Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства (Прочитано 3356 раз)
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1892
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
17.05.2013 :: 19:39:22
 
Решил почитать как-то статьи об архитектуре Ленинграда (то есть Петербурга) 18-19 столетия, чтобы освежить давнишние знания со студенческих лет. Однако еще больше заинтересовала техническая сторона вопроса – вся технология возведения всех этих монументальных построек, начиная с Эрмитажа, заканчивая великими (не побоюсь этого слова) постройками Дворцовой площади, Исаакиевского и Казанского соборов. Детальных описаний возведения этих сооружений я не нашел, кроме, установки Александровской колонны, хотя и здесь остались вопросы.
Еще большой интерес подогрел вот этот ресурс.
http://sv-rasseniya.narod.ru/xronologiya/20-was_actually/default.htm

Автор, здесь, конечно перегибает, в частности говоря о том, что даже в современное время нет технологий, позволяющих выпиливать такие монолиты и шлифовать гранит. Такие технологии, конечно, есть, но они основаны на использовании механизмов. А вот собственно  тезисы, которые наводят на размышления:
1. «Однако давайте посмотрим повнимательнее на здание Эрмитажа…. Само здание было построено за 8 лет. Построить такое здание за столь короткий срок и с таким потрясающим качеством без применения строительной техники и мощных подъёмных механизмов, невозможно! Чтобы все элементы можно было быстро собирать, они должны были подходить друг к другу без какой бы то ни было доработки, а это говорит о наличии в то время системы стандартизации и сертификации изделий (по типу ГОСТов в Союзе), о высочайшем уровне обрабатывающих технологий (по сравнению с сегодняшним уровнем), о широкой кооперации предприятий в масштабах всего государства».
С этим тяжело не согласиться. Любое строительство крупного объекта требует функционирования сложной производственной цепочки – от добычи начального материала, производства стройматериалов, развитой логистики (транспортно-дорожной структуры), до самого строительства. Говорить в таком случае, что необходимо присутствие квалифицированной рабочей силы будет излишним.
2. «Мало того, чтобы спроектировать и собрать такое здание, нужна соответствующая проектная документация на десятках тысяч листов. Для разработки проектной и технической документации такого объёма и уровня, необходимо привлечь целый проектный институт. А историки нам всё талдычат, что в России почти все были безграмотными в то время! Но ведь изготавливать элементы зданий и собирать их в единое целое должны были люди явно не безграмотные, а с высоким уровнем образования. И ни малограмотные крестьяне, ни другие малограмотные специалисты сделать этого не могли в принципе!»
Здесь автор вновь прав – строительство таких зданий как Эрмитаж, Казанский, Исаакиевский собор и им подобные нельзя построить на глазок – нужны на самом деле сложные расчеты, которые в настоящее время выполняют проектные институты. А кто-нибудь реально встречал бумажные детальные проекты этих зданий? (Я, правда, не знаю, есть они или нет).
Итак, что же, действительно, можно выявить:
- Российская империя в середине 18 – п.п. 19 столетия обладала развитыми (если не передовыми) на тот период времени архитектурными и строительными технологиями. В связи с этим неуместным выглядит тезис о технологической отсталости России – технологически отсталое государство позволить себе соорудить такие монументальные архитектурные комплексы, как Казанский или Исаакиевский соборы не может позволить.
- Наличие в России квалифицированной и грамотной рабочей силы, разработанных строительных стандартов (наподобие современных СНиПов) и проектных организаций (?)
- Наличие развитой дорожно-транспортной сети для доставки сырья и стройматериалов (а как же знаменитый тезис – дураки и дороги?)
- Наличие развитой производственной базы для добычи и переработки сырья, изготовления стройматериалов и инструментов и их доставки.
- Развитая экономика – строительство таких зданий как Эрмитаж и сооружений 19 столетия даже по современным меркам потребовало бы огромных финансовых и материальных ресурсов.

