Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Массовое сожжение "ведьм" в ср.века --"липа!Часть 1 (Прочитано 3007 раз)
polovec48
Продвигающийся
+
**
Вне Форума



Сообщений: 97

ГрГу
Массовое сожжение "ведьм" в ср.века --"липа!Часть 1
03.08.2010 :: 13:50:25
 
                                                  ГРАЖДАНЕ НЕБЕС
        Солидные и  работоспособные ученые определили, что сожжение «ведьм» в странах Западной  Европы растянулось на два с половиной века: началось в конце 15-го, завершилось в первой половине 18-го. Первый результат этого явления: 9 миллионов умерщвленных ведьм, колдунов и  «бесоодержимых», то есть больных различными психическими заболеваниями. Именно эта цифра кочует по исследованиям, особенно почему-то в учебниках психиатрии. Второй результат: мощнейшая компания по дискредитации  римско-католической церкви в литературе, искусстве и журналистике, в атеистических философских трактатах. Третий – рождение в умах миллионов наших современников устойчивых стереотипов о реальности тех событий. Четвертый -- определение средневековья, как «самого мрачного времени в истории человечества». Пятый -- заключение  о   контрпродуктивности средних веков для развития цивилизации. И шестой  – создание одного из глупейших барьеров на пути к согласию между людьми, религиозными конфессиями и государствами.
        Автор этих строк религиозными представлениями  не обременен. Однако имеет честь  заявить, что «сожжение ведьм» в Средние века в количестве 9 миллионов –  беспардонная ложь.

                                                             ДОЖИЛИ!
  ОХОТА НА ВЕДЬМ – ЗАГАДКА, А 9 МИЛЛИОНОВ УМЕРЩВЛЕННЫХ – «ЛИПА»!
    Поначалу никакой загадки не было. А была полная ясность: сжигали изуверы, горели невинные. Доступный и яркий пример – знаменитый роман  талантливого советского ученого и писателя-фантаста Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», глава «Тени изуверов». Там главный герой  приводит главную героиню в Публичную библиотеку показать  «роковую книгу средневековья» «Молот ведьм», то есть учение о преступных способах распознавания ведьм и их наказания. О том, что в этой книге рассказано не только об  этих способах, но и о многом-многом другом, главный герой не упоминает. Нет у главного героя и  сомнений в своих выводах. Вот несколько цитат из «Лезвия бритвы»: «Я привел вас к «Молоту ведьм», чтоб показать глубину позора и падения, ту кульминацию мракобесия и жестокости, которая не может быть смыта с христианской церкви ни теперь, ни в будущие тысячелетия», «Мрачные имена Шпренгера Инститориса, Бодена, Дельрио, Карпцова…», «Райские венцы были обещаны инквизиторам Римской церковью в знаменитой булле папы Инокентия VII (так во всех изданиях романа И.А. Ефремова, даже в прижизненных. Правильно все-таки Иннокентия VIII. О.М.), «Как я мало знала о средневековье,-- горестно покачала головой Сима»…
     Зря покачала. Гирин, главный герой романа, лишь повторил чужую ложь, выдуманную тогда, когда он только-только родился. На этом месте стоит задержаться, ведь «Лезвие бритвы» читали миллионы людей, а  будут читать еще миллионы. Кинорежиссеры, уверен, блокбастер поставят, ибо роман в целом стоит того. А мы зададимся вопросом: откуда у Гирина такая «парткомовская» убежденность в своей правоте? Известно откуда! Из исследований и оценок средневековья историков Канторовича, Сперанского, обоих Лозинских, Чарльза Генри Ли, Григулевича, Черняка, Гуревича, Бессака, Видала, Тюбервиля, Мейера, Мишле, Реньяра и т.д. О, нет, я не хочу принизить ценность их исследований. Их исследования насыщены интересной информацией, являются ступеньками к понимаю эпохи. Но все-таки многие фрагменты их работ вызывают здоровое раздражение. Что тут настораживает! Почему-то их заключения   одинаковы, словно писаны под копирку: «мрачная эпоха средневековья», «церковники – изуверы», «казнены миллионы ни в чем не повинных людей».  Не знаю как для кого, а для меня одинаковость мнений  по поводу сущности сложных явлений – не наука, а ее эрзац, овсяный «кофе»!
     Причем тут «здоровое разражение»?  А вот причем! Это же сколько нужно потратить сил, времени и средств, чтобы в тысячах томов доказывать раз за разом «преступность римской церковной организации». Повторяю: в тысячах томов! Но, видимо, количество зашкалило. Однажды, вдруг, как бы ни с того, ни с сего, неожиданно  было произнесено: « Нет, друзья, в  истории охоты на ведьм средневекового периода есть много неясного, эта охота -- загадка, которую никому из нас не разгадать!»
    Не верите? Вот подтверждения! А.Я. Гуревич – столп советской и постсоветской медиевистики, науки о средневековье: «Массовая охота на ведьм, распространившаяся в Западной и Центральной Европе в ХV-XVII веках, давно привлекает внимание исследователей, тем не менее, несмотря на мнения специалистов, ее едва ли можно считать в достаточной степени проясненной. Историки говорят о «загадочности» этого феномена, о сугубой неточности наших знаний».
     А вот один из западных, естественно, «антисоветских» столпов, А.Мандру: «Я убежден, что мы никогда не сумеем дать массовым сожжениям ведьм вполне удовлетворительного объяснения».
    Здорово, да?! Была наука, в ней -- тысячи подтверждающих фактов и 19  объяснений явления ( столько я насчитал.О.М.), накопившихся за 150 лет, и вдруг это явление превращается в… «необъяснимую загадку».   
     А.Я. Гуревич и А. Мандру – относятся крайне осуждающе к гонителям ведьм. Но твердое убеждение о реальности этого явления  живет и в защитниках гонителей. Какую бы они оценку не давали, понятно одно – массовые сожжения ведьм в средние века были, к ним можно по-разному относиться, но опровергнуть их невозможно. Вот историк М.Мендес-и-Пелайло: «Решение католических королей  о гонениях на ведьм и колдунов не было ни плохим, ни хорошим. Оно было единственно возможным в тех условиях». А вот Де Местр, знаменитый французский  эмигрант, живший в России: «Жаль, что во Франции не существовала инквизиция. В этом случае у нас никогда бы не произошла революция 1789 года».
