Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Социальный состав советской деревни (Прочитано 2032 раз)
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Социальный состав советской деревни
01.06.2013 :: 19:32:24
 
   Как ни странно, но при т.Сталине социальный состав наших деревень был очень разнороден, хотя его усиленно «унифицировали». Можно выделить несколько следующих групп:
1)      Кулаки. Если без афоризмов, то это была самая богатая часть сельского населения. А это богатство могло браться только от продажи с/х продукции. При НЭПе богатство пороком не считалось, кулаками становились бывшие бедняки, которые захватили бывшую помещичью землицу. При СССР эксплуатация чужого труда была запрещена, кулаки поневоле были вынуждены ограничиваться рамками своей личной силы. Нас же усиленно учили, что только государство способно организовать на селе плановое, общественное с/х.
   Мы верили, что это так, хотя в капстранах с/х стало механизированным и без колхозов. В Европе сельское население составляет 5%, и этого вполне достаточно, чтобы кормить всю Европу и кое-что продавать в Россию и Африку.
   Сейчас в Татарстане «новые кулаки» взяли под себя бывшие колхозы, они строят современные животноводческие комплексы. Можете проехать по Татарстану, и вы увидите в сёлах объеврушенные домики, тракторы на дорогах, т.е. признаки деловой активности и процветания.
   Как ни странно, но та же Прибалтика даже при СССР сохранила свою самобытность. У них в сельской местности принято жить обособленно: один хозяин – один хутор. Как таких загнать в один колхоз??? Одна моя знакомая посетила такой хутор при СССР, и, судя по её рассказу, там был настоящий НЭП! Огромный комплекс домов и сараев, живности – как на ферме: много и разной! Сыра и колбасы в Прибалтике и в те годы было – просто завались. Граждане «средней полосы» впадали в шок от ассортимента продуктов в их магазинах.
2)      Собственно колхозники. Беднота. И ведь не скажешь, что лодыри. Они страстно желали заработать в свой карман лишнюю копеечку, но почему-то никак не получалось. Сначала им мешали нормы «1 корова – 2 овечки – 10 кур и т.д. на один двор», а при высокой рождаемости и продналогах эти нормы зажимали их в тиски. При оплате трудоднями иной раз по итогам года выходило на руки НОЛЬ (во время войны не выдавали вообще НИЧЕГО) или 400 гр. картошки за трудодень. Когда стали платить в рублях и каждый месяц, то тоже мало – в городах зарплата была много выше, и два дня выходных круглый год, и дрова готовить не надо.
   Самое печальное: эти нормы живности на один двор не отменили даже во время войны. Получалось, что мы воевали со связанными руками, причём эти путы затягивали себе сами. А союзники слали нам через океан консервы с тушёнкой и бараниной, сухое молоко…
   Когда дурацкие нормы всё-таки отменили, и появилось много грузовых автомобилей, то была возможность продавать свою картошку в городах. Горожане иной раз сами приезжали в деревню и покупали скот, резали и рубили его на месте, но почему-то в итоге выходило, что автомобиль и гараж были по карману только председателю колхоза. Идеология зажимала нас в тиски: быть богатым – нельзя! НАДО БЫТЬ КАК ВСЕ! Иначе свои же задолбают. Ведь и нормы на один двор ввели в первую очередь для того, чтобы люди НЕ ИМЕЛИ ШАНСА СТАТЬ БОГАТЫМИ.
3)      Единоличники. Люди, в колхоз не вступившие и живущие исключительно за счёт своего хозяйства. Проблемы с доходами у них были те же, что и у колхозников. Если колхозник, отработав на зернотоке, по приходу домой вытряхивал из сапог грамм 200 зерна, то у единоличника таких шансов не было. Он мог рассчитывать только на свои денежки, которые надо было ещё как-то заработать (см. выше). А ближайший рынок мог быть за 20км., причём не городской, а райцентр, в котором у каждого имелись свои курочки и картошка - в огороде рядом с домом.
   При Хрущёве этот слой растворился, так как Никита обязал урезать размеры огородов по норме на количество едоков и вместо трудодней ввёл ежемесячную зарплату. Мой отец, колхозный учётчик, сам лично обмерял эти огороды и обрезал.
4)      Вольнонаёмные. Люди, потерявшие или бросившие своё хозяйство в период коллективизации. Нанимались в колхозы пастухами или строителями сараев на сезон. Как можно было жить в те годы в деревне, не имея ни своего огорода, ни работы в колхозе рядом с коровами (молоко!) или зерном – не представляю. Поэтому этот класс быстро растворился в наших реалиях, не каждый его и заметил.
5)      Неколхозники. Например, учителя, фельдшеры. Учитель получает зарплату в районо, поэтому в списках колхозников не числится.
   Парадокс мог заключаться в том, что учителем могла быть своя же односельчанка. Она с рождения не мыслила себе жизни без своего хозяйства, у нас в России были (есть?) люди, до земельной работы жадные. Но, не будучи формально «в списке своих», получала к себе отношение, как к злостной единоличнице.
   Рисую картинку: молодая учительница, не замужем. Содержит корову и хочет её накормить. Впрягается в телегу вместо лошади и идёт в глухомань, на неудобья, чтобы не мозолить глаза. Накосила сена полную телегу, тащит назад. По пути ей попадается председатель колхоза: бывший фронтовик, демобилизован из-за ранения в руку. Человек, верящий в коммунизм и в ленинскую партию. Не воровавший никогда, имевший многодетную семью, постоянно голодавшую. Он наорал на эту учительку, опрокинул и раскидал её сено. Занавес.
    Как единоличники продержались при Сталине в среде дурных активистов – уму непостижимо.
Наверх
« Последняя редакция: 01.06.2013 :: 19:51:26 от Kaviko »  
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: Социальный состав советской деревни
Ответ #1 - 02.06.2013 :: 09:28:49
 
