Для людей, которые не в курсе о родстве аваров с гуцулами:
Результаты анализов mtDNA аварцев подтверждают то, что русские, поляки (и даже славяне вообще) генетически ближе аварцам, чем карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, грузины, армяне, лезгины Дагестана (I. Nasidze, E. Y. S Ling и др. Mithochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus. 2004). При этом относительно близкое родство демонстрируют показатели осетин, чеченцев, курдов, даргинцев, испанцев, абазин. Русские по степени родства уступают лишь рутульцам, иранцам Тегерана, иранцам Исфахана, а лезгины Дагестана оказываются менее родственной аварцам популяцией, чем территориально далёкие британцы. Вслед за русскими (с незначительной разницей в дистанции) идут опять-таки не кавказоязычные популяции, а поляки и осетины-ардонцы.
В целом же, амбивалентность этнонима «авар», как и некоторые немаловажные детали исторического прошлого дагестанских кавказоязычных аварцев позволяют видеть, если не физических, то по крайней мере, идеологических аваров в тех, кто самоидентифицируется с евразийскими аварами (вархунами, обрами). Как известно, именно устойчивая самоидентификация с тем или иным этносом является основополагающим критерием для определения национальной принадлежности, а вовсе не форма черепа, язык, религия или культура.
Согласно результатам генно-молекулярных исследований, часть жителей Хорватии, прежде всего острова Хвар, с большой долей вероятности, принадлежит к потомкам евразийских аваров.
По имеющимся у генетиков сведениям, касающимся Y-хромосомы, наиболее как гомогенной (возможно из-за генного дрейфа), так и редкой для южноевропейских популяций мужской линией происхождения в Дагестане обладают даргинцы. Один из генотипов, свойственных хорватам и, возможно, имеющий отношение к аварам, — гаплогруппа I-M170 (Y-DNA) с подгруппами I1b* (P37), I1b2* (M26) — совпадает с тем маркером, что зафиксирован в высокой степени у даргинцев — I* (0.5. Следом идут абхазы (0.33), осетины-ардонцы (0.32), осетины-дигорцы (0.13) и кабардинцы (0.10). 16.7 % из числа обследованных в 2004 году русских Адыгеи имели подгруппу I1b* (P37). Если у русских казаков эта же подгруппа представлена в немного сниженной пропорции — 15.5 %, ещё более понижаясь у белогородцев — 12.5 %, зато у русских, например, Костромы, Смоленска и Пинеги показатели совсем иные: 9.4 %, 9.1 %, 3.9 %. Далее, по направлению в сторону территории бывшего Аварского каганата, картина опять начинает меняться: украинцы (16.1 %), белорусы (15 %), венгры (11.1 %), боснийские хорваты (71.1 %). Однако угорские родственники венгров — мордва и коми в этом отношении существенно отличаются: 2.4 %, 0.9 %. Незначительны показатели у русских Башкортостана, чувашей и татар: 2.0 %, 1.3 %, 2.4 %. I, I1, I1a, I1b маркеры обычно характерны для нордоидных популяций (направление миграции: Северо-Западная Азия > Европа), в том числе потомков викингов. Поэтому гаплогруппу I нередко называют «геном северных варваров». Что же касается обнаруженных у хорватов весьма редких для европейских популяций, предположительно, также — аварских гаплогрупп P* (P*xM173 cluster) и F*(Y-DNA), то P1* (Y-DNA) прослеживается у чеченцев (0.16), а F* (Y-DNA) у сванов (0.92), рутульцев, лезгин (0.5, чеченцев (0.32), даргинцев (0.27).
Вопрос на засыпку: боснийские хорваты (71.1 %) являются славянами?
А вот Вам материталы о происхождении тюрок:
Как видим, слово “ALBан”/“ALB-aр” в значении “Богатырь”, АЛБАН употребляется по сей день в ономастике тюрок, распространившихся ИЗ Передней Азии НА Алтай (5) и в другие области. В шаманской терминологии слово АЛБАН несет значение “колдун”. У скандинавских народов это слово значит “страшный дух”, и также связано с шаманизмом. Это указывает на тюрко-германские связи в древности. В первоисточниках встречается касситское имя Бура-АЛБАН, территория близ р. Диала в XVI в. до н.э. названа Алман/Албан/Halman [ныне - Холван] (напомним, что протезирование фонем “Х” и “h” является особенностью тюркских языков). Это ясно доказывает, что этнотопоним АЛБАН является древнейшим в Передней Азии (6). Так что нет никаких основание отвергать тюркскую ономастику этнотопонима АЛБАН и подвергать необоснованной критике ученых, защищающих эту концепцию (7). Приведенные выше примеры доказывают, что название страны АЛБАН(~ИЯ) происходит от тюркского этнонима АЛБАН. Многие античные хронисты сообщают, что племя АЛБАН жило также южнее каспиев (т.е., в Атропатене/Южном Азербайджане)
(.
В то время как встречаются следы этого тюркского народа в Передней Азии в I тыс. до н.э., уже в V-VII вв. н.э. они встречаются в родоплеменных союзах дулатов Казахстана и Средней Азии. Н.Аристов, В.Востров и М.Муканов пишут, что албаны, входившие в дулатскую конфедерацию района Yeddi Su (семь озер) с V-VII вв. н. э., впоследствии расселились на еще большей территории и сошли в состав киргизских, туркменских, катоганских/кутоганских, каракалпакских, узбекских и др. тюркских родовых подразделений (9). Тамговый знак албан Передней Азии и Средней Азии был знак “Q”, на что указывают В.Востров и М.Муканов.
В соответствии с лингвистическими нормами развтитя Азер-Тюркского языка, можно проследить изменение/переход фонем: алб/албан – алп/алпан; алб/албан – алван. У хаев звук “Л” переходит в “gh” (звонкий “Х”) и слово АЛБАН произносится уже как “aghvan” (10). Поэтому топоним “aghvan” является арменизированной формой от “АЛБАН”. С.Атаниязов также считает, что туркменское “АЛВАН” - это вариация основного “АЛБАН” (11). В хайском же языке примерно в IX –XI вв. н.э. заднеязычный “Л” перешел в “gh” (12). Поэтому этноним ALBAN(~IA) в хайских первоисточниках большей частью записан в форме AGHVANK, а подобная форма не дает возможности транскрибировать его по-русски как “Алуанк”. Те, кто воспользовавшись этой формой написания, внедрили ее в науку, пытались выдать топонимию за хайскую и тем самым “доказать”: мол, так как форма “алуанк” не является тюркским этнотопонимом, то и государство Алуанк/Аghванк (форма написания здесь хайская!) никакого отношения к тюркам не имеет. Таким же образом игнорируется и морфонологическое строение тюркских слов (АЛБАН-АЛВАН) (13).
После прихода арабов албанская церковь потеряла самостоятельность и была подчинена армянской/хайской. Этому способствовали арабы, которые не могли допустить идеологического единства албанской и византийской церквей, так как одним из врагов халифата была Византия. Поэтому диофизитская церковь была подчинена хайской (монофизитской). А так как литература велась на церковном языке (а таковым стал хайский грабар), то этнотопоним “албан” в записи и иногда произношении приобрел свойства хайской формы: “aghuan”. Произносимое по-хайски слово “aghuanits” (албанский) в албанской среде записывалось и произносилось как “aghuanLI” (“~лы” - тюркский суффикс принадлежности), слово “aghuank” (хайск. “албаны”) – в виде “аghванЛАР” (“~ЛАР” – тюркский суффикс мн.ч.). так появились слова – гибриды. В связи с этим Г.Гейбуллаев связывает с этим обстоятельством то, что на территории Северного Азербайджана малая часть топонимов с основным компонентом “АЛБАН” произносится в арменизированной форме (14). В указе султана Ягуба от 1487 года область Ширван названа “Аghван”. Албанская церковь была уничтожена в 1928 году; в эпиграфии последнего албанского духовного лидера Саркиса написано по-хайски: “Это могила аghванского католикоса Саркиса” (а как мы уже отмечали, по-хайски было написано потому, что с приходом арабов албанская церковь была подчинена хайской). Князь и духовный лидер Албании Хасан Джалал (которого хаи выдают за “армянского мелика Арцаха Хасана Джалала”) писал об албанских христианских семьях, переселенных амиром Теймуром в окрестности Кандагара, что они по происхождению являются Албанами (15). Таким образом, в сравнении с другими тюркскими родами, подразделение, называемое в Азер-Тюркских языках “АЛБАН” получило широчайшее распространение в Азербайджане,
а маловстречаемое арменизированное произношение “Aghvan” и измененное в соответствии с лингвистикой других тюркских диалектов “Алван” являются производными от основного АЛБАН. ПРИМЕЧАНИЯ
АСА, 1972, с. 82
АТ – 1994; АТ – 1996
АТ – 1998, с. 394; Мамедова,1986.
Примеры взяты из: а) Фасмер, Т-I, 1964; б) Востров, Муканов, 1968; в) Валиханов, 1985; г) Молчанова, 1979; д) Атаниязов, 1980; е) Эйвазова, 1995; ж) Гейбуллаев, 1994, STA, T-I, 1986
Род албан – один из казахских 4-х родов. (Аристов, 1896, вып. 3-4)
Балкан, 1954; Дьяконов, 1956, 126.
Собственно, наличие в местности Дерелейезе ущелья Алпан, и фонетически сильно измененных микротопонимов Элпин и Элпанос показывает, что эти топонимы отражают род/племя. Наименование топонимом Алпан ущелий, гор, степей, сел, районов и страны соответствует всем нормам этнотопонимии. Принадлежащие Сагам/Сакам уйсунское подразделение “албан” занимало ведущее положение в Албанском Царстве; царство названо именно Албанией потому, что это племя было крупнейшим. А в Средней Азии, куда часть албан (как и других тюрок) переселилась с Кавказа, они входили в племенной союз дулатов. Акопян, 1987, 39.
Востров, Муканов, 1968, 46-48.
Основной “зацепкой” сторонников дагестаноязычности албан является то, что удины в своем письме на имя Петра-I писали: “..мы-албаны и по нации – утийцы…..”. Бесспорно, в данном случае под словом “албанец” имеется в виду “житель Албании”, тем более, что было указанно, что по нации они утийцы/удины. Г.Гейбуллаев верно отметил, что слово “албанец” употреблено в отношении страны проживания (Гейбуллаев 1990, 136).
Атаниязов, там же, 20-21.
Капанцян, 1975, 402
Знаете , что привлекло моё внимание? Оказывается, в Древнем Египте производство золота относилось к так называемым " священному искусству". Сущность изготовления слитков чистого золота, а также изделий из него, выяснилась всего несколькео лет назад. Оказывается, для того, чтобы извлечь золото в чистом виде из золотосодержащей руды, необходимо тщательно измельчённую руду обработать расплпвленным свинцом. Свинец растворял золото, а затем таким образом полученный раствор подвергали окислительному обжигу, где свинец превращался в окись. Главной тайной этого процесса были горшки для обжига. Их делали из костяной золы. При плавке окись свинца впитывалась в стенки горшка, увлекая при этом все примеси. А на дне горшка оставался чистый сплав золота.
Таким образом, свинец требовался в огромнейших количествах. И одним из традиционных мест поставки свинца была так называемая АРСАНИЯ, которую более всего идентифицируют с Крымским п - овом. А залежи свинца - с урановыми рудниками на Жёлтых Водах под Белой Церковью...
Но вот добытчики свинца являлись выходцами с Кавказа - колыбели обработки металлов. Поэтому у меня главной считается версия именно техногенного происхождения "голубоглазых".