Kaviko
|
Как ни странно, но при т.Сталине социальный состав наших деревень был очень разнороден, хотя его усиленно «унифицировали». Можно выделить несколько следующих групп: 1) Кулаки. Если без афоризмов, то это была самая богатая часть сельского населения. А это богатство могло браться только от продажи с/х продукции. При НЭПе богатство пороком не считалось, кулаками становились бывшие бедняки, которые захватили бывшую помещичью землицу. При СССР эксплуатация чужого труда была запрещена, кулаки поневоле были вынуждены ограничиваться рамками своей личной силы. Нас же усиленно учили, что только государство способно организовать на селе плановое, общественное с/х. Мы верили, что это так, хотя в капстранах с/х стало механизированным и без колхозов. В Европе сельское население составляет 5%, и этого вполне достаточно, чтобы кормить всю Европу и кое-что продавать в Россию и Африку. Сейчас в Татарстане «новые кулаки» взяли под себя бывшие колхозы, они строят современные животноводческие комплексы. Можете проехать по Татарстану, и вы увидите в сёлах объеврушенные домики, тракторы на дорогах, т.е. признаки деловой активности и процветания. Как ни странно, но та же Прибалтика даже при СССР сохранила свою самобытность. У них в сельской местности принято жить обособленно: один хозяин – один хутор. Как таких загнать в один колхоз??? Одна моя знакомая посетила такой хутор при СССР, и, судя по её рассказу, там был настоящий НЭП! Огромный комплекс домов и сараев, живности – как на ферме: много и разной! Сыра и колбасы в Прибалтике и в те годы было – просто завались. Граждане «средней полосы» впадали в шок от ассортимента продуктов в их магазинах. 2) Собственно колхозники. Беднота. И ведь не скажешь, что лодыри. Они страстно желали заработать в свой карман лишнюю копеечку, но почему-то никак не получалось. Сначала им мешали нормы «1 корова – 2 овечки – 10 кур и т.д. на один двор», а при высокой рождаемости и продналогах эти нормы зажимали их в тиски. При оплате трудоднями иной раз по итогам года выходило на руки НОЛЬ (во время войны не выдавали вообще НИЧЕГО) или 400 гр. картошки за трудодень. Когда стали платить в рублях и каждый месяц, то тоже мало – в городах зарплата была много выше, и два дня выходных круглый год, и дрова готовить не надо. Самое печальное: эти нормы живности на один двор не отменили даже во время войны. Получалось, что мы воевали со связанными руками, причём эти путы затягивали себе сами. А союзники слали нам через океан консервы с тушёнкой и бараниной, сухое молоко… Когда дурацкие нормы всё-таки отменили, и появилось много грузовых автомобилей, то была возможность продавать свою картошку в городах. Горожане иной раз сами приезжали в деревню и покупали скот, резали и рубили его на месте, но почему-то в итоге выходило, что автомобиль и гараж были по карману только председателю колхоза. Идеология зажимала нас в тиски: быть богатым – нельзя! НАДО БЫТЬ КАК ВСЕ! Иначе свои же задолбают. Ведь и нормы на один двор ввели в первую очередь для того, чтобы люди НЕ ИМЕЛИ ШАНСА СТАТЬ БОГАТЫМИ. 3) Единоличники. Люди, в колхоз не вступившие и живущие исключительно за счёт своего хозяйства. Проблемы с доходами у них были те же, что и у колхозников. Если колхозник, отработав на зернотоке, по приходу домой вытряхивал из сапог грамм 200 зерна, то у единоличника таких шансов не было. Он мог рассчитывать только на свои денежки, которые надо было ещё как-то заработать (см. выше). А ближайший рынок мог быть за 20км., причём не городской, а райцентр, в котором у каждого имелись свои курочки и картошка - в огороде рядом с домом. При Хрущёве этот слой растворился, так как Никита обязал урезать размеры огородов по норме на количество едоков и вместо трудодней ввёл ежемесячную зарплату. Мой отец, колхозный учётчик, сам лично обмерял эти огороды и обрезал. 4) Вольнонаёмные. Люди, потерявшие или бросившие своё хозяйство в период коллективизации. Нанимались в колхозы пастухами или строителями сараев на сезон. Как можно было жить в те годы в деревне, не имея ни своего огорода, ни работы в колхозе рядом с коровами (молоко!) или зерном – не представляю. Поэтому этот класс быстро растворился в наших реалиях, не каждый его и заметил. 5) Неколхозники. Например, учителя, фельдшеры. Учитель получает зарплату в районо, поэтому в списках колхозников не числится. Парадокс мог заключаться в том, что учителем могла быть своя же односельчанка. Она с рождения не мыслила себе жизни без своего хозяйства, у нас в России были (есть?) люди, до земельной работы жадные. Но, не будучи формально «в списке своих», получала к себе отношение, как к злостной единоличнице. Рисую картинку: молодая учительница, не замужем. Содержит корову и хочет её накормить. Впрягается в телегу вместо лошади и идёт в глухомань, на неудобья, чтобы не мозолить глаза. Накосила сена полную телегу, тащит назад. По пути ей попадается председатель колхоза: бывший фронтовик, демобилизован из-за ранения в руку. Человек, верящий в коммунизм и в ленинскую партию. Не воровавший никогда, имевший многодетную семью, постоянно голодавшую. Он наорал на эту учительку, опрокинул и раскидал её сено. Занавес. Как единоличники продержались при Сталине в среде дурных активистов – уму непостижимо.
|