу после смерти отца, отказался от борьбы за Киев именно на том основании, что "очередь не дошла": сначала там должен был править его двоюродный брат Святополк Изяславич, потому что его отец был старше отца Мономаха. А вот вопрос о Чернигове мирно решить не получалось, что вело к междоусобным войнам, в которые активно вмешивались половцы. Лишь в 1097 году Владимир и другой его двоюродный брат, Олег Святославич, договорились решить спор именно по тому принципу, который вскоре был провозглашён в Любече. А по нему получалось, что Чернигов должен принадлежать Олегу и его братьям (потому что первым из Ярославичей в нём княжил именно их отец), но на Киев они прав не имеют (их отец там правил 3 года, но незаконно), так что после Святополка Киев должен достаться Мономаху. Вот так был заключён союз между Владимиром и Олегом, нигде в источниках не зафиксированный, но явствующий из того, что в дальнейшем они всегда действовали заодно. После чего собрали съезд в Любече, который и узаконил принцип "каждому - своя отчина". И к тому же этот съезд стал прецедентом для последующих съездов как средства улаживания споров между князьями. Никто из участников съезда открыто не противился его решениям, но на деле всё оказалось не так просто. Похоже на то, что Владимир с Олегом попросту поставили Святополка перед фактом их неожиданно возникшего союза, и он согласился с решениями съезда вынужденно, не желая выглядеть врагом всеобщего примирения. А между тем его интересы были учтены отнюдь не в полной мере : западную часть земель, на которые он мог претендовать (как раз по отчине), отдали так называемым князьям-изгоям. Дело усугублялось тем, что один из них - Василько Теребовльский - подозревался (насколько основательно - сейчас уже не разобрать) в организации убийства старшего брата Святополка лет 10 назад. Поэтому за съездом последовало сначала ослепление Василька, а потом трёхлетняя война на спорных территориях юго-западной Руси. Собственно, на это обычно и указывают, говоря о бесполезности Любечского съезда. Но это была периферийная усобица, большая часть русских войск в ней не участвовала. Наконец, Владимир Мономах и Святославичи вмешались в неё и прихлопнули, причём без кровопролития: участники усобицы волей-неволей согласились с компромиссным решением (съезд 1100 года в Уветичах). После чего серьёзных междоусобиц долгое время не было. Что и позволило организовать планомерное наступление на половцев (особенно результативные походы - в 1103 и 1111 годах), завершившееся победой Руси. Половцы, кстати, после этого вообще никогда не пытались тягаться с Русью как целым, поскольку вопрос о том, кто сильнее, был решён окончательно - именно тогда, после Любечского съезда. Мир в основной части Руси держался более трети столетия после Любечского съезда. Случались лишь усобицы на окраинах. Потом началась новая череда усобиц уже во всей Руси, но это другая эпоха, требовавшая новых подходов к решению разногласий. Однако эти подходы всё равно основывались на принципах Любечского съезда, только приспосабливали их к новым реалиям.
|