Американцы продолжают изучать грифельную табличку, которая была упомянута среди Тор-10 археологических событий года. Ее уже "скромно" называют американским Розеттским камнем. Вот перевод статьи с National Giographic
http://news.nationalgeographic.com/news/2010/01/100113-jamestown-tablet-slate-am...Таинственная Джеймстаунская табличка - американский Розеттский камень?Табличка может отражать ранние попытки колонистов общаться с индейцами.
Используя улучшенные изображения с большим разрешением и с помощью эксперта по палеографии Елизаветинской эпохи, археологи начинают расшифровку таинственного текста и изображений, начертанных на 400-летней шиферной табличке, найденной прошлым летом в Джеймстауне, штат Вирджиния, на месте первого английского поселения в Америке.
Оцифровка изображения помогла выделить надписи и высветить мелкие детали на табличке - первой табличке с обширной надписью, найденной на месте раннего поселения английских колонистов, сказал Уильям Келсо (William Kelso), директор по исследованиям и дешифровке находок в Джеймстауне (Jamestowne) XVII в.
Улучшенные изображения помогли ученым определить, что надписи на табличке выполнены в стиле письма XVI века, а также разглядеть новые символы, сообщили исследователи на прошлой неделе.
Эти символы могут быть из малоизвестного алгонкинского индийского алфавита, созданного английским ученым, чтобы помочь исследователям в произношении на языке, на котором говорят индейцы Вирджинии.
"Как находка Розеттского Камня привела к лучшему пониманию египтян, так эта табличка начинает существенно дополнять наши представления о самых ранних годах в Джеймстауне", сказал Келсо. Она явила данные о грамотности, искусстве, символах и знаках, полученные непосредственно от самих колонистов, которые использовали их", - пояснил он. - "Какой еще одиночный артефакт может рассказать так много?"
Обе стороны таблички размером 5 на 8 дюймов (13х20 см) покрыты словами, символами, цифрами и рисунками людей, растений и птиц, которых поселенцы, скорее всего, встретили в Новом Свете.
Существуют различия в стиле почерков, это может означать, что несколько человек использовали табличку для набросков и, возможно, для написания черновиков документов, отметил Келсо.
Высокое качество изображения
Чтобы помочь исследователям в расшифровке надписей, специалисты из Музея по сохранению Смитсоновского института недавно сделали высококачественные изображения таблички посредством процесса, известного как трасформация избражения путем отражения (вроде как-то так переводится

).
Сотни снимков с высоким разрешением были сделаны под разными углами, чтобы падающий свет выявил все неровности. Изображения на шифере трудно увидеть невооруженным глазом, потому что они такого же темно-серого цвета, как сланец, и они перекрывают друг друга.
Колонисты писали на нем карандашом из сланца, оставляя белые знаки. Эти знаки могут быть стерты, но, к счастью для нынешних археологов, карандаш был острый и оставлял следы, которые не могли быть удалены полностью. В результате исследователи имеют многослойные надписи.
Основываясь на первоначального анализе изображений, Хизер Вулф, хранитель рукописей и эксперт по рукописям елизаветинского периода в Биографической шекспировской библиотеке в Вашингтоне, округ Колумбия, считает, что многое из рукописных надписей на доске, как представляется, написаны в стиле secretary hand, основной формой прописи, преподаваемой в Англии в начале 16-го и 17-м веках.
"Многие из письма формы отличаются от формы, которые используются сегодня. Вам нужна специальная подготовка, чтобы их понять", сказала Вулф.
До сих пор слова "Abraham" и "book" явственно видны, и ей удалось выявить некоторые отдельные буквы. Она надеется, что сможет расшифровать больше текста, используя снимки, сделанные в Смитсоновском институте, которые обеспечивают более мелкие детали. К сожалению, только часть текста сохранилась; некоторых букв и слов не хватает.
Вулф пояснила, что практика использования грифельных досок при работе и преподавания музыки алфавита и орфографии восходит к XVI-XVII веков, но доски были настолько хрупкими, что обычно ломались.
Находки почти неповрежденных досок, как эта "очень редки", сказала Вулф. "Это уникальное окно в мир, о котором мы знали, однако, не видели".
Келсо, историк Джеймстоуна, сказал, что изображения с большим разрешением также выявили два символа, которые схожи с символами алгонкинского фонетического алфавита, который Томас Харриот (Thomas Hariot) изобрел в 1585 году. (В этом году английский ученый участвовал в экспедиции по созданию злополучной колонии ("Lost Colony") на острове Роанок (сейчас - Северная Каролина), организованной на средства его покровителя, сэра Вальтера Рейли).
После того, как археологами была обнаружена грифельная доска, исследователь, присутствовавший на одной из лекций Келсо, сообщил ему о 36-символьном алфавите. Алфавит сохранился в рукописи из библиотеке Вестминстерской школы в Лондоне.
Келсо сказал, что есть также документальные ссылки на словарь алгонкинскиого языка, который, как считают некоторые ученые, составил Херриот, так как он имел возможность изучать язык с коренными американцами, которые прибыли в Англию вместе с исследователями. Огонь уничтожил словарь в 1666 году, и уцелевших экземпляров нет, сказал он.
"Когда я узнал об этом", - сказал Келсо, "вероятность того, что европейские исследователи могли прибыть в Джеймстаун с двуязычными словарями, готовые общаться с индейцами, стала вполне осмысленной", сказал он.
Другие детали, раскрывающиеся при помощи высококачественных изображений, помогут исследователям определить последовательность надписей.
"В некотором смысле, это мини-археология шиферной плитки. Если одна канавка затрагивает другую, вы можете сказать, котороя была самой последней", сказал Келсо.
Специалисты Смитсоновского института также используют рентгеновскую флуоресценцию, чтобы определить химический состав шиферного листа и сделать геологическую привязку. Результаты будут сравниваться с образцами шифера из разных мест в Европе, чтобы узнать о происхождении этой плашки.
Археологи обнаружили грифельную доску в центре Форт Джеймс в колодце, который, скорее всего, был выкопан в 1609 году, когда главой форта был капитан Джон Смит, один из основателей и руководителей Джеймстауна, заложенного в 1607 году.
Когда вода в колодце закончиллась, колонисты использовали его в качестве мусорной ямы. Они выбросили туда эту плашку и тысячи других артефактов.
Рядом с табличкой археологи нашли порубленные кости лошадей и собак, которые могут относиться к периоду, когда крепость была в осаде, и колонисты вынуждены были есть своих домашних животных. Лишь 60 человек из 200 пережили зиму.
В декабре археологи достигли дна 4,2-метрового колодца. В настоящее время они анализируют, консервируют и реставрируют остальную часть огромной и беспрецедентной коллекции артефактов. Ее изучение, как ожидается, приведет к лучшему пониманию трудного раннего периода колонии.
Кому принадлежала найденная табличка?Келсо предполагает, что найденная грифельная доска принадлежала Уильяму Strachey, первому секретарю колонии Джеймстаун.
Strachey имел юридическое образование, поэтому он мог владеть почерком "secretary hand". Он был также в числе 140 потерпевших с Sea Venture, английского корабля, который плыл в Джеймстаун в 1609 году со снабжением и новыми поселенцами для укрепления колонии.
Корабль потерпел крушение во время шторма, и его пассажиры застряли на Бермудских островах на десять месяцев. После прихода двух новых судов, они прибыли в Джеймстауне весной 1610 года, как раз вовермя, чтобы помочь тем, кто пережил зиму.
Ранее опознанные рисунки на табличке могут свидетельствовать о том, что ее владелец был на Бермудских острова. К таким рисункам относятся пальмовое дерево и, возможно, cahow - редкая морская птица, которая гнездятся только на Бермудских островах.
Рисунки львов, используемых в английском гербе 1603-25 во время правления короля Джеймса I, были также выявлены ранее, и позволяют предположить, что владелец был связан с правительством и изображениями герба. Келсо считает, что это может также указывать на Strachey.
В ближайшее время изучение таблички из Джеймстауна будет будет продолжено с применением различным аналитических методов неразрушающего воздействия..
"Мы только начали раскрывать секреты этой необыкновенной находки", - сказал Келсо.
Краткая выдержка об алгонских языкахСреди языков, малых по распространенности (по числу говорящих) и значению, безвестных в цивилизованном мире, есть примитивные, но есть и поразительно развитые - и лексически и, что особенно удивительно, грамматически. Поразительно богатство форм в. языках американских туземцев. «Множество глагольных форм в циппевайском языке до невероятности велико», - утверждал русский лингвист конца XIX в. проф. В. Шерцль, ссылаясь на источники: Скулкрафт («Indian Tribes», V, 299-388) приводит на 88 страницах более 8 тыс. употребительных форм глагола vob (видеть). Богатство форм в алгонских языках таково, что, по словам того же исследователя, «проспрягать один только глагол требовало бы несколько месяцев прилежного занятия и составило бы целый том». По данным другого исследователя (Гурлбута), глагольная система одного из алгонских языков настолько разветвлена, усложнена, что одни только прошедшие времена имеют более 5 тыс. форм (223б).
Это граничит с баснословностью. Однако исследования языков американских индейцев, проводившиеся в первой половине XX в., подтверждают их исключительную формальную развитость, до которой далеко нашим языкам. Можно сослаться на авторитетное свидетельство Э. Сепира, также занимавшегося этими исследованиями: многие бесписьменные племенные языки «обладают богатством форм и изобилием изобразительных средств, намного превосходящими формальные возможности современной цивилизации. Индейский язык такелама типологически походит на древнегреческий, а структура эскимосского предложения напоминает латинскую». Сепир нашел, что некоторые языки коренных жителей Америки более философичны, чем наши, например, они различают доподлинно настоящее время от общего времени. Лингвистам «ничего не стоило поддаться убеждению, - продолжал американский ученый,- что привычные им языки представляют собой наивысшее достижение в развитии человеческой речи и что все прочие языковые типы не более как ступени по пути восхождения к этому избранному флективному типу»