Интересная новинка из Оружейной палаты:
Цитата:Королевская Оружейная палата в Стокгольме, - старейший музей Швеции. В основе его собрания - коронные драгоценности, оружие и доспехи, многие из которых являются высокохудожественными произведениями искусства, подлинными сокровищами мировой культуры.
Одним из редчайших памятников музея является шлем русского царя Ивана IV. Его уникальность - не только в имени владельца, но и судьбе, вобравшей в себя драматические моменты истории нашего отечества.
Шолом богато украшен золотой насечкой, отличающейся высоким качеством исполнения и строгой лаконичной красотой. Конусообразный колпак шлема разделен на узкие чередующиеся сегменты, украшенные орнаментом золотых трав и цветов. По венцу шлема идут три декоративных пояса. На верхнем золотом насечена имитация арабской надписи. Нижний украшает золотой узор из сплетенных трав, листьев и цветов. Манера исполнения этого восточного по своему стилю орнамента свидетельствует о том, что выполнил его русский мастер, хорошо владевший техникой инкрустации золотом и явно близко знакомый с декоративным оформлением турецкого оружия и доспехов.
Опять арабская надпись на царском шлеме. Почему ее считают имитацией не понятно. Зачем имитировать язык ненавистных басурман с юга не ясно. Но, слава богу, русскому мастеру лавры отдали. Ато могли по аналогии с шапкой Мономаха отправить куда-нибудь на восток. Дурь на выдумки сильна. Особенно, когда надо оправдать арабские надписи на шеломах русских царей.
А что делал царский шлем в Швеции? Вопрос не в бровь а в глаз. В лживый глаз наших историков, к тому же пропитой немецким идеалогическим шнапсом "Шлецер-Миллер и ко".
Цитата:Существует несколько версий о том, как этот шлем, выполненный, как предполагают исследователи, в Оружейной палате Московского Кремля, попал в собрание Королевской Оружейной палаты Стокгольма. Возможно, он был захвачен в Москве во время Смуты 1611-1612 годов, и вместе с другими сокровищами отправлен в Польшу, в Варшаву, к королю Сигизмунду. Затем, в 1655 году, когда польские войска во время войны со Швецией потерпели поражение, он мог быть вывезен шведами из Варшавы в качестве собственного трофея. В 1663 г. шлем впервые упоминается в инвентаре Королевской Оружейной палаты в Стокгольме.
Еще одна гипотеза гласит, что шлем попал в шведские руки в 1574 году во время битвы при Лоде в Эстонии, когда шведы под командованием Класса Экенссона Тотта разбили русские войска. Тогда шведы захватили большое количество трофеев - около 1000 саней. Трофеи торжественно ввезли в Ревель. Король Иохан III и его брат Карл (позднее Карл IX) хранили в своих Оружейных палатах позолоченные русские шлемы, латы, щиты и топоры, вышедшие из этих трофеев. Так в судьбе одного предмета, одного уникального памятника русского оружейного искусства, переплелись между собой славные, драматические и трагические страницы отечественной истории, судьбы народов и память поколений.
Версий много, одна нелепее другой.
А почему бы не предположить, что Свея (Своя) с русским городом Стекольным во времена царя Ивана Грозного входила в Великую Русскую Империю? Поэтому шлем царский и сохранился в одной из резиденций Стокгольма. Поэтому маленький Густав и находился при дворе Бориса Годунова, о чем свидетельствуют иностранные источники, оттого и опирался Шуйский на шведов, ибо это была одна из провинций Империи.
Кто что думает, как царский шлем в Свею попал? А на Руси с величайшими историческими гениями Миллером, Шлецером, и чудо-археологом Мусиным-Пушкиным НИ ОДНОГО шлема от Ивана не сохранилось?