Тевтонский орден в Киликийской Армении
После внезапной смерти императора Генриха VI, немецкий крестовый поход 1197 г. завершился неудачей. Тем не менее, развертывание крупных военных сил и присутствие многих светских и духовных лидеров империи в ближневосточном регионе послужило основой для углубления связей между германской нацией и государствами в Заморье. Как полагает К. Форстройтер, преобразование немецкого госпиталя в Акре в военно-монашеский орден в 1198 г. также было следствием этого крестового похода.
Одним из районов распространения немецкого влияния являлась Киликийская Армения, зажатая между враждебно настроенными византийцами на западе и мусульманами на востоке. В январе 1198 г. архиепископ Майнца Конрад короновал в Тарсе армянского князя Левона II, ставшего имперским вассалом 2. В марте 1198 г. Конрад Майнцский присутствовал на собрании лидеров крестоносцев и духовенства, решивших превратить немецкий госпиталь в военный орден 3. Форстройтер предполагает, что именно архиепископ способствовал налаживанию отношений между Киликией и Тевтонским орденом 4. В булле от 27 июня 1209 г. Иннокентий III упоминает среди прочих владений ордена два земельных имения в Киликийской Армении 5. Таким образом, Кумбетфор и Айун, находившиеся, предположительно, поблизости от Тарса 6, были первыми известными нам поместьями, пожалованными ордену армянской властью между 1198-1209 гг.
В 1211-1212 гг. великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца предпринял поездку по Киликии. Он отправился в путь вместе с Вильбрандом Ольденбургским, представителем германского императора Отто IV, и посланником герцога Леопольда VI Австрийского. Морской путь из Европы в Акру занял шесть недель, оттуда магистр с сопровождающими отправился в Сирию. 22 ноября 1211 г. они прибыли в Антиохию. Спустя некоторое время путь был продолжен, и последняя остановка перед армянской границей была сделана в крепости Гастон. В Киликии магистр сначала остановился в Александретте и затем отправился в Мамистру. По дороге на Тарс он посетил поместье ордена в Кумбетфоре 7. В Тарсе путников встретил царь Левон II. Затем магистр проследовал через Адану в столицу Киликии Сис, куда был приглашен царем на празднование Крещения Господня (6 января 1212 г.). Вильбранд Ольденбургский, подробно описавший праздничные церемонии, сообщает об исключительном почете, которого удостоился тевтонский магистр 8. До конца зимы Герман фон Зальца оставался в Армении. Из Сиса магистр отправился в Аназарбу и к Вербному Воскресению (18 марта 1212 г.) прибыл в замок Амуда, который к этому времени уже находился во владении Тевтонского ордена 9. Официальная грамота о пожаловании замка появилась позже, в связи с чем Форстройтер предполагает, что во время нахождения Германа в Сисе соответствующий договор с Левоном II был закреплен в устной форме 10. Из Амуды магистр возвратился в Тарс. Оттуда он проследовал в Корикус (Corycus, Koryklos), находившийся поблизости от места смерти императора Фридриха Барбароссы, и отплыл по направлению на Кипр 11. Последним этапом этого визита была грамота Левона II, подписанная в апреле 1212 г., о пожаловании Тевтонскому ордену замка Амуда (famosum castellum Amudain), поместий Сеспин (Sespin, Selpin), Буквеквия (Buquequia, Buchequia), Кумбетфор, Айун (как известно, уже ранее находившиеся в орденской собственности) и предоставлении свободы передвижения и торговых привилегий на всей территории Киликийской Армении 12. В булле от 24 февраля 1213 г. Иннокентий III одобрил и окончательно утвердил пожалование Левона II.
Следующим важным документом в истории Тевтонского ордена в Киликии стала грамота Хетума I от 22 января 1236 г.14 Царь Киликии передал в орденское владение город Харунию (Haronia, Harunia) со всеми мельницами, три аббатства и 20 земельных поместий 15. Харуния, основанная Харун аль Рашидом и в честь его же названная, впервые упоминается среди армянских владений в 1198 г. Город располагался на восточной границе царства, находясь под постоянной угрозой вражеского вторжения. Форстройтер сравнивает это пожалование с приглашением рыцарей ордена в Кульмскую землю, с которого началось завоевание Пруссии 16. На армянской границе, как и на кульмской, у ордена имелись широкие возможности для покорения новых территорий в процессе борьбы с "неверными". Харуния с окрестностями и Амуда могли составить, как полагает Форстройтер, то экономическое и политическое ядро, с которого рыцари могли начать поэтапное завоевание пограничных мусульманских территорий. С другой стороны, Форстройтер указывает на то, что потенциальные возможности пожалования Хетума I не соответствовали реальному положению вещей. В тот период Тевтонский орден уже вел войну в Пруссии, занимал территории меченосцев в Ливонии и, вероятно, направлял ограниченные воинские контингенты в Испанию. Активная война с мусульманами на армянской границе при данном распределении приоритетов была ордену просто не по силам 18. Сам царь Хетум, как это следует из текста документа, видел в тевтонских рыцарях прежде всего верных союзников и пожалование ордену Харунии с окрестностями преследовало ясную цель: размещение там орденского контингента для защиты данного сектора армянской границы. Как отмечает Форстройтер, правление Хетума I (1226-1269) было благоприятно как для самой Киликии, так и для местных владений ордена. Харуния и Амуда являлись частью пограничной оборонительной системы царства.
В 1266 г. войска султана Бейбарса обрушились на Киликию. 24 августа 1266 г. мамлюки разгромили армянскую армию в бою возле Дарбезака, севернее Антиохии. Один из сыновей Хетума пал в бою, другой - оказался в плену. Завоеватели продолжили наступление на север и вышли прямо на замок тевтонских рыцарей. Амуда не выдержала проверку на прочность. Замок был взят штурмом и предан огню, все находившиеся там мужчины были убиты, а женщины – уведены в рабство.
Несмотря на серьезнейшие потери, понесенные рыцарями в 1266 г., и угрозу новых вторжений со стороны мамлюков, Тевтонский орден продолжал сохранять свое присутствие в Киликийском царстве. Свидетельством тому является торговый договор между великим магистром Анно фон Зангерхаузен (Anno/Johann von Sangerhausen) и армянским сеньором Сарвантикара (12 км южнее Харунии, 30 км восточнее Амуды) от 15 июня 1271 г. Согласно тексту документа, Константин, сын барона Джофре (Dgiofre) и сеньор Сарвантикара, объявлял о том, что он явился, вместе с великим магистром Тевтонского ордена братом Жаном, на холм крестов и грушевых деревьев, где орден построил свой пост для сбора торговой пошлины. Расположение поста не было одобрено Константином и стало почвой для разногласий. Именно ради решения этой проблемы сеньор Сарвантикара встретился там с великим магистром и договорился о том, что Тевтонский орден построит свой пост для сбора пошлины возле Черной Башни или в самой Черной Башне. Кроме того, ни в настоящем, ни в будущем ордену не позволялось строить что-либо на холме крестов и грушевых деревьев. Свидетелями подписания договора были барон Семпад (Sempad), брат составителя документа, и три знатных рыцаря (sire Gosdantz, sire Renald, sire Couilner) 21. Где именно находилась Черная Башня нам неизвестно. Определенно ясно только то, что она располагалась поблизости от торгового пути, где тевтонские рыцари имели право на сбор пошлины. Форстройтер предполагает, что речь идет о башне, сохранившейся от уничтоженного мамлюками замка Амуды, и черный цвет строения, возможно, является последствием пожара 1266 г. 22 В любом случае, в 1271 г. братья ордена все еще находились на территории Киликии и пользовались определенными привилегиями. Дальнейшая история тевтонских рыцарей в Малой Армении нам неизвестна. Киликийское царство пережило крах латинских владений в Заморье 1291 г., и, возможно, какое-то количество братьев ордена осталось на армянской земле. В 1375 г. царство окончательно пало под натиском мамлюков.
В административном плане, орденские владения в Киликии и на Кипре представляли собой отдельную провинцию, баллей Армении и Кипра, возглавлявшуюся собственным ландкомтуром. Утверждение о том, что к этому баллею относились и орденские владения в Сирии и Палестине 23, Форстройтер считает неправдоподобным 24. Должность ландкомтура Армении несколько раз упоминается в своде законов Тевтонского ордена, относящихся к первой половине XIII в. Равно как и ландкомтуры других орденских провинций, командир армянских владений не мог быть смещен со своего поста только по приказу великого магистра. На это требовалось и согласие генерального капитула. Ландкомтур Армении также лично вызывался в Святую Землю для отчета о своей деятельности на заседании генерального капитула, созывавшемся 14 сентября каждого года. Командир киликийской провинции упоминается и в составе высших сановников ордена, собиравшихся на выборах нового великого магистра 25. В манускрипте статутов ордена, относящемуся к XIV в., Армения уже не упоминается и повсеместно заменена на баллей в Испании.
Договор между великим магистром Тевтонского
ордена Анно фон Зангерхаузен и сеньором Сарвантикара
(на армянском языке):
(с)
http://www.templiers.info