Однако остались вопросы.
Например, об установке Александровской колонны. Она была сделана из цельного куска гранита, который был выдолблен на гранитном карьере. Затем этот гранит обработали до готовой продукции и доставили к месту установки. Примерная масса колонны – 600 тн, в некоторых источниках указывается 800 тонн. Из всего технологического процесса, я нашел лишь описание установки колонны на Дворцовой площади даже с иллюстрациями, зафиксированными на картинах нескольких художников. Но не нашел материала по интересующим вопросам:
1. 1.      Как выдолбили без механизмов массивный кусок гранита для колонны? Да, да, я смотрел, как с помощью сверлильного ручного инструмента, кувалд и костылей проделывали реконструкцию добывания блочного камня. Но! Это делалось с помощью современного инструмента, изготовленного из современных сплавов. И проделывалось это не с гранитом. Гранит – невероятно прочный строительный материал. Я лично сталкивался с его прочностью на объекте, где копали котлован под фундамент дома. Попалась гранитная скала-монолит, которую не смогли взять даже клинованием. Сварщики утомились приваривать клыки к 2 тонным клин-бабам, которые отлетали, не выдерживая сопротивление камня. С большим трудом скала поддавалась и гидромолоту.
2. 2.      Ладно, с большим трудом с помощью кувалды и такой-то матери, рабочие выдолбили блок, обработали его до готового изделия (я опускаю здесь различные мелочи навроде постоянного передвижения материала для его обработки). И вот колонну необходимо транспортировать. Но с помощью чего производились погрузочно-разгрузочные работы? Для подъема груза массой 600 тн даже сейчас требуется сверхдорогая передвижная техника (как минимум 2 автокрана навроде Liebherr грузоподъемностью 500 тн, которые выпускаются в штучных экземплярах). Естественно, такой техники в 19 столетии не было.
3. Как транспортировали колонну, на чем?  Пишут, что на специально сделанной барже грузоподъемностью 1100 тн. Ладно, пусть будет так. Но такой махине часть пути пришлось все равно ехать посуху. Здесь, к сожалению, тоже не нашел данных. Для транспортировки такого груза необходимы были – средство для транспортировки с равномерным распределением массы на вращающиеся колеса или то, что использовалось вместо колес (болванки). Минимизация давления колес на грунт – ширина колес и упругий материал (резину тогда не изготавливали), дорога с твердым покрытием, мощная тягловая сила. 
В целом можно предположить, что колонну просто перекатывали по заранее заготовленным круглым обтесанным бревнам, положенным на подготовленное основание. Однако стоит вопрос в тягловой силе и её количестве.
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1892
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #1 - 17.05.2013 :: 19:43:34
 
4. И собственно установка колонны на подготовленное основание. Согласно источникам в этом принимали участие 2400 человек через смонтированную систему балок и строительных лесов. Но колонну нужно было не только приподнять и поставить «на попа», а именно поднять на определенную высоту и точно и мягко опустить (и вроде как без мощной современной гидравлики вновь не обойтись).
Вот как описывается постановка колонны:

* По наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки;
* Другая система блоков находилась на вершине лесов;
* Большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади.
Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место.

Кажется все просто и гениально, но есть вопрос. Как и кто опять же закатывал колонну на платформу (и очевидно на баржу при загрузке)?
Еще раз отмечу, что колонна весит более 600 тн и представляет весьма неудобный груз для вкатывания в гору – она непременно будет стремиться скатиться по наклонной плоскости.
Реально ли 2400 человек могли не просто приподнять, а оторвать от земли такой груз без использования рычага (им при постановке колонны воспользоваться было невозможно)?
Полагаю, что без лебедок с трещеткой с колонной бы не справились и 5000 чел.
Только в современных лебедках используется стальной трос, но в то время их еще не производили (тросы).
В целом еще раз хочу отметить, монументальные сооружения п.п. 19 столетия опровергают тезис об отсталой феодальной России с темным, забитым населением и доказывают, наличие развитой и даже передовой в Российской империи технологической, производственной и научной базы.
И последний вопрос, кто работал на тех грандиозных стройках? На одном из ресурсов, посвященном строительству Казанского собора, утверждается, что в строительстве был задействован в основном труд крепостных крестьян, которые работали за бесплатно. Само по себе данное утверждение считаю совершенно несостоятельным, что в очередной раз порочит Россию и создает образ русского человека, как безмолвной скотины и быдла. Строительство таких сооружений было невозможно без использования свободной наемной рабочей силы и достаточно широкого круга профессиональных специалистов в области строительства и камнеобработки.
                                                            
