Военная драма режиссера Джона Франкенхаймера, поставленная по роману Роз Валлан "Фронт искусства" и повествующая об операции французских железнодорожников, предпринятой в августе 1944 года с целью не допустить вывоза в Германию полотен французских импрессионистов из Национальной галереи Жё-де-Пом
РОЗ ВАЛЛАН И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Роз Валлан родилась 1 ноября 1898 года в простой семье, недалеко от Гренобля. В 1918 году она заканчивает школу учительниц в Гренобле, но, обладая способностями к рисованию, продолжает образование. Сначала в Лионской национальной школе изящных искусств, а затем и в высшей школе изящных искусств в Париже, где окончательно решает посвятить себя истории искусства. Она изучает старинные фрески в Венеции, а также греческую и средневековую археологию (на базе Коллеж де Франс и Сорбонны) и получает три диплома, которые вместе с сертификатом от Лувра составляют общий диплом по истории искусств и археологии. В 1932 году Роз Валлан на добровольных началах приступает к изучению коллекции Национальной галереи Жё-де-Пом в Тюильри. Она собирается составить полный каталог музея и одновременно работает над организацией пятнадцати выставок коллекции Жё-де-Пом и составлением их каталогов. А также пишет многочисленные статьи в журналах и газетах.
С началом войны Роз Валлан становится хранителем музея Жё-де-Пом, который в период германской оккупации выполняет функцию транзитного пункта для перемещаемых художественных ценностей. В рамках созданного Альфредом Розенбергом "штаба использования" (
"Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg für die Besetzen Gebiete" или
"ERR") в течение всей войны действовал "Особый штаб для произведений искусства" (
"Sonderstab Bildende Kunst"), в задачу которого входило ограбление музеев, а также частных коллекций, принадлежавших, по большей части, отправленным в лагеря или эмигрировавшим евреям. Все ценности стекались в музей Жё-де-Пом, как на центральный склад. А уже здесь распределялись и отправлялись по соответствующим адресам в Германии. Роз Валлан присутствовала при посещении музея Германом Герингом 3 мая 1941, который пожелал лично отобрать картины и скульптуры для своей коллекции.


После прибытия в музей самых первых вывезенных из Европы ценностей, Роз Валлан начала тайно регистрировать максимально возможное количество произведений искусства, отправляющихся в Германию. В течение четырех лет она тщательно записывала, откуда они пришли, к какому нацистскому бонзе направляются, когда именно и каким транспортом. Валлан заполняла сотни карточек, получая сведения из различных документов (она свободно владела немецким языком) или из разговоров немецких офицеров и чиновников. Всю полученную информацию она, рискуя жизнью, передавала в Сопротивление с тем, чтобы ни в коем случае не были взорваны транспорты, в которых находились произведения искусства. За четыре года Роз Валлан собрала и передала сведения о более, чем 20 тысячах художественных ценностей. С осени 1944 она информирует также и союзников с целью недопущения бомбардировок тех объектов, где, по ее сведениям, хранятся украденные ценности. Одним из тех, кто сотрудничал с Роз Валлан, был лейтенант американской армии Джеймс Роример, будущий директор музея Метрополитен, рассказавший об ней в своей книге
''Survival'' (1950). Данные, собранные Роз Валлан, помогли впоследствии найти и вернуть большое число произведений искусства.
После войны Роз Валлан работает в Комиссии по реституции художественных ценностей. Она отправляется в Германию в звании капитана 1-й французской армии. Здесь Роз Валлан выступает свидетелем на Нюрнбергском процессе, принимает участие в возвращении произведений искусства, а также помогает в восстановлении немецких музеев. В 1961 году она поведала о драматических событиях военных лет в своей книге
"Фронт искусства: защита французских коллекций, 1939-1945" (
''Le front de l'art: défense des collections françaises, 1939-1945''), послужившей основой для фильма Поезд. Роз Валлан является прототипом одного из персонажей фильма – хранительницы музея Жё-де-Пом мадемуазель Виллар…
О ФИЛЬМЕ
Операция французских железнодорожников августа 1944 года, показанная в картине, является вымышленной и носит собирательный характер, иллюстрируя деятельность железнодорожного подполья за все четыре года германской оккупации. В реальности же сформированный 2 августа 1944 года транспорт с полотнами импрессионистов был задержан с помощью бюрократических проволочек и сумел отъехать от Парижа не более, чем на несколько километров. Въехав на кольцевую железную дорогу, поезд с картинами кружил вокруг Парижа до прибытия союзников…
Первоначально режиссером фильма был утвержден Артур Пенн. Однако, он провел только один съемочный день и по настоянию Берта Ланкастера был заменен на Джона Франкенхаймера. Ланкастеру не понравилась концепция Пенна. Последний собирался снимать сугубо драму, уделив основное внимание, прежде всего, роли искусства в жизни людей. Почему они, рискуя жизнью, пытались спасти полотна, не очень-то и разбираясь в живописи - на этот вопрос должен был дать ответ фильм Пенна. Непосредственно самой же операции он собирался посвятить минимум экранного времени. По словам Франкенхаймера, в версии Пенна поезд не покидал станцию все первые 90 страниц сценария. На короткое время съемки пришлось прервать, сценарий был переписан в соответствии с замыслом Ланкастера. Актер планировал снять остросюжетную драму-боевик, рассчитанную на массового зрителя и гарантирующую кассовый успех. С приходом Франкенхаймера бюджет картины был увеличен вдвое (до 6,7 млн. долларов) из-за необходимости в дорогостоящих эпизодах крушения поездов и бомбардировки станции Вэр.
