Пасхалии- часть доклада Г.Сердцева на конференции 24.04.09
ПАСХАЛИИ
Считается [13], что «первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами. Еще до окончания действия этого канона новый канон … был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана, по которой александрийские христиане вели свое летосчисление, применяя месяцы египетского календаря: тот, фаофи, атир, хоиак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, павни, эпифи, месори.
Начало года по египетскому календарю - первый день месяца тота - соответствует 29 августа по юлианскому календарю (длительность года в обоих календарях одинаковая – 365,25 суток…»
Так как датировка пасхального канона Феофила дана в относительных годах, не отнесенных ни к какому летоисчислению, то привязка первого года этого канона к 380РХ (96Д) мало убедительна.
Часть вопросов снимается при допущении, что:
- Феофил в 16 веке разработал теоретическую модель Пасхалий и его расчеты были пригодны для начала любой эры, в том числе и первого года эры ИМА (1501РХ);
- пасхальный канон Кирилла Александрийского, патриарха города Александрии - в то время столицы Египта, следующий за каноном Феофила, приводится уже в годах эры Диоклетиана (153Д – 248Д). Год начала канона служит непосредственным подтверждением существования короткой эры Диоклетиана (ДК) с началом в 1348РХ. Напомним, что в этом случае 153ДК приходится на 1ИМА (1501РХ).
Традиционная датировка пасхального канона Кирилла Александрийского (437-531РХ), рассчитанная в месяцах эры Диоклетиана (по 30 дней в каждом месяце) с началом года 29 августа, после увеличения на 1064 года также приходится на 1501-1595РХ.
Таким образом, пасхальный канон Феофила, был рассчитан в относительных годах (пригоден для 1-95ИМА или 1501-1595РХ), а появление пасхального канона Кирилла Александрийского (для того же временного периода 1501-1595РХ) связано с переходом на счет лет в короткой эре Диоклетиана с началом в 1348РХ.
Морозов [14] отмечает, что в 77Д (всего лишь за 19 лет до появления канона Феофила) «в царствование императора Юлиана в Византии (361 — 363), по …еврейским источникам, первосвященник Гилель II будто бы обнародовал … девятнадцатилетний цикл из 235 новолуний, после которого все новолуния повторяются снова в те же самые дни юлианского года в 3651/4 дней… Это… и была основа календаря, который евреи употребляют и до сих пор. По греческим же источникам этот цикл (а следовательно, и тропический год в юлианском его размере 3651/4 дней!) был опубликован еще афинянином Метоном в V веке до начала нашей эры, но это сообщение, как и другое о еще большей древности “Саросского цикла” затмений, требующее того же предварительного знания Юлианского календаря, явная легенда».
Вероятнее всего, дата 361РХ определена ретрорасчетом для обоснования появление канона Феофила в 380РХ.
Точно также пасхальный канон Дионисия Малого мог быть получен на основе наблюдений Т.Браге. Девятнадцати летний лунный цикл 229-247Д [http://hermes.ulaval.ca/~sitrau/calgreg/denys.html.] приведенный в годах эры Диоклетиана, после увеличения на 1064 года перемещается в 1577-1595РХ.
В 241Д (525РХ) - "известный канонист древней западной церкви" (Энциклопедический словарь Брокгауза, и Ефрона, т. 20, с. 758) Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I. должен был продолжить на очередной 95-летний период пасхалию.
Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная патриархом города Александрии - в то время столицы Египта - Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана, т. е. с 437 г. по 531 г. нашей эры).
Традиционныe даты (525-620РХ) пасхального канона Дионисия Малого [20] после увеличения на два метоновых цикла (1064 года) охватывают период 1589-1684РХ. Начальная часть канона (513-531) составлена в годах эры Диоклетиана, а начиная с 532 в эре рождества Христова с началом года 1 января при юлианской длительности месяцев.
Таким образом 1589РХ может рассматриваться как самая ранняя дата эры Рождества Христова, фигурирующая в расчетах пасхалий.
Столь поздним появлением пасхального канона Дионисия хорошо объясняется факт отсутствия расчетов пасхалий после его, якобы, первого появления в 513РХ, а накопившиеся в последующие 1300 лет 10 суток пришлось корректировать проведением григорианской реформы календаря.
Краткая суть доклада Г.Сердцева на конференции 24.04.09 очень проста. Сначала разрабатывается основа пасхалий с началом в 1-ом условном годе (по моему мнению отсчет шёл от 1-ого ИМА). В этом случае круги Солнца, Луны и индикт равны единице. Счет в эре Диоклетиана (30 дневные месяцы, в том числе и март), в РХ (март имеет 31 день) или Джелал-эд-Дина (31 день в марте) не принципиален, если Пасха отмечается в воскресенье. Просто дата в апрельской пасхе будет различаться на один день. (Если кто даст ссылку на реальный канон Феофила - буду весьма признателен).
После возникновения идеи об удревлении эры отсчета Пасхалий вводится Короткая эра Диоклетиана с новой реперной точкой отсчёта 1ИМА=153Д и Пасхалии рассчитываются в этой эре начиная с 153 года, то есть охватывается тот же исторический интервал с 1ИМА (1501РХ). Золотые числа для 1ИМА и 153Д одни и те же, соответственно для расчёта пасхалий достаточно увеличить все годы на 153.
До окончания пасхального канона Кирилла, на основании работы Скалигера 1583РХ, Дионисий разработал новый пасхальный канон с январским началом года в 89ИМА=1589РХ, после которого новых канонов вроде уже и не было.
Кто и в какие годы переносил ключевые даты в прошлое на 1064 года нужно определять дополнительными исследованиями. Кроме того требуется временная увязка пасхальных канонов с григорианской реформой календаря.
По моим прикидкам все манипуляции с эрой Дионисия осуществлялись после 1601РХ после получения астрономических наблюдений фаз луны Тихо Браге в период 77-96ИМА (1577-1596РХ), которые также были перенесены в прошлое на 1064 года в 513-532РХ.
http://bvpb.mcu.es/es/catalogo_imagenes/grupo.cmd?posicion=26&path=11002568&conf... Региомонтанов Календарь.