Kaviko
|
Известно, что Советская власть ускоренным методом сделала в СССР ликвидацию безграмотности. Прежде, чем бить в фанфары, позвольте вопрос: а почему наше население, познав грамоту, разучилось говорить на русском языке и перешло на язык матерщины??? Это у него просветление так выразилось, что ли? В ХХ1 веке я читал статьи, где авторы с апломбом утверждали, что матерные слова скоро будут признаны «литературными»: это, мол, наш язык так видоизменяется. Надеюсь, я не доживу до тех лет, когда наши учителя в школах будут учить детей правильно связывать фразы с помощью этих всем известных слов… Кстати, знаменитое русское трёхбуквенное слово имеет порядка 500 различных оттенков и способов применения в речи – школьники упарятся всё это изучать! Вхождение матерщины в наш лексикон – живое доказательство того, что менталитет нашего народа стал полубандитским, т.к. раньше эти слова использовались только люмпенами и уголовниками, а простым мужикам даже по пьянке их произносить было зазорно. Разговаривать матом – значит, не уважать собеседника, да и себя заодно. А как и когда она вошла-то? На этот вопрос точно и подробно ответить может только наука, история и социология, на большом объёме информации. Но она этого делать не хочет, и нет внешней силы, которая её к этому бы подталкивала. Я же могу лишь сделать схематичный набросок. Представьте, что дети растут среди бараков, мазанок (последующие поколения – в более цивилизованных условиях, в хрущёвках, т.е. как в Гарлеме), при недоедании: то колхозы без кулаков и тракторов не успевают кормить всех горожан, старых и новых, из колхозов сбежавших на индустриализацию, то война идёт. Идут в школу, в училища, потом – на заводы. И везде – мат, мат, мат! Где-то Гагарин в космос полетел, строятся всё новые заводы, повышаются удои и выплавки, создаются новые отрасли, но мат – остаётся. Очевидно, люди так выражали свою радость от того, что живут они в государстве рабочих и крестьян, и сами себе хозяева: что хочу – то и говорю… Если же попытаться подумать серьёзно, то получается вот что: те деревенские люмпены, для которых наши старшие товарищи и через 50 лет не могли найти хороших слов, стали активно влиять на общественную жизнь через те же комбеды. И в колхозы они вступили первыми, т.е. те, кого не раскулачили, были вынуждены с ними «срабатываться». «С волками жить – по волчьи выть», «с кем поведёшься – от того и наберёшься» - много есть пословиц на Руси… Но, кроме «общения», был и другой фактор: введение ограничений на размер личного хозяйства и продналогов, которые сделали бывших середняков малоимущими. Если твоя корова отелилась до Нового года, то тебе надо было этого телёнка УБИТЬ (иначе продналогом задушат) – где же взять хорошие слова после такого?!! Вот и весь секрет того, что разговорная речь в деревнях стала стремительно «упрощаться», хотя там появлялись библиотеки, радио, газеты, клубы с кинофильмами и лекциями: нищета в культуре речи особо не нуждается… «Выть по волчьи» - это не только материться, но и писать доносы и кляузы. Кстати, если кто-то думает, что доносы писали только в городах и только ради карьеры или от страха, что могут посадить за недонос, то это не так: в наших деревнях писали тоже: ведь грамотой, слава богу, всех обеспечили через «ликбезы»,- так чего же не писать, если бумага всё стерпит? Моя мать именно из-за доноса в 1948г. и стала вдовой, причём была тогда беременной. Много чего писали. Например, мужик женился, но не успел уйти из отцовского дома: то на войну с финнами тянут, то немцы напали. Он – на фронте, а в это время его незамужние сёстры его жену с детьми выталкивают из отчего дома, заявление несут в сельсовет. Одним из тех детей был мой тесть; так он, понимаете ли, на своих тёток до самой их смерти обижался чего-то… А общая суть кляуз, известных мне, одна: отпихнуть от двора лишний рот. Удивительная у нас была страна: могли и чужого пожалеть, и родственника посадить… Как кому повезёт. Одно слово: сдвиг в моральных ценностях, из-за которого многие взрослые люди уже с трудом понимали, что хорошо, а что – не очень (к слову, у нас кляузы и в ХХ1 веке продолжаются, только они стали более изощрёнными). В таких условиях борьба с матерщиной была ещё более безнадёжна и нелепа, чем борьба с ветряными мельницами. И вот в такие времена пацаны жили при хронической нехватке мужского воспитания: у многих отцы погибли на трёх войнах, в школах и детдомах становилось всё больше учителей-женщин. Как следствие нехватки мужского воспитания – высокая детская и подростковая преступность. Много ли вы знаете стран, которые понастроили множество детских колоний??? В моём городе при населении в 60тыс.чел. была такая отдельная «детская комната милиции», во времена самого что ни на есть прекрасного социализма, и при этом ситуация дошла до массового хулиганства и погрома милиции… А ведь никто не сказал бы, что мой город «более проблемный», чем Набережные Челны, Казань или Ростов-на-Дону! Но что требовать от детей, если их отцы бахвалятся своими попаданиями в вытрезвитель??? Кстати, для чего вообще в нашей стране понастроили вытрезвители, если не для ОТРЕЗВЛЕНИЯ? О детдомах. Сначала там были беспризорники, потом – дети репрессированных, т.е. сии заведения никогда не пустовали. А совсем не секрет, что детдомовцы труднее всех адаптируются к взрослой жизни. Частенько в тюрьмы попадают, проще говоря. Вот и ещё один фактор «матерщинизации» нашей страны: очень-очень много зэков выпустил Хрущёв (ведь не гноить же их безвозвратно?), и ещё миллионы шли им на смену непрерывным потоком по этапам. А как им было не идти? У нас драка в 80-е годы стала чуть ли не обязательным атрибутом свадьбы. Пьяных драк вообще было множество, на тех же дискотеках. Вот и лепила прокуратура сроки по три года за мордобой в нетрезвом виде, и её тоже понять можно: закон есть закон… И за кражи всякие у нас традиционно много сажают. Именно поэтому в нашей стране процент населения, «вернувшихся с отсидки», оставался высоким. Дело не только в том, что эти люди жили и живут среди нас, а в том, что образ «тюремщика» оказался вдруг у нас в эдаком ореоле романтики. Мы, пацаны рабочих семей, текст блатной песни «Мурка» знали даже без книжек. Миллионы зэков принесли из тюрем в нашу культуру свои песни, которые в 90-е годы даже застолбили себе отдельную радиоволну (радио «Шансон»), которую с удовольствием слушают даже граждане, к уголовщине никакого отношения не имеющие. Сколько я по стране поездил, и всюду водители автобусов гоняли в дороге кассеты с шансоном. Это, так сказать, в «довесок» к нашему мату. Мой городок – маленький, поэтому у нас пацаны с цепями и арматурой не дрались (кажется). Это где-то там, в Агрызском районе ТАССР, могли ударить по лбу горящей пластмассовой банкой из-под «Мальвы». Но при этом и у нас было деление по районам: Пикап, Локон, 42-й и т.п. И, конечно, периодически назначалась разборки на кулачках. Не злобы ради, развлечения для. А в крупных городах вообще был натуральный бандитизм, когда парни с одного района отказывались провожать девчонку в другой район и говорили ей прямо и честно, что своё здоровье – дороже (моя одногруппница по техникуму несколько раз в Ленинграде сталкивалась с такой ситуацией). Никакого тут доказательства мужества нет, когда тебя лежачего ногами пинают целой толпой... Но, конечно, у нас будут громко возмущаться, что страна потратила бешеные деньги на закупку за границей разных «тупых шоу», а тому, что подростки развлекались избиениями своих ровесников и пинками тех, кто младше, и никакого другого развлечения не видели – никто никогда не возмущался: привыкли, вроде как это естественное явление, взросление… Вот такие нам развлечения понятны и тупыми не кажутся! В Советской же Армии пацана ждала дедовщина. Так как у нас тогда «всё было хорошо», то никто не мог чирикать и гнать волну против таких традиций. Дедовщина поэтому и жила себе десятки лет, а борьба сначала развернулась не с ней, а с комитетом солдатских матерей, через те же СМИ. И едва ли такая ситуация помогала борьбе за чистоту речи… Обратите внимание: последние четыре абзаца охватывают период «брежневского социализма», который был признан сытым и благополучным и стал прямо-таки светлым идеалом для многих граждан, всех его нюансов знать не желающих. Что творилось в более ранние периоды, когда к управлению людьми ставили откровенное хамло, теперь уже никто толком не расскажет, а тем более научного изложения не сделает. В прочем, В.В.Путин считает, что ещё не пришло время давать оценку нашей недавней истории: она вся такая конъюктурная… Надо, стало быть, ещё десяток лет (или сколько?- пока все свидетели не перемрут, и все архивы сельсоветов не выбросят за ненадобностью?) довольствоваться «заведомо ложной информацией», пока народ не дозреет, наконец, до правды – вот тогда это время сразу и придёт...
|