Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
История мата российского (Прочитано 3156 раз)
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
История мата российского
22.03.2013 :: 06:37:51
 
Известно, что Советская власть ускоренным методом сделала в СССР ликвидацию безграмотности. Прежде, чем бить в фанфары, позвольте вопрос: а почему наше население, познав грамоту, разучилось говорить на русском языке и перешло на язык матерщины??? Это у него просветление так выразилось, что ли?
  В ХХ1 веке я читал статьи, где авторы с апломбом утверждали, что матерные слова скоро будут признаны «литературными»: это, мол, наш язык так видоизменяется. Надеюсь, я не доживу до тех лет, когда наши учителя в школах будут учить детей правильно связывать фразы с помощью этих всем известных слов… Кстати, знаменитое русское трёхбуквенное слово имеет порядка 500 различных оттенков и способов применения в речи – школьники упарятся всё это изучать!
   Вхождение матерщины в наш лексикон – живое доказательство того, что менталитет нашего народа стал полубандитским, т.к. раньше эти слова использовались только люмпенами и уголовниками, а простым мужикам даже по пьянке их произносить было зазорно. Разговаривать матом – значит, не уважать собеседника, да и себя заодно.
   А как и когда она вошла-то? На этот вопрос точно и подробно ответить может только наука, история и социология, на большом объёме информации. Но она этого делать не хочет, и нет внешней силы, которая её к этому бы подталкивала. Я же могу лишь сделать схематичный набросок.
   Представьте, что дети растут среди бараков, мазанок (последующие поколения – в более цивилизованных условиях, в хрущёвках, т.е. как в Гарлеме), при недоедании: то колхозы без кулаков и тракторов не успевают кормить всех горожан, старых и новых, из колхозов сбежавших на индустриализацию, то война идёт. Идут в школу, в училища, потом – на заводы. И везде – мат, мат, мат! Где-то Гагарин в космос полетел, строятся всё новые заводы, повышаются удои и выплавки, создаются новые отрасли, но мат – остаётся. Очевидно, люди так выражали свою радость от того, что живут они в государстве рабочих и крестьян, и сами себе хозяева: что хочу – то и говорю…
   Если же попытаться подумать серьёзно, то получается вот что: те деревенские люмпены, для которых наши старшие товарищи и через 50 лет не могли найти хороших слов, стали активно влиять на общественную жизнь через те же комбеды. И в колхозы они вступили первыми, т.е. те, кого не раскулачили, были вынуждены с ними «срабатываться». «С волками жить – по волчьи выть», «с кем поведёшься – от того и наберёшься» - много есть пословиц на Руси… Но, кроме «общения», был и другой фактор: введение ограничений на размер личного хозяйства и продналогов, которые сделали бывших середняков малоимущими. Если твоя корова отелилась до Нового года, то тебе надо было этого телёнка УБИТЬ (иначе продналогом задушат) – где же взять хорошие слова после такого?!!
   Вот и весь секрет того, что разговорная речь в деревнях стала стремительно «упрощаться», хотя там появлялись библиотеки, радио, газеты, клубы с кинофильмами и лекциями: нищета в культуре речи особо не нуждается…
    «Выть по волчьи» - это не только материться, но и писать доносы и кляузы. Кстати, если кто-то думает, что доносы писали только в городах и только ради карьеры или от страха, что могут посадить за недонос, то это не так: в наших деревнях писали тоже: ведь грамотой, слава богу, всех обеспечили через «ликбезы»,- так чего же не писать, если бумага всё стерпит? Моя мать именно из-за доноса в 1948г. и стала вдовой, причём была тогда беременной.
    Много чего писали. Например, мужик женился, но не успел уйти из отцовского дома: то на войну с финнами тянут, то немцы напали. Он – на фронте, а в это время его незамужние сёстры его жену с детьми выталкивают из отчего дома, заявление несут в сельсовет. Одним из тех детей был мой тесть; так он, понимаете ли, на своих тёток до самой их смерти обижался чего-то… А общая суть кляуз, известных мне, одна: отпихнуть от двора лишний рот.
    Удивительная у нас была страна: могли и чужого пожалеть, и родственника посадить… Как кому повезёт. Одно слово: сдвиг в моральных ценностях, из-за которого многие взрослые люди уже с трудом понимали, что хорошо, а что – не очень (к слову, у нас кляузы и в ХХ1 веке продолжаются, только они стали более изощрёнными). В таких условиях борьба с матерщиной была ещё более безнадёжна и нелепа, чем борьба с ветряными мельницами.