   Повторяю. И атеистически настроенные исследователи, и убежденные христиане не подвергают никакому сомнению существование массовых гонений на ведьм в средние века. Разница между ними лишь в том, что атеисты осуждают гонителей, а верующие   нет. 
    А сейчас мы узнаем нечто вообще из рук вон выходящее  –  поразительный генезис количества умерщвленных!
   Итак, 9 миллионов убитых долгое время стояли за узкими спинами Яна  Гуса и Джордано Бруно!  Цифрой 9 000 000 умерщвленных самые уважаемые исследователи на протяжении 150 лет крошили обалдевший от растерянности  Ватикан. Клирики  посыпали втянутые  в плечи головы, извинялись и… реабилитировали невиноватых. Полностью оправдали Бруно, отменили постановление суда по делу Галилея. Но молчание по поводу тех 9 миллионов  отчего-то затянулось.   Правда, в 70 годы прошлого века на Западе и в СССР  над  реальностью этой цифры  задумались.  И однажды знаменитый советский историк и ветеран НКВД Иосиф Григулевич вполне  «энкэвэдэшно» уточнил: «9 000 000 умерщвленных  инквизиторами взяты вместе с родственниками, друзьями, соседями».
     Иосиф Григулевич, автор  толстых книг по  истории инквизиции. Но вдумайся, читатель, в этот абсурд! С одной стороны вроде бы цифра осталась прежней, 9 миллионов, а с другой  есть трудноуловимый  намек на то, что родственники, друзья и соседи, обвиненных в колдовстве, остались живы.
     «Делет» нажали на Западе. Это было в те же 70-е. В  воздухе, как метеорит, мелькнула новая цифра: «9 000 000 – это количество всех репрессированных за связи с Дьяволом. Умерщвлению же подверглось 500-600 тысяч.
   Прыжок вниз колоссальный! Хотя  500-600 тысяч тоже цифра немалая…
   Откуда же эта новая цифра все-таки взялась?! А вот откуда. Именно в 70-е годы прошлого века независимыми  исследователями были вскрыты чудовищные фальсификации. С документами в руках было доказано, что главный историк инквизиции Генри Ли пользовался фальшивыми свидетельствами о расправах над ведьмами. Генри Ли, американский миллионер, за пределы США никогда не выезжал. Сведения из Европы ему шли от его европейских корреспондентов. Он им хорошо платил. А десятки корреспондентов халтурили, то есть придумывали факты один страшнее другого, например, про костры, на которых не раз  сжигалось сразу по 100-200 человек. На основе этих фальшивок Генри Ли создал три толстенные тома «История инквизиции». В начале ХХ века тома были изданы и в Российской империи. Еще в студенческие годы  этот богато иллюстрированный трехтомник я  изучал и поражался зверствам церкви. Вот один из типичных примеров трехтомника. 10-летний мальчик Арно Оливье дал изуверам показания на собственных родителей и еще на 65 известных ему людей. Изуверы  замучили до смерти всех, погиб и Арно.      
       Уважаемые читатели, ну-ка, попробуйте назвать 65 фамилий своих знакомых! Возможно,  и назовете, но, уверен, с трудом.  А  чтобы сделать такое  смог 10-летний средневековый  мальчик  -- сомневаюсь. В средние века дети научались что-то членораздельное говорить в 8-9 лет, а логически мыслить – лишь к 20-ти годам, и память обыкновенного, не выдающегося человека, к сожалению, в те времена была не такая как у нас.
       Спрошу еще. А почему это ни один средневековый историк, ни один мемуарист или писатель никогда о массовой «охоте на ведьм» не упоминает, словно  ни  разу про нее не слышал, даже такие  величины, как Р. Монтер в «Деяниях Святой Инквизиции»,  Гриммельгаузен, в «Симплициссимусе»? О массовых сожжениях ведьм не упоминает  и Антонио Льоренте, секретарь испанской инквизиции в «Критической истории испанской инквизиции». Уж он-то просто обязан был их «расписать» во всех красках, ведь был другом Наполеона, который упразднял инквизицию во всех завоеванных странах. Нет ничего о сожжениях ведьм и в «Священном вертепе» у Лео Таксиля, а ведь этот антицерковный питбуль такую добычу, существуй она реально, ни за что бы  мимо своих стальных клыков  не пропустил.
       Почему?!
       И сегодня  практически все серьезные исследователи-медиевисты, в том числе и наш несомненно выдающийся ученый А.Я. Гуревич,  считают, что реальная цифра казненных за колдовство и прочую чушь равна  25-35 тысячам человек, из них от  самосудов деревенских общин – 20-25 тысяч.  За 2,5 столетия!
Наверх
 
