кстати, я тут недавно тоже хронологией заинтересовалась и вот что нашла на эту тему:
ХРИСТИАНСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ.
обычай считать годы от Рождества Христова не такой древний, как обычно думают.
первые христиане считали годы по еврейскому летоисчислению - от Сотворения мира. кроме того, они спокойно пользовались римским летоисчислением "От основания города", а также считали годы по правлениям императоров - по тогда принятой системе. Иисус и его деятельность тогда не считались настолько поворотным событием в мировой истории, чтобы вести от него счет годам - возможно, из-за малой распространенности христианства.
первые указания на упоминания имени Христа при указании времени относятся ко 2в. В житие мученика св.Поликарпа указание даты его мученической смерти включает в себя название месяца, день, час, день недели, имена тогдашних первосвященника и проконсула, а также фразу "во время вечного правлениея Господа нашего Иисуса Христа". Подобные фразы встречаются в житиях других мучеников. Это означает разделение истории в сознании христиан на время до Христа и время после него.
Идея считать годы от Иисуса Христа принадлежит скифскому монаху Дионисию Эксигуусу, который в 525 при расчете пасхальных таблиц по заказу папы Иоанна 1 предложил отказаться от существующего летоисчисления с начала правления Диоклетиана. Он находил неправильным то, что счет годам идет от безбожника-императора и предложил как начальный пункт счета рождение Христа...
Впрочем, идея была не совсем новой. за 75 лет до Дионисия аквитанский математик Викториус расчитал пасхальные таблицы, в которых привычное исчисление лет соседствовало с исчислением от распятия Христа.
Новая форма летоисчисления распространялась медленно. Два столетия спустя к летоисчислению от Р.Х. прибегнул английский монах Беда Венерабилис - он пользовался им при написании "Церковной истории английского народа". Эта его работа стала примером для многих средневековых историков, как и использованное в ней летоисчисление. С ее помощью новая система распространялась дальше. Кстати, Беда Венерабилис был первым, кто стал считать годы до Р.Х. - например, что Цезарь пришел в Англию за 60 лет до Р.Х.
Тем не меннее, летоисчисление от Р.Х. все еще не было повсеместным: в Европе считали по годам правления королей (у Лангобардов и Франков), папы считали годы собственного понтификата, многие использовали еще старый римский календарь. Всеобщее распространение христианское летоисчисление получило в 1000-1300г., время его введения в большинстве мест - не ранее 12в.
В 13в. хронисты были озабочены задачей построить непрерывную всемирную хронологию правления всех королей и пап. при этом они уже использовали новую систему - счет лет от Р.Х. Проблемой стало теперь точное вычисление этой самой даты рождения Христа.
Важным пунктом послужило совместное упоминание в истории Христа, Ирода и Октавиана Августа в иевангелии от Луки. Была выстроена непрерывная хронология (которая строилась в обратном порядке - от современности к Иисусу, то есть было установлено, сколько лет от текущего года до этого совместного упоминания) вплоть до первого папы (которым считали тогда не Петра, а Иисуса) и первого императора - Октавиана Августа.
Более того, от Иисуса и Августа перешли к ретроспективному исчислению - хронологии событий до Р.Х. Тогда же была вычислена и одна из дат сотворения мира - 5200 минус 1 до Христа . Но ретроспективное исчисление стало популярным только в 15в. с изобретением книгопечатания.
Итак, летоисчисление от Р.Х. было принято, противоречивы были только мнения о дате сотворения мира. Расчитывали по Библии, конечно, но разными методами.
Несмотря на установление даты Р.Х. и более-менее точного установления даты сотворения мира, целостная картина мировой хронологии все еще не складывалась.
Разрешить противоречия можно было тремя путями:
1. на основе всех известных хроник с помощью истории и астрономии создать новую - это попытался сделать Иосиф Юстус Скалигер (активно критикуемый альтернативной историей), - без особого успеха, но с долгосрочным влиянием на потомков.
2. совместить уже готовую и просчитанную хронику какой либо-другой культуры с христианской - по пересекающимся событиям.
3. оставить "улучшенный" Григорианский календарь как есть, а проблему несоотвествия избежать с помощью принятия даты Р.Х. как исходной и годы назад считать от нее, не особо заботясь о дате сотворения мира.
В результате пошли по третьему пути.
Итак, в 17 веке наконец-то все стали считать года от Р.Х. и назад , а не от сотворения мира, исчезли разночтения, порождаемые тем, что из-за разных дат сотворения мира, которых было более 200!, получались разные даты для текущего года. посколько точную дату сотворения мира никто не знал, а дату рождения Иисуса знали более-менее точно, такой вариант показался самым разумным.
Источник: Hans Maier: Die christliche Zeitrechnung, Freiburg/Basel/Wien 1991.
может кому интересно

и вот еще про григорианский календарь:
Цитата:Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700, Англия — c 1752 году, Швеция — c 1753; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916, Россия с 1/14 февраля 1918, Сербия и Румыния — с 1919, Греция — с 1924.