   И вот в такие времена пацаны жили при хронической нехватке мужского воспитания: у многих отцы погибли на трёх войнах, в школах и детдомах становилось всё больше учителей-женщин. Как следствие нехватки мужского воспитания – высокая детская и подростковая преступность. Много ли вы знаете стран, которые понастроили множество детских колоний??? В моём городе при населении в 60тыс.чел. была такая отдельная «детская комната милиции», во времена самого что ни на есть прекрасного социализма, и при этом ситуация дошла до массового хулиганства и погрома милиции… А ведь никто не сказал бы, что мой город «более проблемный», чем Набережные Челны, Казань или Ростов-на-Дону! Но что требовать от детей, если их отцы бахвалятся своими попаданиями в вытрезвитель??? Кстати, для чего вообще в нашей стране понастроили вытрезвители, если не для ОТРЕЗВЛЕНИЯ?
   О детдомах. Сначала там были беспризорники, потом – дети репрессированных, т.е. сии заведения никогда не пустовали. А совсем не секрет, что детдомовцы труднее всех адаптируются к взрослой жизни. Частенько в тюрьмы попадают, проще говоря.
   Вот и ещё один фактор «матерщинизации» нашей страны: очень-очень много зэков выпустил Хрущёв (ведь не гноить же их безвозвратно?), и ещё миллионы шли им на смену непрерывным потоком по этапам.
   А как им было не идти? У нас драка в 80-е годы стала чуть ли не обязательным атрибутом свадьбы. Пьяных драк вообще было множество, на тех же дискотеках. Вот и лепила прокуратура сроки по три года за мордобой в нетрезвом виде, и её тоже понять можно: закон есть закон… И за кражи всякие у нас традиционно много сажают. Именно поэтому в нашей стране процент населения, «вернувшихся с отсидки», оставался высоким. Дело не только в том, что эти люди жили и живут среди нас, а в том, что образ «тюремщика» оказался вдруг у нас в эдаком ореоле романтики.
   Мы, пацаны рабочих семей, текст блатной песни «Мурка» знали даже без книжек. Миллионы зэков принесли из тюрем в нашу культуру свои песни, которые в 90-е годы даже застолбили себе отдельную радиоволну (радио «Шансон»), которую с удовольствием слушают даже граждане, к уголовщине никакого отношения не имеющие. Сколько я по стране поездил, и всюду водители автобусов гоняли в дороге кассеты с шансоном. Это, так сказать, в «довесок» к нашему мату.
   Мой городок – маленький, поэтому у нас пацаны с цепями и арматурой не дрались (кажется). Это где-то там, в Агрызском районе ТАССР, могли ударить по лбу горящей пластмассовой банкой из-под «Мальвы». Но при этом и у нас было деление по районам: Пикап, Локон, 42-й и т.п. И, конечно, периодически назначалась разборки на кулачках. Не злобы ради, развлечения для. А в крупных городах вообще был натуральный бандитизм, когда парни с одного района отказывались провожать девчонку в другой район и говорили ей прямо и честно, что своё здоровье –  дороже (моя одногруппница по техникуму несколько раз в Ленинграде сталкивалась с такой ситуацией). Никакого тут доказательства мужества нет, когда тебя лежачего ногами пинают целой толпой... Но, конечно, у нас будут громко возмущаться, что страна потратила бешеные деньги на закупку за границей разных «тупых шоу», а тому, что подростки развлекались избиениями своих ровесников и пинками тех, кто младше, и никакого другого развлечения не видели – никто никогда не возмущался: привыкли, вроде как это естественное явление, взросление… Вот такие нам развлечения понятны и тупыми не кажутся!
   В Советской же Армии пацана ждала дедовщина. Так как у нас тогда «всё было хорошо», то никто не мог чирикать и гнать волну против таких традиций. Дедовщина поэтому и жила себе десятки лет, а борьба сначала развернулась не с ней, а с комитетом солдатских матерей, через те же СМИ. И едва ли такая ситуация помогала борьбе за чистоту речи…
   Обратите внимание: последние четыре абзаца охватывают период «брежневского социализма», который был признан сытым и благополучным и стал прямо-таки светлым идеалом для многих граждан, всех его нюансов знать не желающих. Что творилось в более ранние периоды, когда к управлению людьми ставили откровенное хамло, теперь уже никто толком не расскажет, а тем более научного изложения не сделает. В прочем, В.В.Путин считает, что ещё не пришло время давать оценку нашей недавней истории: она вся такая конъюктурная… Надо, стало быть, ещё десяток лет (или сколько?- пока все свидетели не перемрут, и все архивы сельсоветов не выбросят за ненадобностью?) довольствоваться «заведомо ложной информацией», пока народ не дозреет, наконец, до правды – вот тогда это время сразу и придёт...
Наверх
 