P.S. Хотел вставить картинки, не получилось  Плачущий                                                       
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1892
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #2 - 17.05.2013 :: 20:10:00
 
Ссылка на статью не открывается  Злой. Попробую еще раз

http://sv-rasseniya.narod.ru/xronologiya/20-was_actually/2.html
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10516
Пол: male
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #3 - 17.05.2013 :: 23:33:03
 
Эта Тема была перемещена сюда из История России по решению модератора EvS.
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
+
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 15616
Лепель, Беларусь

БГТУ
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #4 - 17.05.2013 :: 23:37:13
 
Искатель писал(а) 17.05.2013 :: 19:39:22:
2. 2.      Ладно, с большим трудом с помощью кувалды и такой-то матери, рабочие выдолбили блок, обработали его до готового изделия (я опускаю здесь различные мелочи навроде постоянного передвижения материала для его обработки). И вот колонну необходимо транспортировать. Но с помощью чего производились погрузочно-разгрузочные работы? Для подъема груза массой 600 тн даже сейчас требуется сверхдорогая передвижная техника (как минимум 2 автокрана навроде Liebherr грузоподъемностью 500 тн, которые выпускаются в штучных экземплярах). Естественно, такой техники в 19 столетии не было.
3. Как транспортировали колонну, на чем?  Пишут, что на специально сделанной барже грузоподъемностью 1100 тн. Ладно, пусть будет так. Но такой махине часть пути пришлось все равно ехать посуху. Здесь, к сожалению, тоже не нашел данных. Для транспортировки такого груза необходимы были – средство для транспортировки с равномерным распределением массы на вращающиеся колеса или то, что использовалось вместо колес (болванки). Минимизация давления колес на грунт – ширина колес и упругий материал (резину тогда не изготавливали), дорога с твердым покрытием, мощная тягловая сила. 

Я еще проблемку подкину из той же оперы. Гром-камень гляньте в вике. Смайл
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Юровский
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 676
Пол: male
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #5 - 18.05.2013 :: 01:31:44
 
Искатель писал(а) 17.05.2013 :: 19:43:34:
И последний вопрос, кто работал на тех грандиозных стройках? На одном из ресурсов, посвященном строительству Казанского собора, утверждается, что в строительстве был задействован в основном труд крепостных крестьян, которые работали за бесплатно.


В царской России не только крестьяне были крепостными, но и архитекторы. Князь Н.Голицын, например, приказал насмерть засечь своего крепостного зодчего Белозёрова, талантливого новатора, выстроившего в усадьбе «Марфино» церковь с иной, чем обычно опорой свода. Над могилой В.Белозёрова написано, что этот «раб» получил заслуженное наказание за ослушание своего хозяина. Смертная казнь фактически угрожала и зодчему Я.Г. Бухвостову от помещика Шереметьева за опоздание с окончанием церкви в Уборах.
Архитектор Иван Иванович Свиязев (1797-1875) также был крепостным некой помещицы Шаховской.
Многие архитекторы, отучившись в Академии художеств, отчислялись без звания архитектора, т.к. не имели «вольной». К ним относятся Кирил Алексеевич Луценко (1817-1875), Андрей Дмитриевич Вяткин (1795-1855), Лука Степанович Мальцев, Александр Петрович Чеботарёв и др.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #6 - 18.05.2013 :: 05:31:01
 
Искатель писал(а) 17.05.2013 :: 19:39:22:
Еще большой интерес подогрел вот этот ресурс.
http://sv-rasseniya.narod.ru/xronologiya/20-was_actually/default.htm

Слабенькая статья. Автор использовал только современные фотографии. Для строения возрастом 150-200 лет можно было  найти больше информации.
Как, например, в этой статье о Зимнем дворце.
http://ard-center.ru/cms/archive/ts/2006/07/zimniy_dvorec_7-06.pdf
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Русская архитектура 18 - п.п. 19 столетия - памятники развитым технологиям строительства
Ответ #7 - 18.05.2013 :: 05:42:15
 
Древние технологии добычи и обработки гранита - оббивание и отжиг.
http://rekhmire.flyboard.ru/topic159.html
Наверх
« Последняя редакция: 18.05.2013 :: 05:48:01 от Алент »  

"История может быть только всемирной"
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать