Alba писал(а) 27.11.2018 :: 13:24:36:Французкая армия сдалась по приказу сверху,
Вы хотели сказать разбитые и деморализованные остатки сдались, поскольку других вариантов уже не было?
"К 8 июня, когда Роммель врывался в Эльбёф, сражение считалось безоговорочно проигран-ным, и на утреннем совещании Вейган говорил о «зияющей ране», которая раскрылась в располо-жении 10-й армии. В этот день генерал де Голль, недавно назначенный заместителем военного министра, посетил Вейгана в его штабе. Последовал следующий разговор:
«…Нескольких минут беседы было достаточно, чтобы понять, что он примирился с мыслью о поражении и принял решение о перемирии…
– Как видите, – сказал мне главнокомандующий… – немцы… переходят Сомму. Я не в со-стоянии им помешать.
– Ну что ж, и пусть переходят. А дальше?
– Дальше последуют Сена и Марна.
– Так. А затем?
– Затем? Но ведь это же конец!
– Конец? А весь мир? А наша империя? Генерал Вейган горестно рассмеялся.
– Империя? Это несерьезно! Что же касается остального мира, то не пройдет и недели после того, как меня здесь разобьют, а Англия уже начнет переговоры с Германией».61
Со своей стороны маршал Петэн сказал государственному министру Л. Марэну, что он нис-колько не боится встречи с Гитлером, он бы охотно обратился к нему как солдат к солдату и, та-ким образом, добился от него большего, чем добьются в результате переговоров между диплома-тами.
Однако существовало и другое решение, кроме окончательного пассивного ожидания разва-ла французской армии. В ночь с 9 на 10 июня председатель Военного комитета Рейно вызвал к се-бе де Голля, чтобы посоветоваться по поводу нависшей над Парижем угрозы и неизбежности объ-явления войны Италией. «Перед лицом столь неблагоприятных известий я мог предложить только одно: пойти на крайние усилия, немедленно перебазироваться в Африку и присоединиться к коа-лиционной войне… При данных условиях и в данных территориальных рамках единственным вы-ходом являлась капитуляция. Либо надо было с этим примириться – к чему уже склонялись мно-гие, – либо следовало изменить рамки и условия борьбы. “Новая Марна” была возможна, но только на Средиземном море».62
Однако генерал Вейган не видел этого решения. В 18.00 10 июня он также посетил председа-теля Военного комитета. Де Голль присутствовал при этом свидании, и вот что он записал:
Генерал Вейган «сел и тут же приступил к изложению своей точки зрения по поводу сло-жившейся обстановки. Вывод его был очевиден: мы должны немедленно просить перемирия». Председатель Военного комитета пытался оспаривать мнение главнокомандующего, однако Вей-ган «упрямо настаивал на своем: сражение в метрополии проиграно, необходимо капитулиро-вать».63
В 18.00 12 июня, отдав приказ о всеобщем отступлении, Вейган в первый раз официально доложил Военному комитету о необходимости заключить перемирие. «Главное – избежать полно-го развала армии, – говорит он, – и поэтому мы должны немедленно просить у немецкого прави-тельства перемирия». Далее он добавляет: «Теперь Франция может без стыда просить о переми-рии. Я горжусь тем, как мы дрались на Сомме, этот бой восстановил честь французской армии, и дальнейшие переговоры будут достойны ее».
Затем маршал Петэн зачитал заранее подготовленную записку, заканчивавшуюся указанием о «необходимости просить заключения перемирия, чтобы спасти, что еще осталось от Франции, что позволит восстановить страну».
Было очевидно, что если правительство эвакуируется в Африку, чтобы продолжать сражать-ся плечом к плечу с союзниками – с оставшимся целым флотом, с авиацией (почти той же числен-ности, которую она имела по состоянию на 10 мая, сохранившейся в результате ее пополнения полученного от промышленности и из Америки), с сухопутными силами, находившимися на за-морских территориях, – то Гитлер не согласится на создание «свободной зоны», на том, «что оста-лось от Франции», ни на небольшую армию для обеспечения порядка, который позволил бы «вос-становить страну». Таким образом, начиная с этого момента предотвращение эвакуации правительства становилось главной целью военных начальников и группировки Пьера Лаваля.
13 июня на заседании Совета министров Вейган повторил свое требование. «Если мы хотим сохранить дисциплину в армии, – сказал он, – мы должны быстро прекратить боевые действия». К нему присоединился Петэн, заявивший: «Перемирие неизбежно, мы должны добиться его неза-медлительно»."
Источник: Анри Гутар Падение Франции 20 мая–25 июня 1940 года
56 Из «Истории второй мировой войны» (Лондон, 1966. Т. 1). Goutard A. Fall of France. May 20 / June 25, 1940. – History of The Second World War. vol. 1. № 10 3/6. p. 253–269, 275–279.