Zealot
Представитель администрации форума
Вне Форума


Где варяги - там напряги!

Сообщений: 29931
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: История мата российского
Ответ #1 - 22.03.2013 :: 07:17:25
 
Kaviko писал(а) 22.03.2013 :: 06:37:51:
е, познав грамоту, разучилось говорить на русском языке и перешло на язык матерщины???


А кто вам сказал, что до того было иначе? Мат присутствует даже в новгородских берестяных грамотах от 10-11 века.
Наверх
 

Узнала, что внук антинорманист - переписала хату на кота. (с)
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: История мата российского
Ответ #2 - 22.03.2013 :: 07:44:24
 
Ранее в хрестоматии был текст "Русской правды", где были статьи за оскорбление. И там было указано: "кто назовет девицу б..., тому...". В нынешних редакциях я не могу найти этой статьи.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8556
Re: История мата российского
Ответ #3 - 22.03.2013 :: 08:22:22
 
Цитата:
В Советской же Армии пацана ждала дедовщина. Так как у нас тогда «всё было хорошо», то никто не мог чирикать и гнать волну против таких традиций. Дедовщина поэтому и жила себе десятки лет, а борьба сначала развернулась не с ней, а с комитетом солдатских матерей, через те же СМИ.

Она его на всех этапах ждала, начиная с первобытного века. Вот например была такая Николаевская инженерная академия, она же училище. Располагалась в Михайловском замке – бывшей императорской резиденции. Училище было элитное. Принимали туда выходцев из дворянского сословия, в возрасте от 14 до 18 лет. Понятно, все знали арифметику, алгебру, геометрию, географию, историю, французский и немецкий, рисовали, пели и плясали. Обучение шло под личным наблюдением августейших особ и лично государя императора. Ну и, конечно же, представители элиты и цвет нации, без устали друг друга дуплили, а в свободную минуту – издевались. Например, парочка старших воспитанников лежит в койках и обсуждает проблему: чем больнее бить – шомполом или штыком? Для проверки в оружейную комнату посылают молодого, а когда тот приносит шомпол и штык, дубасят его сперва одним, а потом другим, интересуясь ощущениями. При этом внутри учреждения молодым бойцам разрешалось ходить по одним лестницам и запрещалось ходить по другим, по которым ходили старшие товарищи. Как говорится: только для белых. Руководство об этом, конечно же, знало. Но, как это ни странно, ничего не пресекало. Напоминаю: речь идёт про дворянство. А не про "тупое сельское быдло".
Еще при Петре к каждому новобранцу прикреплялся старослужайщий "дядька", который должен был научить его всем премудростям военной жизни. Естественно на тумаках, и срываться делать все что "дядька" попросит.
Ну и по мату я ему советовал ознакомиться с российским житьем-бытием 19 века. Могу ему привести отпадные крестьянские матершиные сказки, Шнур отдыхает.
Короче с товарищем Kaviko все ясно. У него опять "коммуняки" виноваты...
Наверх
 
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8556
Re: История мата российского
Ответ #4 - 22.03.2013 :: 08:34:57
 
Цитата:
На второй год взяли меня в пограничную стражу. Там уж никакого тебе покою. То этих… трабандистов ловить, то так на авось тревога – «В ружье!.. Беги!.. Ложись!.. Ужом ползи, лягухой прыгай!». Фитьфебель был – зверь! Ротный – поручик, все больше пьяный или с барышнями польскими. А фитьфебель – царь и Бог; наш отделенный унтер перед ним как лист перед травой: «Слушаюсь!.. Рад стараться!..». Тот тебя ругнет, а этот сразу по скуле. И чуть что – под ружье с полной выкладкой. Еще и песку в ранец насыплет, чтобы потяжельше, и так стой столбом хоть в мороз, хоть в дождь, хоть в самую жару… Один солдатик зимой почти насмерть замерз. Еле отходили, а ногу потом отрезали. Калекой сделался. Сколько раз меня так ставили, не сосчитать. Стоишь на взгорке – это чтоб им – начальникам – приметно было, чтобы шелохнуться не смел.

Цитата:
В роте у нас, кто имел родителев или сродственников, какие жалели, тот получал посылки или когда трешку, а городские и побольше – ну, они к фитьфебелю, к унтеру: «Пожалуйте гостинчик, не побрезгуйте…» Так им служба полегче бывала. А мне и письма никто не написал… Нас – кто безродные сироты – строжили больше всех. И наряды вне очереди, и под ружье… А скульнешь с обиды: «За что караете невинно?» – еще хуже приложат. Да еще нагрозят – в арестантские роты пойдешь. Один солдатик был не русский. Татарин вроде с Кавказу. Его Махметкой дражнили. Тихий такой, безотказный. Душа добрая, всем рад пособить. А фитьфебель над им каждый день изгалялся. И гонял зазря – бегом, ползком, на карачках… И все муштровал, как честь отдавать, как здравствовать всех – ваши благородия, ваши превосходительства и аж императорское величество… У того и так язык путается, а с перепугу и вовсе немел. Стоит, плачет. А фитьфебель ему кулаком и по зубам, и по салазкам, и под дых: «Я тебе глотку прочищу!». И унтер туда же, и солдатики были такие, что только хи-хи да ха-ха… Так Махметка пошел одной ночью в караул – разулся, винтовку в рот стволом, а ногой босой на курок, застрелил себя насмерть… После того и я решился: не останусь при тех иродах. Днем опять стоял два часа под ружьем на солнцепеке – не угодил фитьфебелю, не так сапоги почистил. А ночью, как пошел в караул у самой границы, у ручья, кинул винтовку в кусты – леший с ней – и прощай Россия!

http://www.belousenko.com/books/kopelev/kopelev_utoli.htm#02
Дотянулся, проклятый Сталин!
Наверх
 
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: История мата российского
Ответ #5 - 23.03.2013 :: 20:11:18
 
   Всё в этом мире взаимосвязано. Вот наши водители любят гонять шансон. Это такой мелкий штришок на фоне мировой истории, что академикам даже не виден, но это – факт, и, значит, часть нашей истории.
   Этот факт – порождение нашего социума, уникальный в своём роде. Но ведь как-то наша страна дошла до этого факта? Раньше ямщики САМИ пели народные песни, т.к. не было «Дорожного радио», кассет, CD-дисков. Причём обходились без мата, без уголовной такой романтики, хотя считались пьющим слоём населения. А сейчас те ямщики царской эпохи покажутся воплощением аристократизма…
   Но что-то я не слышал, чтобы за границей таксисты матерились. Наоборот, они там в белых перчатках рулят. И понятно, что их народ шёл своим путём, а наш – своим. Вопрос вот в чём: достоин ли гордости наш путь???
   Руководство страны ВСЕГДА в ответе за то, что в его стране, собственно, происходит. Если ты дал власть «простому народу» - подумай, чем эта простота чревата…
Наверх
 
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: История мата российского
Ответ #6 - 23.03.2013 :: 20:20:05
 
Чисто для справки: по роду свой деятельности я разъезжаю на маршрутках, рейсовых автобусах, "Газельках" всяких и такси. Зап.Сибирь, Татарстан, Самарская обл. и т.п. И в УТТ я 10 лет отработал. Так что о шоферах я знаю не понаслышке.
Вообще-то случалось мне встречать и учительницу одну, шансон обожающую в лице Шуфутинского. Но это уже лирика. Однако важен сам факт: без многомиллионной аудитории никакого "Радио Шансон" быть не могло в принципе! Откуда же взялись эти миллионы???
Наверх
« Последняя редакция: 23.03.2013 :: 20:43:41 от Kaviko »  
НИКТО
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1422
Re: История мата российского
Ответ #7 - 23.03.2013 :: 21:03:33
 
мат возник не в 20-м веке. и каждое слово и определение имело какой то смысл. соответственно употреблялись матерные слова зачем то. а то что обсуждается, так это не история, рассуждения на тему. почему то.
Наверх
 
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8556
Re: История мата российского
Ответ #8 - 24.03.2013 :: 04:55:24
 
Цитата:
Вообще-то случалось мне встречать и учительницу одну, шансон обожающую в лице Шуфутинского. Но это уже лирика. Однако важен сам факт: без многомиллионной аудитории никакого "Радио Шансон" быть не могло в принципе! Откуда же взялись эти миллионы???

Если отбросить конспирологические теории, откуда водители такси и маршруток вынесли шансон, то можно ответить проще: с зоны. Для Кавико наверное секрет, что освободившемуся рецидивисту очень трудно устроиться на нормальную работу. Между тем частный извоз процветал и в СССР, "бомбилы" и тогда были. Да и водителями зэков брали охотно, главное чтобы водить умел. В той же "Калине-красной" первым же делом председатель колхоза посадил Шукшина на свою машину.
Наверх
 
Антон Клесс
Администратор
*****
Вне Форума


Выпейте чаю!

Сообщений: 2378
Россия, Санкт-Петербург
Пол: male

СПбГУ
Re: История мата российского
Ответ #9 - 25.03.2013 :: 15:37:26
 
Помнится, кажется у Шаламова, читал, что материться на советской зоне как раз не престижно, а напротив, ценится такая брань, которая унижает человека (и увеличивает авторитет бранящегося) не прибегая к матерщине. Так что, выходит, вовсе не "с зоны" мат попадал в лексикон обывателя?
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5084
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: История мата российского
Ответ #10 - 25.03.2013 :: 19:27:06
 
Zealot писал(а) 22.03.2013 :: 07:17:25:
Мат присутствует даже в новгородских берестяных грамотах от 10-11 века.

Знаю только про одно нецензурное слово, но чтобы их было больше, про это не знаю.

Берестяные грамоты с 11 века имеются.

@
Kaviko
Почитайте "Заветные сказки", собранные Афанасьевым ещё в 19 веке. Там много мата имеется.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать