Ubivec писал(а) 17.01.2011 :: 11:33:18:Никто никуда его не притеснял, наоборот еще и жалели - вернулся инвалидом, кожа и кости
http://lenta.com.ua/622607.htmlПо некоторым данным, подобную проверку прошли 1 836 562 человека, вернувшиеся из плена в конце войны. Около миллиона из них были направлены для дальнейшего прохождения службы, 600 тысяч – для работы в промышленности в составе рабочих батальонов. 339 тысяч, в том числе 233,4 тысячи бывших военнослужащих признаны скомпрометировавшими себя в плену и осуждены.
Кстати, автор статьи не в курсе. М. Девятаев тоже был репрессирован.
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нем побег из концлагеря. Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, но тот не сумел их обнаружить. В районе линии фронта самолет обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную посадку. В итоге, пролетев чуть более 300 км, «Хейнкель» сел южнее деревни Голлин (ныне Голина в гмине Старгард-Щециньски Польши) в расположении артиллерийской части 61-й армии. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок «ФАУ», которые находились вдоль берега моря.
Полученная информация позволила откорректировать налеты наших бомбардировщиков на полигон в Пенемюнде. Фашисты свой последний шанс на победу охраняли более чем тщательно. Узедом неоднократно бомбили и англичане, и американцы, но до цели так и не добрались: «воевали» с ложным аэродромом и бутафорскими «самолетиками». По наводке Михаила Петровича Узедом бомбили пять дней – и наши, и союзники.
Несмотря на то, что доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом, «особисты» не поверили, что заключенные концлагеря смогли угнать самолет, и он и его соратники не только не получили никаких наград, но были помещены в фильтрационный лагерь. Девятаев вновь оказался в Заксенхаузене, в лагере, который после окончания войны был организован советской военной администрацией для тех, кто подозревался в предательстве. Позже Девятаев вспоминал об этом так: «Это твой лагерь?» – спросил меня энкавэдэшник. «Да», – отвечаю. «А в каком блоке сидел?» – «В тринадцатом». А он мне: «Хорошо, здесь и будешь опять сидеть».
– Раз был в плену и выжил – значит, изменник Родины, я с этим пятном много лет прожил уже и после освобождения, когда домой вернулся, – рассказывал Девятаев.
До 2 ноября 1945 года он находился в фильтрационном лагере. В сентябре 1945 года в этом лагере Девятаева нашел Сергей Павлович Королев, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал нашим специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 – копии «ФАУ-2» – Королев в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза.
В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас и вернулся домой. Однако власти не давали Михаилу Петровичу возможности работать по специальности, он перебивался случайными заработками, был чернорабочим. Имея диплом капитана, с трудом устроился в 1946 году грузчиком в Казанском речном порту. Допросам он подвергался почти до конца 1951 года, об этом свидетельствуют рассекреченные материалы его дела в КГБ Татарстана. Такой же горькой в течение 12 лет после войны была жизнь и его товарищей по побегу.
http://www.mordva1000.ru/people/20-devyataev-mihail-petrovich.html