Ярослав Стебко писал(а) 11.02.2011 :: 23:04:27:Тарле всё ж таки добросовестный историк, не могли бы процитировать?
Да, Тарле добросовестный историк. Но, это я ошибся... Смотрите:
"После 15 февраля (1855 года) болезнь хотя и не отступала от Николая, но и не усиливалась. Во всяком случае, лейб-медик М.Мандт 17 февраля считал состояние больного удовлетворительным. Возле императора неотступно находился другой его врач, Каррель. В три часа ночи на 18 февраля Николай вдруг попросил Карреля оставить его и позвать Мандта.
Впоследствии Мандт, уехав из Петербурга в Германию, рассказывал то, что с его слов знали очень немногие, самые близкие его друзья, оставшиеся в России. Он говорил, что, придя к Николаю, застал императора в состоянии безысходной депрессии, и больной, подозвав его к себе, сказал:
— Был ты мне всегда предан, и потому хочу говорить с тобой доверительно — исход войны раскрыл ошибочность всей моей внешней политики, но я не имею ни сил,ни желания измениться и пойти иной дорогой: это противоречило бы моим убеждениям. Пусть мой сын после моей смерти совершит этот поворот. Ему это сделать будет легче, столковавшись с неприятелем.
— Ваше Величество, — возразил царю Мандт, — Всевышний дал вам крепкое здоровье, и у вас есть силы и время, чтобы поправить дело.
— Нет, исправить дела к лучшему я не в состоянии и должен сойти со сцены. С тем и вызвал тебя, чтоб попросить помочь мне. Дай мне яд, который позволил бы расстаться с жизнью без лишних страданий, достаточно быстро, но не внезапно, чтобы не вызвать кривотолков.
Мандт отказывался сделать это, но Николай все же настоял на своем и заставил врача дать ему медленно действующий яд. Выпив смертельное снадобье, Николай позвал к себе цесаревича и долго беседовал с ним, наставляя Александра на царствование.
Предсмертное распоряжение Николая было вполне в его духе: он приказал одеть себя в мундир и привести к нему своего старшего внука — старшего сына цесаревича Николая Александровича. Испуганный двенадцатилетний мальчик опустился на колени перед кроватью грозного деда, чтобы выслушать краткую сентенцию из двух слов: «Учись умирать!» Последнее напутствие внуку оказалось пророческим: великий князь Николай Александрович не достиг уготованного ему трона — он умер в 1865 году, не дожив до двадцати двух лет."
Это не Тарле. Это В.Н.Балязин "Романовы". Но не суть... Может император и правда очень вовремя умер от пневмонии. Но хотелось бы верить, что был Император, который именно из за своих взаимоотношений с Россией поступил вот так... Жестко... По отношении к себе. Потому, как реально чувствовал свою ответственность перед страной. В отличие от своего онемечившегося и убившего Россию внука.