polovec48
Продвигающийся
+
**
Вне Форума



Сообщений: 97

ГрГу
Re: Массовое сожжение "ведьм" в ср.века --"липа!Часть 2
Ответ #1 - 03.08.2010 :: 13:53:11
 
БЛИЗОРУКОСТЬ ИЛИ УМЫШЛЕННАЯ ПОДМЕНА ФАКТОВ?
        Речь о подслеповатом подходе практически всех, писавших о массовых сожжениях ведьм, к двум  главным «доказательствам» реальности этих сожжений: булле римского папы Иннокентия VIII «С величайшим рвением» от 5 декабря 1484 года и книге Генриха Инститориса и Якова Шпренгера «Молот ведьм».
        Начну с буллы, она родилась на пару лет раньше «Молота»…
     Вот классическая ее характеристика: « 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» или «Буллу против ереси ведьм». В ней он повторил все, в чем уверил его фанатичный Инститорис: ведьмы расплодились по все Германии; церкви и христианской вере грозит смертельная беда».
    А вот конкретика со ссылкой. С.Г. Лозинский, автор крайне тенденциозного и в некоторых фрагментах попросту глупого труда «История папства»: «Отныне никто не мог оспаривать у Инститориса и Шпренгера их права самым жестоким образом преследовать всяких еретиков, а в первую очередь заподозренных в колдовстве, и преследования эти должны были беспрепятственно проходить во всей Германской империи».
   Давай, достопочтенный читатель разберемся!
   Да, ведьмы в булле упоминаются. В самом начале. Жестко. « Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, особенно в Майнцском, Кельнском, Трирском, Зальцсбургском и Бременском округах, очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях…»
   А ну-ка, почтенный читатель прочитай-ка эти строчки еще раз! И ты найдешь слово «суеверными»!  Согласись, что при этом слове булла принимает несколько иную направленность, то есть в ней делается акцент на борьбу с суевериями. Сразу возникает вопрос:  что произошло в Германии конца 15 века, почему вдруг как бы ни с того ни с сего произошел взрыв суеверий?..
   Вторая часть буллы, 90 процентов документа, состоит из двух вполне понятных сущностей. Первая – срочное устранение бюрократической ошибки, которую допустил предшественник Иннокентия VIII – римский папа Сикст  IV. Отправляя Генриха Инститориса и Якова Шпренгера в Германию, Сикст IV забыл указать, что монахи отправлены именно туда, то есть в определенные области, епархии и города. Результат ошибки: куда бы они не приходили, их неизменно прогоняли от городских и монастырских ворот, как самозванцев. Прошло время, пока до нового главы католической церкви дошла просьба монахов об исправлении недоразумения. Булла «С величайшим рвением» поставила все на свои места. Иннокентий VIII исправил недоработку Сикста IV.
   Вторая сущность. В булле почему-то применяются крайне тяжелые  выражения. Они бросятся в глаза любому исследователю, который читал какие-либо другие буллы. Иннокентий пишет о какой-то своей «мучительной боли», называет Инститориса и Шпренгера «возлюбленными сыновьями», жестко требует немедленного устранения помех, чинящихся им, спешно указывает города, епархии, области, в которых монахи имеют право пребывать  и осуществлять свои должностные обязанности, грозит отлучением от церкви, лишением должностей и санов клирикам, а не ведьмам и колдунам, распоряжается о предоставлении максимальных возможностей для «возлюбленных сынов» «во всех церквах, где они найдут то потребным, проповедовать слово божье и все иное совершать, что они найдут полезным и необходимым». Иннокентий призывает «если понадобится, привлекать к содействию против чинителей помех (клириков.О.М.) руку светской власти».
     Весь русский перевод буллы можно прочитать в издании Я. Шпренгер, Г.Инститорис «Молот ведьм» М. изд. «Просвет» 1992 г. вступление «Роковая книга средневековья» С. Лозинский, стр. 57-59.

     А что было на самом деле, ведь что-то все-таки было?!                  

    Что было, что было… Я, читатель, и сам боюсь отвечать на этот вопрос, ибо ответ ужасен.    Дело в том, что монахи-доминиканцы,  профессора философии Инститорис и Шпренгер были посланы в…чуму, в самый эпицентр эпидемии, охватившей тогда Германию…
    Опишу эту «болезнь городов», ибо большинство из нас имеют о ней крайне приблизительное представление. Между тем, во всех странах название ее возбудителя врачи суеверно пишут исключительно на латыни и стараются всуе не произносить, ибо она, притаившись, живет где-то и сегодня, и сваливается на людей внезапно.
  В самом ее начале вполне здоровый человек вдруг становится «бесоодержимым», начинает суетиться, а затем метаться «как бы в поиске лучшего места». Но не находит его. Речь быстро превращается в белиберду. Глаза начинают лихорадочно блестеть. Лицо выражать невыносимое страдание и ужас. Чумные соскакивают с постелей и куда-то бегут. Они вырываются из рук тех, кто их пытается задержать. Впадают в галлюцинации, орут, корчатся, подпрыгивают, пытаются за что-нибудь ухватиться. В общем, полностью сходят с ума. Так что первоначальная стадия болезни является полным безумием. И счастье для окружающих, если заболел один. А если, как это обычно бывает, сразу сотни, тысячи?
   Смертность от чумы достигает 98 процентов от всех заболевших. Но нечего завидовать тем, кто выжил. К большинству из них приходят осложнения, чаще всего – гнойный менингит, от которого человек превращается в полубезумного инвалида. Чума, как я уже говорил, живет и сегодня. В начале 60-х годов ХХ века она вдруг выпрыгнула в Москве, поставив огромный город на грань военного положения.
  В 1348 году от чумы вымерла половина населения Европы…
12 раз в 15 веке «черная смерть» косила жителей Германии, 13 раз – в 16-ом. Все эти годы, как пишет академик Александр Чижевский, «по солнцу плыли огромные черные пятна, диаметры некоторых из этих пятен равнялись 250 000 километров, и были они видны невооруженным глазом. В Альпах «стреляли» землетрясения, расходившиеся волнами во всей Западной Европе. И  Западную Европу окутывала ядовитая дымка от непонятно откуда взявшихся испарений».
Очередной накат чумы на немецкие города произошел в 1482 году.
Инститорис и Шпренгер пришли в Германию для налаживания жизни тех, кто остался еще в живых.
Их было только двое. И они, как и все люди того времени, не понимали, что такое чума и откуда она взялась. Ведь до первого приблизительного представления о происхождении  болезней Джироламо Фракосторо было еще 62 года, до гениального открытия «зверьков» Антони Левенгуком – 189 лет, до первых исследований патогена  (возбудителя) чумы – более трехсот.
Да, их было только двое. Без войск, без милиции, без врачей, без вакцины. Они шли в панику, в застывающие стоны, в мародерство, в разбои, в неуправляемые толпы, в голод, в неразбериху, в оспу, в корь, в скарлатину, в проказу, в сифилис, в инсекты, в «огненную смерть» (массовая гангренозная болезнь от ядовитого ржаного хлеба, к которому по этой причине и сегодня с опаской относятся западноевропейцы), к чумным бубонным трупам, в вопли ничего не понимающих, не знающих, где спрятаться, людей…
  Чесоточно-помойно-фекальные средневековые города переполнились психическими больными, большинство из которых были обезумевшие женщины…
   Но ни о каких, тем более массовых сожжениях ведьм не было и речи!
   Костры горели. Костры огромные. В них превращались в золу трупы и еще живые смертники.  То были костры дезинфекции – единственно известное тогда средство для пресечения болезни и спасения жизни.
   А в конце марта 1485 года, через два месяца после получения монахами исправленной буллы, «черная смерть» вновь навалилась на Германию…
   Часто в атеистических книжках, обличающих деятельность инквизиторов можно видеть  рисунки: черный дым кострища, и монах с крестом в длинной черной рясе с островерхим капюшоном на голове, на капюшоне – узенькие прорези для глаз. Почтенный читатель, глядя на эти картинки, ты на всякий случай знай, что это не «форма изуверов», а типичная  противочумная одежда, сохранившая свой силуэт и сегодня.
    Цифра сожженных очень близка к 9 миллионам, а может и превосходит ее. Подмена дезинфекционных костров на костры с ведьмами произошла незаметно…
  Бывая в Германии, в Австрии, в Чехии, в Италии на экскурсиях,  попросите у экскурсоводов показать памятники жертвам средневековых эпидемий чумы, и вам их покажут практически в каждом городе…
  Да, в тот 1483 год их было только двое: Инститорис и Шпренгер. Более пяти сотен лет об этих замечательных представителях рода человеческого не было сказано ни одного доброго слова. По сей день их светлые имена купаются в лужах плевков, в мусоре оскорблений. Простите нас, умников-дураков, брат Генрих и брат Яков. Я, неверующий, делаю это за всех!
Наверх
 
polovec48
Продвигающийся
+
**
Вне Форума



Сообщений: 97

ГрГу
Re: Массовое сожжение "ведьм" в ср.века --"липа!Часть 3
Ответ #2 - 03.08.2010 :: 13:57:23
 
                                         ПОСЛЕСЛОВИЕ К ГЛАВЕ
     А что, собственно известно об Инститорисе и Шпренгере? Почти ничего. Пишут, что Инститорис был стариком. Поверим. Но с учетом, что в средние века стариком считался человек 30-32 лет. Давайте попробуем узнать об этих выдающихся людях больше через их детище, через одну из величайших книг Ренессанса  «Молот ведьм»!

                РОКОВАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ  ИЛИ…СУДЬБОНОСНАЯ             
  Итак, «Молот ведьм». На свете нет книги более руганной. Не знаю, внесен ли этот факт в какой-нибудь том Гиннесса. За что ругают? Принято считать – за человеконенавистничество. Попробуем разобраться.
  Автор книги Генрих Инститорис. Автор «Введения» Яков Шпренгер. Ни в одном русском издании «Ведения» нет, его редко печатают и на Западе. Умысла тут никакого: издатели считают «Введение» несущественным. А между тем именно в «Введении» ключ к пониманию причин, которые вызвали появление книги. Здесь важно напомнить даты: 1482 год – в Германии чума. 1483-й – в зачумеленные города идут Инститорис и Шпренгер. 1485 год – чума вновь наваливается на Германию. В том же 1485-ом монахи укрываются в монастыре, берутся за перья и два года работают над книгой. Вот цитата из «Введения»: «В наши дни, когда мир клонится к полному закату, старое зло, не прекращавшееся ни на минуту, в силу своей неиссякаемой вредности насылает на нас полную яда заразную чуму, словно чувствуя, что у него осталось мало времени».
   Слышу ворчание критиков: мол, автор этого очерка в погоне за сенсацией не способен понять простых истин: старое зло – это ереси, чума – образное их название, а полный закат мира – обычное представление христиан о конце света.
  Готов тысячу раз согласиться, но только в том случае, если кому-то из моих критиков удастся вымарать из истории Германии чуму 1482 и 1485 годов, разделить: чума сама по себе, без всякого влияния на историю, а история сама по себе, в полном отрыве от чумы. Тогда да, про гонения на ведьм и разные другие «зверства» Священной конгрегации католической церкви можно писать сколько угодно!
  Правда, кроме чумы тут  может помешать еще вот что: в Германии того времени не было ни одной ереси! Ну, и как забыть, что в правовых документах Священной Римской империи германской нации (так тогда называлась Германия) ведовство не считалось преступлением! Только в «Молоте ведьм», то есть в публицистике, а не в правовом документе.
   Но тут интересно не это, а то, почему брат Генрих и брат Яков взялись за перья. Что их так припекло?!
   Попробуем найти ответ в самой книге.    
   Если ее содержание разделить на части, то их будет четыре: первая – разумная, вторая – юмористическая, третья – медицинская, четвертая…странная.
    Вот цитата из разумной части: «…всякое изменение тела, будь то болезнь или выздоровление, сводится к перемещению веществ в пространстве». Вот еще: «Чародейства не существует, ибо оно живет лишь в воображении людей, приписывающих махинациям ведьм естественные явления, причина которых от нас скрыта».
     Тут «роковая» книга приобретает совсем не тот смысл, который ей приписывают. Возьмем хотя бы фразу «махинациям ведьм». В этой связи вопрос: а что, сегодня за разные колдовские махинации не карают? Ох, как карают! Интересно, сколько тысяч «благородных» ведьм и колдунов сидело и сидит в тюрьмах разных стран сегодня?
    А вот юмор второй содержательной части! Своим юмором она неожиданна! Приведу несколько не выбранных, а первых попавшихся на глаза цитат.
«Фороней, греческий король, в день своей смерти сказал своему брату Леонтию: «Для высшего счастья в своей жизни мне не хватало отсутствия женщины». Леонтий спросил: «Как женщина может мешать счастью?»  Король ответил: «О-о, мой брат, об этом знают все женатые мужчины».
  «О другом муже рассказывают: его жена утонула в реке. Ища ее труп, он шел вдоль берега против течения. Спрошенный, почему он ищет вверх, а не вниз по течению, муж ответил: «При жизни жена всегда все делала мне наперекор. Скорее всего, она и после своей смерти поступит также».
  «Женщины от недостатка разума быстрее отступаются от веры, чем мужчины, в силу своих необузданных аффектов и страстей, поэтому нет ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм».
   «Как выглядит господство женщины, смотри у Тулия («Парадоксы»): Тот ли свободен, кому жена приказывает, диктует законы, разрешает, запрещает и не дает права возразить? Я думаю, что такого мужа можно назвать рабом, хотя бы он и был из уважаемой семьи».