"Франкенхаймер, конечно, что-то вроде шлюхи, но он будет делать все, что мне надо" – заметил Ланкастер сценаристу Уолтеру Бернстайну (он не упоминается в титрах) в день, когда уволили Пенна…
Берт Ланкастер сам выполняет все трюки в фильме. А они не такие уж простые. В сцене прохода поезда с картинами через Вэр, актер запрыгивает на подножку кабины машиниста на ходу и так же спрыгивает оттуда, кубарем покатившись. Съемки сцены на диспетчерской башне (со знаменитым скольжением вниз по лестнице, наподобие того, как это делают пожарные) запечатлены на фотографиях ниже (они, кстати, представлены с Сети внуком одного из изображенных на фотографиях машинистов – дублеров Берта Ланкастера и Мишеля Симона). Альбер Реми тоже собственноручно отцепляет на ходу паровоз от вагонов с картинами. Съемочная группа, кстати, наняла поезд для перевозки оборудования с одного места съемок на другое. Он и выступает в фильме, как транспорт с картинами…
Локомотив № 757 (типа 030С Бурбонне), направленный на сошедший с рельсов паровоз от поезда с картинами, врезался в последний на скорости 60 миль в час. Эпизод снимался в Нормандии, в Аквиньи с чрезвычайными мерами безопасности и с возможностью только одного дубля. Съемки велись сразу семью камерами. Сцена же крушения первого паровоза (тип 230В) снималась пятью камерами, из которых три оказались разбиты, поскольку, сойдя с рельсов, паровоз двигался с большей скоростью, чем было запланировано. Основные железнодорожные сцены были сняты на сортировочной станции Аржентей, депо Сент-Уан, в Гласьер-Жентийи, в Вэр-Торси и Гарганвилле. Воздушный налет на станцию Вэр был снят в Гарганвилле под Парижем (бывшей сортировочной станции). Команда Ли Завитца (мастера специальных эффектов), состоящая из 50 человек, в течение шести недель устанавливала и подключала пиротехнические устройства, которые потом "взорвали" станцию за одну минуту экранного времени. На съемках стоял такой грохот из-за паровозов и других машин, что команды
мотор и
снято часто передавались специальным кодом с помощью паровозных свистков. "Поезд" стал последним крупным боевиком, снятым в черно-белом варианте (который придает ему некую документальность)…
СОДЕРЖАНИЕИзъятие полотен из музея Жё-де-ПомПариж, 2 августа 1944 года. 1511 день германской оккупации. В галерею Жё-де-Пом прибывает полковник фон Вальдхайм – знаток и ценитель живописи. Несмотря на протесты смотрительницы музея мадемуазель Виллар, он приказывает гауптману Шмидту упаковать в ящики картины французских импрессионистов (согласно подготовленному им списку) и подготовить для завтрашней погрузки в поезд…

Отмена приказа об отправке поездаПрибыв утром 3 августа на станцию Вэр полковник с негодованием узнает, что его приказ отменен. Диспетчер этого направления Поль Лябиш невозмутимо сообщает ему, что по приказу фельдмаршала фон Рундштедта, командующего Западным фронтом, все силы брошены на формирование поезда особой срочности с вооружением и боеприпасами Что касается поезда с картинами, то он будет отправлен лишь тогда, когда будет разрешение (
"это ведь ваша армия, а не моя"). Вальдхайм заверяет Лябиша, что разрешение будет получено. Так что поезд можно уже готовить к отправке на завтра в 15.30…
*
В действительности Рундштедт был отстранен от командования еще в июне (его преемником стал фельдмаршал фон Клюге) и восстановлен только в сентябре, с началом операции Маркет-Гарден
Штаб генерала фон Любица, 3 августаВальдхайм прибывает к генералу фон Любицу, чтобы получить разрешение на отправку картин в Германию. Это непростая задача, если учесть, что генералу глубоко наплевать на искусство вообще и на французских импрессионистов, в частности. Полковник делает акцент не на художественной, а на денежной ценности полотен, более понятной генералу (
"разумно ли будет оставлять миллионы золотых марок в банке Франции? Их хватило бы на вооружение десяти бронетанковых дивизий"). Генерал с неохотой подписывает разрешение, но предупреждает, что оно может быть отменено