В моём городе Лениногорске, РТ, один ветеран войны откровенничал так: «Мы этих немок и полячек так драли, так драли! Ловили и пускали по роте… С этим у нас было строго!» В эпоху Интернета, когда появилась возможность общаться с незнакомыми людьми, выясняется, что подобные воспоминания детства имели место быть и у пацанов из других городов…
Самым непонятным вопросом для меня был такой: «А поляки ведь были нашими союзниками – за что терзали полячек???» Став взрослым, отвечаю так: «Если уж тормоза спущены, то национальность жертвы особой роли не играет».
Однако такие воспоминания участников событий, хоть и кошмарны, но «нематериальны». Другое дело, когда свидетели событий тех лет воочию видели горы барахла, награбленного в Германии.
Вот что вспоминала моя мать: «Это только дядя Лёня (Кутьков Леонид Дмитриевич), муж моей старшей сестры Веры, пришёл с войны, как дурак, с пустыми руками. Другие мужики своего не упустили!
Отец Насти Афанасьевой привёз больше всех. В руках всё донести не мог – взял в колхозе телегу с лошадью и ДВА рейса на станцию сделал. У него там было только костюмов одиннадцать (!!!) штук, а ещё рулоны ткани, и ещё много чего. Он хвастал: «Ну, теперь мне до смерти хватит, и внукам останется!»
Брат мужа моей сестры Ольги тоже хорошо награбился. Там мно-о-о-о-гие награбились, я всех даже не упомню – столько их было! Давно это было, не помню я всех…»
Вот так возвращались фронтовики в село Багряш Исаклинского района Самарской области. И это только в одно село! А сколько разных населённых пунктов было в СССР, больших и малых?!! Вот и прикиньте общий объём награбленного…
Собственно, барахло, которое собрал наш Маршал Победы в свой дом, перечислено куда как дотошно. Потому, что была сделана ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА, так как Г.К.Жуков впал в немилость. Эту опись, думаю, в Интернете можно найти.
Понятно, что солдат Афанасьев не мог тягаться в «трофеях» с маршалом. Но, раз уж маршал «прибарахлился» по самые уши,- что он мог требовать от своих солдат? Дисциплины, корректного обращения с населением??? Так ведь некогда было ему пустяками заниматься!- надо было столовое серебро перебирать – «два ящика» - и ещё при этом войсками командовать.
Если были грабежи – значит, были изнасилования и убийства. Это как сиамские близнецы – одно не ходит без другого. Чем больше объём грабежей – тем больше убийств и насилий, но никак не наоборот, и никакие «спецбоевики НКВД» тут погоды не сделают,- только добавят зверства. Точно также не сделают погоды героические эпизоды спасения немецкого населения отдельными солдатами и офицерами РККА, как не играют решающей роли факты спасения евреев отдельными военнослужащими вермахта (с риском для жизни!): количество спасённых и пострадавших несопоставимо.
Объём грабежей в Германии, думаю, любому разумному человеку представить вполне по силам. О количестве насилий и убийств можно только смутно догадываться. Но, если объём грабежей был огромен, то количество этих самых явлений не могло быть малым.
Вопрос: как такой массовый бандитизм сочетается с представлением о том народе, который проявил героическое самопожертвование в труде и на войне (см. мою статью «Цена Победы»:
http://gidepark.ru/community/8/article/339696 )? Так ведь немецкий народ тоже жил и работал под такими бомбёжками, какие нашим работягам и не снились, и при этом выпускал огромное количество техники! Без героизма солдат вермахта не удалось бы фашистам три года сдерживать удары РККА, в т.ч. с применением ракетного оружия («реактивные снаряды»). И при этом бессмысленно отрицать, что немцы творили на оккупированных территориях зверства и грабежи. Так что всё прекрасно сочетается, если не дурить себе мозги официальной пропагандой, национальным самомнением, а рассуждать здраво.
Не мог народ, который не щадил своих, быть лояльным к чужим народам. С какой стати чужих-то жалеть, если на своих доносы писали, даже в деревнях (моя мать из-за такого доноса потеряла мужа, причём была беременной)??? Ситуация обострялась тем, что в европейских городах и сёлах наши бойцы увидели такое изобилие товаров и домашней живности, какое в своих даже не представлялось (см. мою статью «Цена Победы»). И они прекрасно понимали, что если вот сейчас не нажрутся до отвала, не напьются болгарского вина (мой сосед, ветеран ВОв, рассказывал, как они в Болгарии в танке возили вино в снарядных гильзах), не прибарахлятся, то другого такого шанса у них уже не будет НИКОГДА в жизни и ни за какие деньги. Или наши ветераны ВОв были выше всяких меркантильных соображений и думали только о духовном и возвышенном??? Нет, они думали о том, как бы шмотками обеспечить себя и детей после войны!
Вот такая правда войны так и осталась скрыта от нашего сознания, хотя всяких воспоминаний было – хоть отбавляй. Но не спрашивали мы об ЭТОМ. Теперь же мы, как дети малые, не понимаем, почему это вдруг Чехия и Польша так охотно согласились иметь на своей территории американские базы по перехвату ракет?- мы же ведь такие незлобные, и Европе плохого не желаем… Кстати, Чехия и Польша – как раз те страны, в которых СССР давил проявление национального самосознания танками, где круче (1968г., «Пражская весна»), где мягче (1981г., подавление профсоюза «Солидарность»). Если вы сравните, кто пришёл к власти в Чехии, Польше, Латвии и России после 1991г., то увидите ещё одну принципиальную разницу…
Каким бы добрым ни был наш солдат, но он, освободив Восточную Европу от фашизма, навязал ей социализм, т.е. не оставил ей той самой СВОБОДЫ выбора. Каким бы социализм ни был хорошим общественным строем, но лезть со своим уставом в чужой монастырь считается признаком дурного тона. В итоге этот социализм в Восточной Европе так и не прижился, был сброшен сразу же после краха СССР; коммунистические партии полностью отстранены от власти, о «красных» демонстрациях и митингах там вообще не слышно. А мы получили ненависть от тех, кого освободили, но попытались научить жить по-нашему…