Нате вам подарочек.
На одном из петроглифов на камнях в местности Тамгалы, что на горе Аныракай, находящейся в 130 километров к северо-западу от города Алматы (Казахстан), изображены две крупные фигуры: одна – солнцеподобное существо смотрит на нас и, другая, на одной линии с ней, нарисована спиной к нам, последняя фигура имеет негативный характер, на- подобие сатаны: с хвостом и вместо луча – камневидные звезды. По нашим представлениям, это два тюркских понятия, олицетворяющие божества противоположными характеристиками: один из них –
Тангр (Тэнрь, Тэнгр, Тәңір-каз., от слова «таң-tang» – утро), владеющий утренними зорями, другой–
Ньгрь (Іңір – ngr, от слова «сумерки»), владеющий сумерками, темнотой.
Между ними в виде четырех возрастов быка охарактеризованы четыре сезона года: новорожденный теленок – Весна, тёл – Лето, здоровый и могучий бык – Осень, дряхлый и умирающий безрогий бык – Зима.
Данный петроглиф показывает годоворот астрологического Быка, наступающее весеннее равноденствие (теленок возле Тангри), которое празднуют с танцами двенадцать существ-месяцев, знаков Зодиака.
Некоторые считают, что праздник Наурыз – древнее торжество в честь весеннего равноденствия, который имеет древнеперсидское происхождение, что исходит от слов «нов» – новый, «руз» – день. Но такой односторонний лингвистический подход никак не может определить, кому принадлежит Наурыз. Тем более, что праздник имеет скорее общечеловеческий характер, нежели этнический.
Тем не менее, Наурыз можно рассматривать одним из аргументов проявления отношения древних людей, центральноазиатских этносов, к ориентиру во Времени в астрологическом плане. Видимо, тюрки в древности не ограничивались празднованием только весеннего равноденствия.
Вообще, главные тюркские этнопраздники можно квалифицировать как основные астропраздники, которые отмечались как ритуалы, направленные на «источники» духовно-материальных благ для земного существования. Эти главные источники, с точки зрения прототюрков, отмечались четыре раза в годовом цикле, которые зависят от светло-темного состояния во времени на планете, от продолжительности солнцестояния в четырех сезонах годового цикла. Данные праздники можно отметить в следующем порядке:
- весна – свеже-молодая пора Природы, начало года –
Наурыз – весеннее равноденствие;
- лето – рабочая пора для возмужания Природы –
Ысыах – летнее солнцестояние;
- осень – время сбора, совершенство Природы –
Сабантой – осеннее равноденствие;
- зима – пора старения, умирания Природы –
Нартуган (
Корачун) – зимнее солнцестояние.
Всем этим праздникам характерен танец – хоровод
Осуохай (саха),
Айналайын (казахский танец потерял форму, а смысл сохранил в лексеме ласкательного содержания «кружусь») – всеобщее единение людей символизирует хоровод, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и в пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, благо.
http://www.azcenter.kz/news/view/23 Это взято с сайта национального азербайджанского центра в Казахстане.