  «Почти все государства были разрушены из-за женщин. Троя погибла от похищения Елены. Иудейское царство из-за скверной царицы Иезавели и ее дочери Гофолии. Много напастей испытало Римское государство из-за Клеопатры. Поэтому нет ничего удивительного, что мир и теперь страдает из-за женщин».
  «Мы с полным правом можем утверждать за Катоном: «Если бы мир мог существовать без женщин, то мы, мужчины, общались бы с богами»
  Страницы «Молота» словно нарочно перенасыщены  «анекдотами». Юмористическая часть – это народная галиматья. Прибегая к россказням про шабаши и метлы, про превращения людей в животных, про наведение ведьмами болезней, короче, про все то, что мы сегодня называем фольклором, сказками, небылицами, Инститорис и Шпренгер хохочут над человеческой глупостью, как отменные юмористы.
  А вот от третьей содержательной части любому читателю очень быстро становится не смешно. Третья содержательная часть – медицина. Практически в каждой главе монахи пишут о широко распространившихся способах лечения болезней приемами черной магии, об отрицании народом методов лечения признанных церковью и светскими властями. Правда, почти в каждой главе, звучит плохо скрываемое сомнение в том, что общепризнанные способы лечения дают положительный результат…
  Четвертая содержательная часть.
  В «народной галиматье» проявляются странные реалии того времени: стрельба из арбалетов по изображениям Христа, рассказы о варварских разрушениях каплиц и распятий, установленных на перекрестках дорог, свидетельства о швырянии в уличную грязь и топтании ногами богослужебных предметов, о богохульных высказываниях в адрес Христа, апостолов, святых, церкви и… христианства в целом, словно последнее по каким-то непонятным причинам вдруг стало несостоятельным и утратило доверие людей.
   Что случилось?
   Вот мнение, нашего земляка (родился неподалеку от Гродно), выдающегося русского врача сангигиениста, оригинального мыслителя, профессора Сергея Аркадьевича Томилина. Изложу его точку зрения. Римская империя была империей городов. К ее концу сельские местности были пусты от имперских жителей. Варвары входили в них свободно, без боев и расселялись. Так что, когда говорят о завоевании Римской империи варварами, то говорят неправду, Римская империя была мирно заселена, сельские местности были свободны для варварского заселения, и их оттуда римляне не выгоняли. В конце 4 века империя прекратила свое существование. Варвары в городах жить  не захотели, называя их                       «могильными склепами, в которых жить нельзя». К 7-му веку на огромных территориях бывшей Римской империи городов практически не осталось, а те, что были – были заброшены, в них жили только нищие и бомжи. Сельская жизнь варваров текла мирно и тихо. Но! К 11-му веку города в Европе начали возрождаться. Подавляющее большинство городов Германии вообще родились в 13 веке. А вместе с ними (вдобавок к привычному сифилису и тысячам других болезней) в страну  начали врываться регулярные цунамиподобные эпидемические кошмары, против которых люди средних веков были абсолютно беззащитны. Повторяю: в 15 веке чума набрасывалась на Германию 12 раз, в 16-ом – 13. Один из результатов: к концу 15 века в Священной Римской империи германской нации начало стремительно распространяться неверие в христианские ценности. Виновниками этого явления были не параноики-еретики, с которыми уже было покончено, а в собственном смысле слова народ, «широкие массы». Люди рассуждали примерно так: «За что на нас такие напасти? Ведь мы веруем в Бога, не нарушаем его заповедей. А если и совершаем грехи, то стараемся быстрее их замолить, индульгенции покупаем на кровные, священников слушаемся и монахов. За что?!» В головах подавляющего числа населения Германии произошло замыкание, электрический ток христианства прервался. Проиллюстрировать это явление не трудно на современном примере. О нем рассказала пару лет назад журналистка Ирина Петровская в газете «Известия». Специнтернат для детей-инвалидов. с врожденными физическими аномалиями. В нем дети живут до 18 лет, а потом отправляются в дом престарелых (вспомните о старчестве людей средневековья). Среди воспитанников и 14-летний Сашка. Он мечтает когда-нибудь стать на ноги, хотя осознает, что этого не будет никогда: из-за тяжкого заболевания костей ноги у него не растут. Мозг в порядке, а ног почти нет, и тело весит чуть больше десяти килограммов. Священника в интернате тоже нет. И вот Сашка организовал здесь что-то вроде христианской часовенки, в которой проводит службу для тянущихся к Богу воспитанников интерната. Но… желающих верить в Бога здесь мало. Ребята поясняют: «После того, что Бог сотворил с нами, нам трудно в него поверить». Так сколько же таких людей жило в Средние века! И сколько их говорило именно так!
Наверх
 
polovec48
Продвигающийся
+
**
Вне Форума



Сообщений: 97

ГрГу
Re: Массовое сожжение "ведьм" в ср.века --"липа!Часть 4
Ответ #3 - 03.08.2010 :: 13:59:20
 
Да, они не знали, что планета Земля давным-давно захвачена, что в ней от начала времен существует Всемирная Диктатура Болезнетворных Бактерий и Вирусов (вспомним фразу из «Молота» о «естественных явлениях, причина которых от нас скрыта»). Они и хотели бы познать истоки своих телесных и психических недугов, но не могли сделать это по определению. Им ничего не оставалось, как представлять причины своих болезней кознями дьявола, ведьм и колдунов. Бактерии и вирусы и были для них демонами…
   Почтенный читатель, задайся вопросом, почему всех великих людей того времени более всего интересовали вопросы медицины, почему многие из них имели профессию врача? Франсуа Рабле, например, вел поиск происхождения болезней, препарируя трупы, ответа не нашел и написал для больных, впавших в безысходность, свой великий психотерапевтический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». О том, что этот роман был создан именно для больных, писатель сам свидетельствует на многих его страницах. Итальянец Франческо Колонна искал панацею в толковании снов. Николло Томео – в законах случайности. Великий оптимист Генрих Неттесгеймский  к концу жизни впал в депрессию и написал пессимистическую работу «О ненадежности наук». Даже Коперник на прижизненных портретах и на автопортрете изображен не с гелиоцентрическим жезлом в руке, а с цветком ландыша, символом современной ему медицины. Кстати, гениальные художники Питер Брейгель-старший, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Хуго ван дер Гус создавали своих слепых, уродливых и психически больных, не закладывая в свои творения тех смыслов, о которых мы сегодня много говорим. Они воссоздавали реалии того времени.
  Христианский Бог – справедливый и всемогущий – был единственной опорой для людей, которым выпало жить в Средние века. Но во второй половине 15 века эта опора вдруг стала трескаться. «Если Бог есть, то он слаб. На земле не его власть, –начали говорить и думать люди средневековья. – А если это так, то Бог не Бог. По всесилию над людьми истинный Бог – это дьявол!» Именно на этом замкнулось мышление, что, в свою очередь, вполне могло привести к такой анархии, какой Западная Европа еще не знала.
     Чтобы сбить антихристианскую волну, Инститорис и Шпренгер внесли в свою книгу часть о наказаниях за ведовство. Но в книгу, а не в практику! Ни одна ведьма или колдун не были сожжены ни церковью, ни государством, ни в те годы, ни через 100 лет.
    Перед монахами стояла и более сложная задача. В ее решении – главный смысл «Молота ведьм»!
   Дело в том, что огромную роль в жизни людей средневековья играла формальная логика. Без формальной логики Средние века не назывались бы Средними. Якову и Генриху крайне было важно найти простое объяснение происходящему, донести его до людей и «очистить мозги от ржавчины неверия». И они эту гуманистическую задачу решили блестяще! В основу решения легла всего одна фраза. Но в «Молоте ведьм» она звучит как набат и пронизывает весь текст. Вот этот «проводок», восстановивший электроток христианства в обществе. «Бесы имеют власть над телесным миром и воображением людей, но только в том случае, когда на то дано попущение Божье, Бог допускает козни дьявола для того, чтобы возбудить в людях взаимопомощь».
    Отметим для себя: до появления «Молота ведьм» дьявол и Бог в христианских представлениях были равны по силе, такими их сделали авторы Библии. И всем стало все ясно: не дьявол и бесы, не ведьмы и колдуны виновники моров, а Божье попущение этим тварям за явные и тайные грехи наши. Бог сильнее дьявола. Дьявол для Бога лишь собака, которую Бог иногда спускает с цепи. Именно эти слова зазвучали тогда со всех амвонов…
   Десятилетиями позже Мартин Лютер, Жан Кальвин, английские пуритане, представители иных ответвлений протестантизма, «ярых противников Ватикана в вопросах неба, но полных союзников в вопросах ада» самым положительным образом оценили «Молот ведьм». Эта книга дала им сто шансов на кровавое, но не смертельное для цивилизации, внедрение в жизнь своего более дешевого и упрощенного христианства…
   Уже через год после первого издания  «Молота ведьм» в 1487 году монахи доминиканцы, профессора философии Генрих Инститорис и Яков Шпренгер могли смело докладывать Иннокентию VIII: «Ваше Первосвященство, разруха в головах людей ликвидирована. Идейный фронт в Священной Римской империи немецкой нации стабилизирован!»
                                             ГРАЖДАНЕ НЕБЕС
   Сами себя Инститорис и Шпренгер называли гражданами небес. Они принадлежали к тем великим людям эпохи Возрождения, которые четко следовали главному указанию Иисуса Христа апостолам и, естественно, всем людям: «Идите и творите»! К тем, кто считал себя «жаждущими» знаний.
Примечание. «Жаждущими» называли себя многие великие люди средневековья, вкладывавшие особый смысл в последние слова Иисуса Христа на кресте «Я – жажду!» ( см. Евангелие от Иоана).
  Издание книги далось им с большим трудом, не хотели  их университетские коллеги ее пропустить, мол, слишком сложно написано, вряд ли кто-нибудь станет читать. Благо, помог император Максимилиан…
  Выход книги в свет сделал профессоров философии Инститориса и Шпренгера знаменитыми. Образно говоря, книге начали аплодировать все крупные гуманисты того и более позднего времени. Она выдержала множество изданий. Но история с ней обошлась жестоко…
     Олег МАЛАШЕНКО, Гродно.
Эл. почта: polovec48@mail.ru
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать