михель гофман
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 11
Колумбийский университет
|
AMERICAN BUSINESS IS BUSINESS.
дело Америки - делать дело.
Отцы-Пиллигримы в начале 17-го века строили на американском континенте новое общество в предвидении того, что в стране с огромными ресурсами, принадлежащими тем кто способен их осваивать, свободный от давления государства, от сословных предрассудков Старого Света, общество, в котором человек, в процессе труда, избавится от пороков своего европейского собрата. Идея духовного совершенствования, пройдя через три столетия своего развития, трансформировалась к 20-ым годам прошлого века в идею совершенствования экономики. Президент Кальвин Кулидж в 1925 году, дал новое определение целям Нового Света - "American business is business", дело Америки делать дело. Бизнес превратился в эпицентр американской жизни. 20-ые годы прошлого века были эпохой Процветания, всеобщего благополучия. Исчезла безработица, так как Америка поставляла в разрушенную войной Европу огромный объем своих товаров и получала дивиденды с военных займов европейским странам. Заработная плата американских работников была в несколько раз выше чем у европейцев, те же, кто был вовлечен в бизнес, в деловую игру, вкладывал деньги в акции, получали небывалые прежде прибыли. Причем, количество внезапно разбогатевших исчислялось уже не сотнями, как в прежние времена, а сотнями тысяч. В борьбу за богатство включились многие слои населения. На первых этапах развития индустриального производства основная масса населения пассивно принимала свою роль как работников, создававших богатства для предпринимателей. После I-ой Мировой войны, с подъемом американской экономики, деловая активность населения резко возросла, появилось множество возможностей, так как расширялся спрос на самые разнообразные промышленные товары. Конкурентная борьба стала приобретать все более острые формы, так как с ростом материального производства увеличивалось количество претендентов на растущее богатство. Не только в США, но и в европейских странах, правда, не с такой интенсивностью, также шел рост экономики. В каждой стране борьба за богатство имела свои особые формы, свое идеологическое обоснование, связанное с национальными традициями, национальной историей и политическим устройством. На Западе это была борьба за право различных слоев населения на большие доходы, в Советской же России она имела особую форму, это была борьба за власть, так как только принадлежность к ее вертикали давала монополию немногим на владение общенациональным богатством. В 20-ые годы все виды и формы общественных отношений стали восприниматься как борьба. Политические лозунги этого времени: советские - "Борьба с классовым врагом", "Борьба с пережитками", "Борьба за повышение труда", "Борьба за высокий урожай", американские - "Конкурентная борьба", "Борьба с бедностью", "Борьба с преступностью". "Моя борьба", назвал свою программную книгу Адольф Гитлер. В Германии и России борьба в политике и экономике направлялась и контролировалась государством, основная часть населения была лишь инструментом, который использовали борцы, политическая номенклатура. В США, в условиях экономической демократии, в борьбу за богатство были втянуты все, поэтому она отличалась от других стран небывалой в истории широтой и интенсивностью. Теория борьбы всех против всех была сформулирована еще в 17-ом веке английским философом Джоном Локком, его краткая фраза,"каждый сам за себя", стала квинтэссенцией жизненных постулатов наступающего Нового Времени. В 19-ом веке Дарвин перевел философские и политические идеи Локка на язык науки о человеке, антропологии. В его категориях, человек высшее животное в животном царстве, находящееся в постоянной борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший. Человек произошел от обезьяны, он часть природы, а в природе не существует души, только "воля к жизни". Теория Дарвина обосновала и оправдала борьбу за материальные богатства, конкуренцию, как главную силу эволюции и Прогресса. Конкуренция приводит к власти сильных, только они способны изменять и совершенствовать общество. Точнее и откровеннее Дарвина и Локка, о жизни, как борьбе всех против всех, говорил Ницше, который считал, что общество может развиваться только благодаря ставке на сильных, сочувствие к слабым разрушает сами основы жизни, лишает общество динамики, а эксплуатация слабых сильными естественная, органическая функция жизни. Идеи Ницше были дискредитированы в общественном мнении тем фактом, что его имя и его философия были взяты на вооружение фашисткой пропагандой, но в практике экономической демократии на принципах, провозглашенных Ницше, строятся многие формы общественных отношений. Американский экономист Грэм Самнер писал в середине 19-го века, - "У нас есть только две альтернативы - свобода конкуренции, в которой побеждают сильнейшие, что приведет к выживанию всего лучшего и уничтожению худшего, или отсутствие свободы и победа худшего над лучшим." Ал Дунлап, президент Sunbeam Corporation, кампании, занимающейся высокими технологиями, не философ, он человек практики, а практика подтверждает идеи, высказанные в 19-ом веке, - "Для того чтобы индустрия была конкурентоспособной она не должна быть озабочена судьбами людей. Индустрия - это не церковь, школа, колледж или филантропический фонд." Альтернативой конкуренции было сохранение статус-кво христианских нравственных норм, т.е. осуждение борьбы между людьми за улучшение своей жизни, социальная и экономическая пассивность, и сохранение многовековой традиции, освященной авторитетом церкви, разделение общества на немногочисленную элиту и основную массу населения, живущую в вековой нищете. Конкуренция же дает каждому возможность стать победителем и, хотя большинство потерпят поражение, в процессе конкуренции будут созданы такие богатства каких не знала человеческая история, и часть этих богатств получат и побежденные. Но, для того чтобы конкуренция была эффективной, общество должно распрощаться с традиционной христианской этикой - "все люди братья". У экономики одна задача, создание богатств, а всеобщее братство - это филантропия. А филантропия ничего не создает, она только распределяет то, что уже создано экономикой. Религия говорит о духовных, нравственных ценностях, экономика о ценностях материальных. Если придерживаться идеи, что все люди братья нужно отдавать значительную часть созданных ценностей слабым, неимущим, больным, неспособным участвовать в процессе производства, что неизбежно приведет замедлению экономического роста. Те, кто неприспособлен к условиям, в которые ставит работника индустриальное производство и бизнес, должны быть выброшены из игры, они становятся излишним, тормозящим движение балластом - это неизбежная плата за материальное процветание всего общества. Мораль не создает общественные богатства, они создаются в процессе ожесточенной конкурентной борьбы. Нравственные догмы протестантизма были подвержены пересмотру, так как его этика базировалась на практике жизни общины. Протестантизм смог принять капиталистические отношения, так как строился на идее индивидуальной ответственности каждого за свою личную судьбу, из которой и вырастала идея конкурентной борьбы - каждый за себя. "Победитель (в конкурентной борьбе) получает не только богатство, он получает билет в рай", писал о слиянии морали протестантизма с моралью бизнеса Алексис Токвиль. Джон Морган, создатель банковской системы Америки, был человеком глубоко религиозным, на свои средства он строил церкви и выступал в них с воскресными проповедями. Одна из его наиболее известных сентенций, - "Я ничего не должен обществу. Свои деньги я получил от Бога". Моргана называли бароном-грабителем, он сделал свои деньги на финансовых махинациях, оставив своих партнеров по бизнесу нищими, и получил свой "билет в рай". По определению Марка Твена, источник богатств финансиста - это "деньги ленивых, неудачников и невежд, которые ему доверились". Перед началом Гражданской войны Морган купил 5 тысяч сломанных ружей, хранившихся в арсенале нью-йоркского гарнизона, по 3 доллара за штуку, и продал их по 22 доллара за штуку в Виржинии, где тогда шли активные военные действия и армии Севера срочно требовалось оружие. Одним росчерком пера он "заработал" около четверти миллиона долларов. Когда выяснились детали этой сделки, тогда Морган и произнес в свою защиту ставшей знаменитой фразу, - "Свои деньги я получил от Бога". Свои деньги Морган получил от государства, в руках которого находились сбережения всего населения США в виде налогов. Государственные средства, т.е. то, что принадлежит всему обществу, не единственный, но наиболее емкий источник на базе которого создаются богатства крупными корпорациями и организациями. Так было во времена Моргана, также это происходит и сегодня. Правда, барон-грабитель Морган был осужден общественным мнением, сегодня же в этой сфере произошел значительный прогресс, передача общественных средств корпорациям узаконена. Механизм приобретения богатств в разное время объяснялся по разному, Маркс говорил о прибавочной стоимости как главной причине концентрации богатства в руках предпринимателей. В ХХ-ом веке, экономическая наука выдвинула другой тезис - богатство является результатом использования новых машин, новой техники, новых методов производства. Бизнес организует труд многих людей, получающих средства к существованию, поэтому большая часть результатов их труда достается организатору, бизнесмену, участвующего в рискованной деловой игре. В идеале бизнесмен заинтересован в удовлетворении спроса населения в любом продукте, который можно продать. Но общественное благополучие не может быть целью бизнесмена, его цель как можно быстрее разбогатеть, и, если бизнес не приносит ожидаемых дивидендов он им просто не будет заниматься. Но прибыль он может получить, лишь создавая материальные богатства для всего общества.
|