Иванов писал(а) 01.03.2010 :: 19:28:08:1. И-16 уступал Ме-109Е только в максимальной скорости - примерно 50-70 км/час. Но, повторю, в бою максимальная скорость никакой роли не играет. В бою главное - динамичность, приемистость, а в этом И-16 превосходил немца на порядок.
2. О превосходстве в маневренности знают все.По вооружению И-16 немного превосходил Ме-109Е и значительно F.
3. Кроме того мотор И-16 был гораздо более живучим и служил дополнительной защитой летчику при лобовых атаках - именно поэтому немцы так боялись лобовых атак.
1. Не только в максимальной скорости. И-16 уступал мессеру в скорости набора высоты. А это немаловажный аспект при уходе мессера из-под атаки. Частично этот недостаток компенсировался большей маневренностью И-16 в горизонтальной плоскости, но его сверхчувствительность в управлении и неудачная балансировка приводили к постоянному рысканью самолета, что сильно затрудняло прицеливание и соответственно снижало точность боя, увеличивая при этом расход боеприпасов.
2. Как я уже говорил, горизонтальная маневренность И-16 была лучше чем у Мессера, но вертикальная неустойчивость самолета и сверхчувствительность к управлению делали этот самолет очень строгим в управлении. Он не прощал пилоту даже мелких ошибок и даже в руках опытных пилотов частенько сваливался в штопор, не говоря о новичках.
3. На счет живучести движка - Вы правы. Двигатель с воздушным охлаждением, установленный на И-16 был менее чувствительным к попаданиям, чем двигатель с жидкостным охлаждением у мессера. Но вместе с тем двигатель И-16 значительно ухудшал обзор летчика, что приводило, мягко говоря, к большим неудобствам при взлете и посадке, а также к значительному увеличению "мертвой" зоны во время боя, что в купе с рысканьем самолета в горизонтальной плоскости еще больше затрудняло ведение прицельного огня.
Все вышеперечисленное сводило к нулю некоторое превосходство в вооружении.
Сравнение же И-16 и Харикейна, думается мне, еще более некорректно.