На обсуждение историкам и любителям истории желаю предложить свое исследование, которое я провел на основании общедоступных документов и воспоминаний.
В ПЛЕНУ ОШИБКИ
О ПОДЛИННОСТИ МОЩЕЙ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Часть перваяИстория первого обретения мощей преподобного Серафима Саровского, их вскрытие в 1920 и повторное обретение в 1991 году хорошо всем нам известны и по воспоминаниям участников этих событий и по сохранившимся документам.
Для понимания с чего всё началось, напомним читателям слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об обретении мощей преподобного Серафима
(«Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)):
"В 1920 году в городе Темникове Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…
Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобие отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.
В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.
Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского".И еще приведем Воспоминания Арсения, архиепископа Истринского, о втором обретении мощей прп. Серафима Саровского, сказанное им на радио Радонеж 24.07.2003 года:
"Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...
В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»
...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам – здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!
Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного – темного цвета, а это место – светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство…
После освидетельствования мощей Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода изготовить раку для преподобного Серафима. Потом вызвал митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и сообщил ему об обретении мощей преподобного Серафима."---
Так вот теперь давайте сами почитаем этот «Акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1920 года» (книга С. Фомина «В гости к Батюшке Серафиму»), по которому комиссия определяла подлинность мощей:
«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти.
В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей зястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке,
причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки,
в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля,
в числе костей ступни имеется кость руки.(!) Всего костей ступни: предплюсных — 7, плюсных — 5, фаланговых первых недостает одной и второфаланговых недостает 2. Правая ступня: всего костей предплюсных 7, плюсных одна целая и одна распавшаяся, четыре эпифиза распавшихся плюсневых костей. Недостает 14 фаланговых костей. Приступается к осмотру черепа, который оказался цел. Нижняя челюсть и волосы от бороды прикреплены к черепу лентой. Если бы ленту развязать, то волосы и нижняя челюсть отпали бы. Волосы рыжего цвета». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250).
После прочтения этого акта любого воцерковленного православного человека берет оторопь: о чьих же мощах здесь идет речь, преподобного ли Серафима?!
Что это за чехарда с костями, совершенно недопустимая для такого Великого Старца, как преподобный Серафим Саровский?!
Неужели саровские монахи не замечали никогда этого и не исправили ошибку, возможно допущенную в 1903 году?! И понадобилась помощь образованных большевиков-кощунников, чтобы понять это?! И почему эти ошибки не были исправлены впоследствии, когда мощи снова были закрыты, ведь расположение костей в мощах, обретенных в 1991 году, полностью соответствовало их описанию согласно акту 1920 года?
Для сравнения почитаем документы 1903 года.
Вот воспоминание протоиерея Димитрия Троицкого («Прославление преподобного Серафима Саровского») об обретении мощей преподобного Серафима Саровского:
«
Верхние кожные покровы тоже частично хорошо
сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего
кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением». Согласно этим свидетельствам
тут и путать-то было нечего.
Свидетельство Архимандрита Сергия (Тихомирова) из его письма от 18 июля 1903 года (по книге «Преподобный Серафим, Царь и народ. Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903»): «Затем они (кости) были снова
расположены в анатомическом порядке, причем нужные указания давал князь Путятин (строитель раки преподобного). Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки...
Те и другие положены на своих местах... Так кто же, всё-таки, перепутал кости рук и ног преподобного, и самое главное, зачем? Ведь перепутать их можно было только злонамеренно, потому что во время ежегодного переоблачения никто не ссыпал косточки преподобного в одну кучу, а формы рук и ног облачались отдельно друг от друга.
И что за странные слова произнесла, о том периоде 1920-21 года, последняя матушка послереволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря схимонахиня Маргарита Лахтионова: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а
мощи спрятали. Тут, конечно,
кто-то тихо работал». (По книге «В гости к батюшке Серафиму»).
Но если здесь «кто-то тихо работал», подменяя и укрывая мощи преподобного от угрозы быть уничтоженными ввиду их неполной сохранности, существуют ли еще и другие свидетельства их подмены, кроме путаницы с расположением костей?
Обратим внимание на цвет мощей преподобного Серафима, четко зафиксированный свидетелями разных лет.
При прочтении материалов на эту тему бросается в глаза то, что согласно акту закрытия мощей от 16 августа 1921 года
цвет их стал «... темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года». В подтверждение отрывок из акта от 16 августа 1921 года
(прошло всего восемь месяцев после первого вскрытия мощей 17 декабря 1920 г.):
«Стеклянная крышка снимается, и кости скелета обтираются сухой ватой, причем таковые имеют темно-коричневый, темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года, цвет». Какого цвета они сегодня - понятно каждому. Вот участник обретения этих мощей в 1990 году все тот же архиепископ Истринский Арсений свидетельствует: «Когда сняли куколь, надетый на голову, то поразило
светлое, даже белое, пятно на лобной части. Оно значительно отличалось от
желтовато-коричневого цвета мощей»
(«История второго обретения святых мощей преподобного Серафима Са-ровского».А какого цвета они были до вскрытия в 1920-м? Более желтого? А какого цвета они были при обретении их в 1903 году?
Свидетель их первого обретения протоиерей Димитрий Троицкий передал нам точное описание подлинного цвета мощей преподобного Серафима в момент их обретения в 1903 году: «Отец Серафим лежал в гробу
на дубовых стружках.
Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь -
все окрасилось в один цвет,
напоминающий корку черного ржаного хлеба» («Прославление преподобного Серафима Саровского». Если кто-нибудь из вас видел этот цвет, то он скажет, что он темно-коричневый, а точнее, практически черный с коричневатым или фиолетовым оттенком.
Вот еще одно свидетельство из того времени подтверждающее вышесказанное: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно
темно-коричневую часть лба».
(В.П.Шнейдер. Саровские торжества. Июль 1903 года. По книге «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников», Отчий дом).Но как же тогда эти мощи, пропитанные дубильными веществами от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою, могли еще сильнее потемнеть за несколько месяцев с момента вскрытия их в 1920 году? Ведь согласно свидетельствам того периода крышка раки была закрыта почти все это время и открывалась только по просьбе отдельных посетителей, которых практически не было.
Продолжение следует...