   Добавлю пару штрихов к общей картине:
1)      Так уж получилось, что у меня оба деда оказались в рядах вольнонаёмных. Правда, шли они к этому разными путями.
   Дед со стороны отца, Ключников Мирон Степанович: от раскулачивания вовремя ушёл с семьёй в Самару. И строить бы ему заводы до самой пенсии, но жена стала ныть: давай вернёмся, не могу я в городе! Могу, конечно, я понять свою бабку: наверняка они жили в бараке с тонкими стенками, где комнатушки по 9 кв.м., а кухни – по 3 (сам видел). Но по возвращении пришлось им жить в чужом доме, угловыми, что едва ли лучше. Т.е. своего хозяйства – нет, и дед вступать в колхоз не собирался. Поэтому и стал он вольнонаёмным. В то время в деревнях не было ни паспортов, ни прописок, поэтому председатель мог взять на работу кого угодно. Но, конечно же, вольнонаёмные могли работать только за трудодни, как все.
   Не могу сказать, сколько лет этот дед мыкался по вольным хлебам, занимаясь плотницкими работами по разным колхозам (сараи строил), получая на руки бумажки о проделанной работе. В 1937г., при очередной волне зачистки неблагонадёжных, его замели в Карлаг, Долинское отделение, на 10 лет, где он умер от прободной язвы желудка (есть справка). Дед был невероятным противником колхоза: даже в лагере он умудрился отделиться от общего барака в отдельный домик, где жил вместе с другим плотником (тот рассказал моему отцу про этот факт отделения и стройки домика своими силами). Впрочем, В.Шаламов в своих колымских историях зафиксировал факт своей работы в качестве плотника, где имелся тот самый отдельный домик, т.е. мой дед не был таким уж уникумом.
   Его жена, разумеется, вступила в колхоз, ибо не было ей вариантов. Знаю, что работала она там все годы войны, хотя была уже не девочкой (1884 года рождения). Но просто в те годы работать в деревне было некому, кроме детей, женщин и стариков. Умерла она в 1975г., на 91-м году жизни (Ключникова Пелагея Ананиевна).
   Дед со стороны матери, Осипов Павел Аверьянович: бедняк, но тоже ярый противник колхоза. Разругался с местными активистами и нанялся пастухом в соседнюю деревню. Разумеется, ходить пешком на работу каждый день было невозможно, поэтому он ночевал в колхозном сарае, в отрыве от семьи (кстати, его дочь написала заявление о вступлении в колхоз, ибо корову пасти было некому – см. мой последний пост в теме «Кулаки»). Ближе к осени ночи стали холодные, он получил двустороннее воспаление лёгких и умер, т.к. антибиотики изобрели только в 1942г., а пропаривание в бане не помогло.
   Вот так и растворились эти вольнонаёмные в наших колхозных реалиях……
2)      Любой человек с практическим мышлением должен спросить: а как вообще можно отслеживать нормы на количество живности на один двор? Ведь свиноматки периодически поросятся, овечки идут на окот, куры бегают туда-сюда, а нормы – 2 овечки, 10 кур и 2 свиньи…
   О, не извольте сомневаться, на сочинение поправок к дурным законам в России ума всегда хватает! Учётчики ходили по дворам и регулярно всё считали. Не скажу про свиней, но про коров знаю точно: если телёнок родился ДО Нового года, то его лучше убить сразу,- иначе задушат продналогами. Почему именно так – попробуйте, раскопайте. Теперь представьте: фашисты – под Москвой, рабочие у станков падают в голодные обмороки, а вы телёнка убиваете… Который мог стать коровой и давать молоко детям.
   Есть достоверный факт из д.Балахоновка Самарской обл.: третью овечку спрятали в подпол. Пришла учётчица и стала делать опись. И тут эта овечка взяла и заблеяла! Думали – ну всё, кранты. Обошлось. Но как не поверить после этого, что Россия – зона рискового земледелия????
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Социальный состав советской деревни
Ответ #2 - 02.06.2013 :: 10:03:59
 
@
Kaviko
Вы сохраняете свои записи еще где-нибудь, кроме форума? Надо сохранять, Ваши воспоминания ярки и убедительны.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: Социальный состав советской деревни
Ответ #3 - 02.06.2013 :: 10:40:14
 
   Эх, Алент, да никому они нафиг сейчас не нужны. Человек 50-60 узнают, кто живой историей интересуется -и слава богу. А в следующем поколении всё это будет забыто напрочь.
   Чтобы знание сохранилось, нужна целенаправленная работа государства. Вот почему учение Маркса до сих пор помнят, на сайтах записи хранят?- да потому, что страна в своё время усиленно его рекламировала. Если страна не возьмёт курс на ИЗВЛЕЧЕНИЕ УРОКА из недавней истории, то эти мои знания останутся невостребованными и будут забыты навсегда. А она и не собирается учиться у прошлого, гораздо удобнее строить ура-патриотизм. Но это уже отдельная тема.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Социальный состав советской деревни
Ответ #4 - 02.06.2013 :: 11:01:19
 
Kaviko писал(а) 02.06.2013 :: 10:40:14:
Эх, Алент, да никому они нафиг сейчас не нужны. Человек 50-60 узнают, кто живой историей интересуется -и слава богу. А в следующем поколении всё это будет забыто напрочь.

Пути информации неисповедимы Смайл.
Это я вам как журналист говорю.

Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать