Dark_Ambient
|
Римляне сами создавали свои воспоминания о прошлом, считают участники проекта «Римская память».
Проект Memoria Romana («Римская память»), базирующийся в универститете Бохума (Германия), изучает историческую и культурную память в древнем Риме и ее значение в возникновении национальной, групповой и индивидуальной идентичности. Руководитель проекта профессор Карл Галински (Karl Galinsky) получил в 2009 году научно-исследовательнский грант Института Макса Планка для гуманитарных наук размером в 750 000 евро и собрал международную команду из 31 молодых ученых и 14 аспирантов из Канады, США, Колумбии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Швейцарии, и Турции. Продолжая работать в своих университетах, они участвуют в конференциях и семинарах в Бохуме, Остине (Техас, США) и Риме, а также готовят диссертации и публикации.
В рамках проекта молодые филологи исследователи античности используют современные когнитивные подходы к изучению памяти, которые существуют в различных дисциплинах: в истории, искусствоведении, неврологии и нейропсихологии. Карл Галински отрицает концепцию коллективной памяти, сформулированную в работе французского социолога Мориса Хальбвакса в 1950 г. По его мнению, в обществе существуют разные группы, с разными соревнующимися и конфликтующими «памятями». Центральной проблемой является соотношение исторической реальности и ложных воспоминаний в человеческой памяти. Например, ученым известно такое психологическое явление, как source amnesia (забвение источника) – люди бессознательно включают в свои собственные воспоминания вымышленные элементы из фильмов или романов.
Культура древнего Рима предоставляет богатейшие возможности для изучения памяти. Среди материалов для исследования исторические труды и произведения искусства, мнемонические техники и различные способы записи информации. Национальный эпос римлян – поэма «Энеида» Вергилия – начинается с обращенной к музе просьбы «вспомнить» историю прародителя римлян героя Энея, а не «воспеть», как сказано у Гомера, на поэмы которого опирался и брал за образец Вергилий.
Одно из римских изобретений, связанных с памятью – монументальные памятники, monumenta. Этимологически это латинское слово происходит от глагола moneo – «напоминать» и, таким образом, напрямую связано с понятием памяти. Памятники стали важными объектами изучения для участников проекта. Памятники призваны быть носителями памяти на многих уровнях. Они не только должны воссоздавать для современников события прошлого, но и создавать для будущего воспоминания о событиях, приуроченных к строительству памятника.
Триумфальная арка императора Константина хорошо демонстрирует различные культурные слои памятника: современный строительству арки и более ранний. Она была построена в 315 году в честь победы над Максенцием. Арка украшена сполиями – рельефами-вставками, которые были сняты с более ранних памятников. Эти рельефы изображают «хороших императоров» Траяна, Адриана и Марка Аврелия, память о которых Константин хотел сохранить и с которыми хотел себя ассоциировать. При этом главный фриз, иллюстрирующий победу Константина, был создан специально для этого памятника.
Квадрига – триумфальная повозка – увенчивала другую триумфальную арку императора Септимия Севера III в. На самой арке рельефы изображали также триумфальную процессию. Арка была построена в 205 г. в честь победы над парфянами. Однако, литературные источники ничего не сообщают о триумфе Септимия Севера. Профессор Галински считает, что здесь мы имеем дело с явлением, похожим на «изобретенную традицию». Так, в 1983 году британский историк Эрик Хобсбаум (Eric John Ernest Hobsbawm) назвал традиции, которые претендуют на древность, несмотря на то, что они возникли недавно или были изобретены.
|