Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Вопрос по хронологии (Прочитано 3237 раз)
Dr. Niko
Новичок
*
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 2
Вопрос по хронологии
19.08.2007 :: 18:47:12
 
Здравствуйте!

Есть у меня книга - Морские памятные даты, Воениздат, 1987, так в ней оговаривается следующее: "Все даты (которые приведены в книге. - прим.) до 14.2 1918 г. даны по старому стилю, а с 14.2 1918 г. - по новому стилю. Для перевода на новый стиль нужно прибавлять к датам IX в. - 4 суток, Х В. - 5, ХII и XIII в. - 7, XIV в. - 8, XV в. - 9, XVI в. - и ХVII вв. - 10, XVIII в. - 11, XIX в. - 12, начала ХХ в. - 13 суток.

Вопрос - справедливо ли это для других источников (книг, статей, в том числе в интернете), описывающих события российской истории, и для других государств, или же для исторических событий в других странах любая дата - по российскому новому стилю?
Объясните пожалуйста.
Наверх
« Последняя редакция: 19.08.2007 :: 18:57:30 от Dr. Niko »  
KS
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума


KS

Сообщений: 2774
Пол: female
Re: Вопрос по хронологии
Ответ #1 - 20.08.2007 :: 14:26:52
 
Цитата:
Для перевода на новый стиль нужно прибавлять к датам IX в. - 4 суток, Х В. - 5, ХII и XIII в. - 7, XIV в. - 8, XV в. - 9, XVI в. - и ХVII вв. - 10, XVIII в. - 11, XIX в. - 12, начала ХХ в. - 13 суток.

да это и по отношению к этому источнику несправедливоСмайл
астрономически это может и правильно, но не хронологически.
т.н "новый" стиль в россии - для других уже не был новым. его ввел папа римский Грегор 13-й в
1582г. еще. причем тогда постановили, что с определенного числа календарь "перескакивает" на 10 дней вперед и дальше считается по-новому. ни про какие соотношения дат по векам (постепенное прибавление дней, как у вас) речи не было. как не было и в россии в 1918, когда 13 дней (уже 13 разницы набежало)прибавили.
так что речь идет не про перевод из "старого" в "новый" стиль, а про перевод юлианской даты в григорианскую. обе - не абсолютные, а лишь людьми принятые величины.

а система перевода в книге - чушь по-моему. если они говорят, что все даты даны по старому стилю - значит все даты - юлианские. а до 1582г. как раз и был юлианский календарь. то есть в книге все даты даны так, как они считались до реформы Грегора (у меня возник вопрос - почему?). то есть ничего никуда переводить не надо.

другое дело после реформы - россия осталась жить по юлианскому календарю - расхождения с новой системой стали накапливаться. в русских источниках - если видите дату после 1700 (введениея петром юлианского календаря) - тогда имеет смысл прибавлять по вашей системе 11, 12 или 13 дней.

а раньше 1582г. - переводить даты в систему, которая еще не была создана? это как? и зачем?

Цитата:
или же для исторических событий в других странах любая дата - по российскому новому стилю?

именно. любая дата в иностранных источниках - григорианская.в этих источниках даны даты сразу по григорианскому календарю - переводить их никуда не надо. сами европейцы после 1582г. тоже не переводили прошлые даты в новые, по-моему.

Цитата:
Вопрос - справедливо ли это для других источников (книг, статей, в том числе в интернете), описывающих события российской истории, и для других государств

- итак, иностранные источники (написанные иностранцами и про иностранцев) - почти все* григорианские.
- в старых русских источниках указана обычно юлианская дата (в их современных изданиях дается дата юлианская и в скобках - григорианская. например: революция 25 октября (7 ноября) 1917г.)
- иностранцы когда пишут про россию пишут григорианскую дату, а в сноске - "по русскому исчислению ...." и там юлианскую

*  разные страны в разное время переходили на григорианский календарь
Наверх
 
Dr. Niko
Новичок
*
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 2
Re: Вопрос по хронологии
Ответ #2 - 20.08.2007 :: 15:16:28
 
Спасибо! Ну люди, ну напутали!
KS, вот Вы тогда подскажите, просто попросили меня найти инфу по одному человечку, вот я в английской википедии нашел: Henry Tibbats Stainton (August 13, 1822 - December 2, 1892) was an English entomologist.
То есть это все равно, что как если бы он по новому российскому стилю родился 13.08.1922 и умер 2.12.1992, да?
Наверх
 
KS
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума


KS

Сообщений: 2774
Пол: female
Re: Вопрос по хронологии
Ответ #3 - 20.08.2007 :: 15:23:46
 
ага. даты даны григорианские.
это же англичанин и источник тоже английский. англия приняла григорианский календарьв 1725г.

а почему у вас
Цитата:
ак если бы он по новому российскому стилю родился 13.08.1922 и умер 2.12.1992, да?

19... - это опечатка или как?
а 13.08.1822 -  в россии в этот день было другое числоСмайл
Наверх
 
KS
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума


KS

Сообщений: 2774
Пол: female
Re: Вопрос по хронологии
Ответ #4 - 20.08.2007 :: 15:33:57
 
кстати, я тут недавно тоже хронологией заинтересовалась и вот что нашла на эту тему:

ХРИСТИАНСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ.

обычай считать годы от Рождества Христова не такой древний, как обычно думают.
первые христиане считали годы по еврейскому летоисчислению - от Сотворения мира. кроме того, они спокойно пользовались римским летоисчислением "От основания города", а также считали годы по правлениям императоров - по тогда принятой системе. Иисус и его деятельность тогда не считались настолько поворотным событием в мировой истории, чтобы вести от него счет годам - возможно, из-за малой распространенности христианства.

первые указания на упоминания имени Христа при указании времени относятся ко 2в. В житие мученика св.Поликарпа указание даты его мученической смерти включает в себя название месяца, день, час, день недели, имена тогдашних первосвященника и проконсула, а также фразу "во время вечного правлениея Господа нашего Иисуса Христа". Подобные фразы встречаются в житиях других мучеников. Это означает разделение истории в сознании христиан на время до Христа и время после него. 

Идея считать годы от Иисуса Христа принадлежит скифскому монаху Дионисию Эксигуусу, который в 525 при расчете пасхальных таблиц по заказу папы Иоанна 1 предложил отказаться от существующего летоисчисления с начала правления Диоклетиана. Он находил неправильным то, что счет годам идет от безбожника-императора и предложил как начальный пункт счета рождение Христа...
Впрочем, идея была не совсем новой. за 75 лет до Дионисия аквитанский математик Викториус расчитал пасхальные таблицы, в которых привычное исчисление лет соседствовало с исчислением от распятия Христа.

Новая форма летоисчисления распространялась медленно. Два столетия спустя к летоисчислению от Р.Х. прибегнул английский монах Беда Венерабилис - он пользовался им при написании "Церковной истории английского народа". Эта его работа стала примером для многих средневековых историков, как и использованное в ней летоисчисление. С ее помощью новая система распространялась дальше. Кстати, Беда Венерабилис был первым, кто стал считать годы до Р.Х. - например, что Цезарь пришел в Англию за 60 лет до Р.Х.

Тем не меннее, летоисчисление от Р.Х. все еще не было повсеместным: в Европе считали по годам правления королей (у Лангобардов и Франков), папы считали годы собственного понтификата, многие использовали еще старый римский календарь. Всеобщее распространение христианское летоисчисление получило в 1000-1300г., время его введения в большинстве мест - не ранее 12в.

В 13в. хронисты были озабочены задачей построить непрерывную всемирную хронологию правления всех королей и пап. при этом они уже использовали новую систему - счет лет от Р.Х. Проблемой стало теперь точное вычисление этой самой даты рождения Христа.
Важным пунктом послужило совместное упоминание в истории Христа, Ирода и Октавиана Августа в иевангелии от Луки. Была выстроена непрерывная хронология (которая строилась в обратном порядке - от современности к Иисусу, то есть было установлено, сколько лет от текущего года до этого совместного упоминания) вплоть до первого папы (которым считали тогда не Петра, а Иисуса) и первого императора - Октавиана Августа. 
Более того, от Иисуса и Августа перешли к ретроспективному исчислению - хронологии событий до Р.Х. Тогда же была вычислена и одна из дат сотворения мира - 5200 минус 1 до Христа . Но ретроспективное исчисление стало популярным только в 15в. с изобретением книгопечатания.
Итак, летоисчисление от Р.Х. было принято, противоречивы были только мнения о дате сотворения мира. Расчитывали по Библии, конечно, но разными методами. 

Несмотря на установление даты Р.Х. и более-менее точного установления даты сотворения мира, целостная картина мировой хронологии все еще не складывалась.
Разрешить противоречия можно было тремя путями:
1. на основе всех известных хроник с помощью истории и астрономии создать новую - это попытался сделать Иосиф Юстус Скалигер (активно критикуемый альтернативной историей), - без особого успеха, но с долгосрочным влиянием на потомков.
2. совместить уже готовую и просчитанную хронику какой либо-другой культуры с христианской - по пересекающимся событиям.
3. оставить "улучшенный" Григорианский календарь как есть, а проблему несоотвествия избежать с помощью принятия даты Р.Х. как исходной и годы назад считать от нее, не особо заботясь о дате сотворения мира.
В результате пошли по третьему пути.
Итак, в 17 веке наконец-то все стали считать года от Р.Х. и назад , а не от сотворения мира, исчезли разночтения, порождаемые тем, что из-за разных дат сотворения мира, которых было более 200!,  получались разные даты для текущего года. посколько точную дату сотворения мира никто не знал, а дату рождения Иисуса знали более-менее точно, такой вариант показался самым разумным. 

Источник: Hans Maier: Die christliche Zeitrechnung, Freiburg/Basel/Wien 1991.

может кому интересноСмайл
и вот еще про григорианский календарь:

Цитата:
Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700, Англия — c 1752 году, Швеция — c 1753; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916, Россия с 1/14 февраля 1918, Сербия и Румыния — с 1919, Греция — с 1924.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать