А.А. Тишкин
БИЙКЕНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В марте 1999 г. на Международной научной конференции
«Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий» Ю.Ф. Кирюшин и А.А. Тишкин (1999) выступили с инициативой выделить на Алтае бийкенскую культуру (конец IX–VI вв. до н.э.), а понятие «майэмирская культура» в ходе коллективных обсуждений было закреплено за памятниками западных и северо-западных предгорий. Представленная схема поэтапного развития бийкенской культуры, в которой отмечен процесс привнесения новаций, является определенной стадией обобщения материала из более 200 курганов.
http://archaeology.asu.ru/portal/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B...Круглов Е.А.
Канд. ист. наук, Доцент БашГУ, г. Уфа
АРИСТЕЙ, ГЕРОДОТ И АВТОХТОНЫ УРАЛА:
ЭТНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
.....Не потому ли младший современник Стробон – Плиний видел в иирках уже какой то неясный микст (с исседонами? с “плешивыми” аргиппеями?) и именовал это население
tyrkae (N.H., IV, 19), а Помпоний Мела –
turcae (I, 110)? Вопрос о “плешивых” аргипеях требует отдельного рассмотрения, ибо науке хорошо известно, насколько точен был Геродот в “скифской” части своего труда, никогда не давая древним этносам случайных определений.
Это и дает основание исследователям для сопоставления “плешивости” геродотовых аргиппеев с этнонимом “тазлар” (плешивые) у древних башкир8, а самих аргиппеев и иирков полагать предтечами башкир по тюркской линии. Иирков в качестве предков башкир рассматривали и А.П. Смирнов с С.И. Руденко, но уже по угорской линии “тиссагеты-иирки”9. Но, видимо, столь полярные подходы археологов говорят скорее, о гетерогенности данного этноса из “Истории” Геродота и возможном миксе его языка, как это подтвердил в XX в. анализ ряда языков, в частности – венгров, чувашей и мари-черемисов.
Кто то мне ответит кеми были те скифы Горного Алтая и что за племена tyrcae,turcae?хочу вам напомнит что сами угоры т.е предки венгрев-т.е хунгар какие они себя называют тоже родственны с тюрками