Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Недоумение дилетанта I (Прочитано 4280 раз)
balyaba
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 7
Башкирия
Пол: male

КГПИ
Недоумение дилетанта I
26.12.2011 :: 23:00:17
 
* * *
Наши ученые мужи, трудящиеся на ниве Истории, очень любят подразделять объект своего изучения на всякого рода периоды, эпохи и т.д. Оно и понятно, стремление к разграничению и определению всего и вся – естественное стремление человека (собственно говоря, эта способность человека – основное, что, в конечном счете, выделяет нас из царства животных). Доисторические времена, Античность, Средневековье, Ренессанс, Реформация, Век Просвещения и т.д. Историки любят иногда поспорить о точном определении границ той или иной эпохи, ведь от этого в большой степени зависит осмысление самой эпохи. Но для нас в, данном случае, это не является слишком важным, нам достаточно обратить внимание на то, что чем ближе рассматриваемая историческая эпоха к современности, тем короче определяется и сама эпоха. Если Античность определятся примерно со времен Гомера и до неоплатоников, то есть около пятнадцати веков, то Просвещение определяется уже в один, а именно, XVIII век. И такая коллизия ученой мысли вполне понятна, ибо чем ближе к наблюдателю анализируемая эпоха, тем более мелкие детали этой эпохи видны исследователю. Тем более подробно она рассматривается, тем в более узкие рамки эта эпоха вписывается. Но вот – и это еще одна коллизия ученой исторической мысли – весь тот период, который рассматривается нашей ученой братией после Просвещения, определяется одним именем – Новое время, – то есть как единая эпоха: достаточно просмотреть любой учебник истории, чтобы в этом убедиться.
Как так? Ученым расхотелось искать лишние определения? Не может быть, это не в их духе. Надо бы разобраться: что к чему, и что зачем.
Прежде всего, на какие же периоды мы можем подразделить это самое, – согласитесь, достаточно аморфное  Новое время. Быть может, когда мы сделаем это, мы и поймем, почему же это не было сделано раньше корифеями академической науки. Периодизацию Нового времени нам сделать, как говорит подрастающее поколение, влегкую. Ответ лежит, что называется, на поверхности, Век Революции и Век Мировой войны. И следуют они, как мы уже знаем, за Веком Просвещения. Век Революции мы бы определили в период с Великой Французской революции и до Великой Октябрьской, то есть, практически, весь XIX век. Век Мировой войны – с I Мировой и – с учетом III Мировой так называемой Холодной, – до разрушения Берлинской стены и вывода Советской Армии из стран Восточной Европы. То есть, практически, весь ХХ век. Почему же столь явная, даже на поверхностный взгляд, периодизация Нового времени так и не вошла в аппарат исторической науки. Чтобы понять это, также не надо быть семи пядей во лбу. Ведь если мы выстроим цепочку: Век Просвещения – Век Революции – Век Мировой войны, само собой разумеется, встанет вопрос о причинно-следственной связи (выискивать и обосновывать причинно-следственные связи между разного рода явлениями – это еще одна особенность человеческого естества). Само собой разумеется, такая связь будет установлена, и она, естественно, потребует своего законного обоснования и осмысления.
Вопрос осмысления того, что Новое время со всей его кровью – рукотворной кровью, – пролитой во всех его беспощаднейших и жесточайших революциях и всеобъемлющих войнах, есть порождение Века Просвещения остался – и остается – за рамками рассуждений современных любомудров. Причина тому, также, на лицо. Современная цивилизация, все её ценности, есть порождение века XVIII, Века Просвещения. Современное политическое обустройство общества, современные экономические – капиталистические – отношения в обществе, современная наука и порождённая её современная технологическая цивилизация – всё это зародилось и получило своё оформление в XVIII веке, искусство во многих его проявлениях, даже современная классно-урочная система среднего образования были сформированы в это время. То есть Просвещение превозносится как один из самых высочайших взлетов человеческого разума, человеческого духа всеми, кому ценности этой самой – современной – цивилизации дороги.
Сказано "По плодам его узнаете, каково оно" эти слова относились к дереву, но точно также их можно отнести и ко многому иному, в частности, к современной цивилизации. Нам необходимо осознать, что все многочисленные революции XIX века, вплоть до Русской, все кровопролитные мировые войны ХХ века – суть порождение того духа, который с наибольшей очевидностью начал проявлять себя как раз, примерно, с XVIII века. Дух этот – дух гордыни человеческой. Нельзя сказать, чтобы этот дух явился, как «чёрт из табакерки», в той или иной степени он всегда присутствовал среди человеков.
Возрождение … именно тогда, видимо, и возрождается дух античности, дух величия человека в этом мире, и именно этот дух провозгласил устами знаменитого писателя, спустя пять столетий: "Человек – это звучит гордо…"
Вообще-то, между нами говоря, достаточно умилительно постигать историю нашей цивилизации и культуры по академическим учебникам. Какое восхищение Ренесанссом, его зодчеством, живописью, скульптурой, конечно же, «Утопией» и «Гаргантюа…». Потом – Реформацией, с её смелым Лютером и его 95-ю недоуменными вопросами. Правда его последователи спустя век обезглавили Англию, обезглавив короля, но разве кто в исторической науке связывал имена Лютера и Кромвеля (возможно, конечно же, кто-то и связывал, но эта точка зрения не есть общепризнанная). Спустя еще век – взрыв во Франции. Но учебники ни слова не говорят о духовных корнях революции, причины её видят в правлении Людовика XVI, не далее. Ужасным и жесточайшим преступлениям ищут – и находят – рациональное оправдание. Еще век с небольшим и счет человеческим жертвам пошел уже на десятки миллионов, но это уже –  по меткому выражению видного политика ХХ века  – статистика. Это уже совсем другая история со своими: СЛОНом, УхтПечлагом, Колымой, Бухенвальдом, Треблинкой, Хатынью, Катынью etc. – всеми этими вершинами человеческой морали; и апофеозом человеческого разума – Хиросимой, Бхопалом и Чернобылем.
Современная историческая наука находятся в своеобразных шорах рационализма. А этот самый рационализм и питает тот самый дух, о котором мы говорили выше. Дух гордыни человеческой. Именно он говорит человеку, что тот только лишь силой своего ratio способен выстроить и обустроить этот мир.
(Прекрасным примером этому служат Северо-Американские Соединенные Штаты, созданные "Отцами-основателями" на основе английской парламентской системы, французского политического либерализма и протестантской идеологии.)
К сожалению, в этих шорах находится не только историческая наука, рационализм лежит в основе всей нашей цивилизации. И если уж мы утверждаем развитие цивилизации, то мы ясно должны осознавать его истоки и пути. А, проследив уже пройденный путь, мы сможем прогнозировать и развитие цивилизации в будущем.
Понятно же, что историческая наука, как продукт современной рационалистической цивилизации, не в состоянии дать объективную оценку этой самой цивилизации. А без таковой оценки, без всеобъемлющего понимания истоков и смысла так называемого Нового времени мы не в состоянии будем прогнозировать не то что отдаленное, но даже и ближайшее будущее. А без элементарного прогноза, а значит и элементарного планирования человеку – в силу его ratio – не пристало. И человеку не пристало и уж, тем более, человечеству.
Наверх
 

Я знаю, что ничего не знаю...
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 7703
Re: Недоумение дилетанта I
Ответ #1 - 31.12.2011 :: 17:45:53
 
Вы подимаете вопросы периодизации. они важны но не настолько как вы себе представляете. Не вижу надобности в таком разграничении. как век революций и пр, хотя меня самого традиционная шкала не устраивает. Одна проблема, лучшей предложить не могу.
Наверх
 
Юровский
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 849
Пол: male
Re: Недоумение дилетанта I
Ответ #2 - 17.01.2013 :: 20:22:38
 
На, этом форуме непривычная периодизация. Обычно новейшее время начинается с 1917 года. Новое время с Английской или Французской революции. Здесь новейшие время начинается с 1789 года и заканчивается 1945 годом. Начало нового времени очень удачно совпадает с годом открытия Америки 1492 и концом света 7000 годом и заканчивается 1789 годом. Крепостничество в России, теперь к новейшему времени относится! Смущённый Смущённый Смущённый
Хотелось бы понять, это Американская или западноевропейская периодизация?
Наверх
« Последняя редакция: 17.01.2013 :: 20:42:34 от Юровский »  
Владимир В.
Представитель администрации форума
Вне Форума


Mir konnst no a Weißbier
bringa

Сообщений: 12279
Беларусь
Пол: male
Re: Недоумение дилетанта I
Ответ #3 - 17.01.2013 :: 20:46:04
 
Эта Тема была перемещена сюда из История новейшего времени по решению модератора Владимир В..
Наверх
 

— Из твоей башки дерево, что ли, прорастает?
— Заметно? Его зовут Герберт. Я разговариваю с ним, когда чувствую себя одиноким… Xе-хе. Я пошутил… Его зовут Боб.
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Недоумение дилетанта I
Ответ #4 - 18.01.2013 :: 02:50:23
 
Цитата:
Нам необходимо осознать, что все многочисленные революции XIX века, вплоть до Русской, все кровопролитные мировые войны ХХ века – суть порождение того духа, который с наибольшей очевидностью начал проявлять себя как раз, примерно, с XVIII века.

А если брать не революции, а восстания, например? Тогда с какого века получится? Если бы была выложена таблица, где по странам были бы расписаны все внутренние конфликты с количеством задействованных лиц, тогда было бы  наглядно, что проявляется и проявляется ли.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать