павел
Частый гость
Вне Форума
Я люблю этот форум!
Сообщений: 322
|
Продолжение. ---------------------- Явившееся будто бы на небе знамение креста с обещанием победы (Hoc singo vinces) - явная познейшая выдумка христианских писателей,но нет никаких оснований отбрасывать современное свидетельство,что К. под влиянием сновидения велел прибить к щитам монограмму имени Христова,что заметно подняло дух его войска в решительной битве у Мульвийского моста (ок. Рима),закончившееся победой К. и гибелью Максенция. В Риме К. устроили торжественную встречу;К. принял содержание христианского духовенства на государственый счет,т.е. приобщил христианство к государств. культам,но не сделал его государственной религией. В 313 г. в Милане состоялось бракосочетание Лициния с сестрой К.,Констанцией. К этому же году относят на самом деле никогда не существовавший Миланский эдикт,будто бы разрешавший открытое исповедывание христианства. Власть К. все росла. С Лицинием он вскоре поссорился,не раз побеждал его,ограничил его владения и власть и,в конце концов,предал его смерти,нарушая данную клятву. Единоличный властитель (с 325 г.),к. в том же году словно подчеркивает торжество христианства созывом Никейского собора,на котором решаются,при участии императора,важные общецерковные вопросы. Сам К. в эту пору далек от христианской жизни: в 326 г. он,по наущению жены Фавсты,приказал убить своего сына Крипса,которого мачеха ненавидела;затем умервщлен был сын Лициния,а вскоре,под влиянием упреков в жестокости,исходивших от матери К.,Елены,император велел задушить и Фавсту. К этим же годам относится основание Константинополя. Не любя Рим и не пользуясь расположением римлян,К. думал-было устроить столицу на месте древнего Илиона,но потом остановился на Византии,столь счастливо сочетавшей военные и географические преимущества. 26 нояб.326 г. происходила закладка,11 мая 330 г. освящение новой столицы,которую К. старался сделать политическим и культурным центром,привлекая население,знать старого Рима,и привозя отовсюду святыни и драгоценности. Последние годы жизни К. посвятил внутреннему устройству государства.Собираясь в персидский поход,он неожиданно умер 22 мая 337 г. в Анкироне под Никомедией,приняв перед самой кончиной крещение от будущего своего биографа Евсевия;это крещение К. намерено откладывал до конца,чтобы христианская мораль не могла связать его,как государя. К. погребен в Константинополе в соборе св. Апостолов. Христианская церковь,от него ведущая свое торжество в римской империи,причислила его к лику святых.- В государственном отношении К. продолжал развитие диоклетиановых начал.Он окончательно разделил военное и гражданское управление: во главе четырех частей империи поставлено было 4 наместника с гражданскими полномочиями;армия разделена была на походную и стационарную,предназначенную охранять спокойствие внутри страны. Двор устроен был по восточному образцу,с подчеркиванием величия императорской особы. Много К. сделал и для судебного дела; между прочим,основал школу правоведения в финикийском городе Берите. К. покровительствовал наукам и искусствам. Наконец,ему же принадлежит новое устройство податей; К. много брал с народа,т.к. расходы все росли: содержание армии чиновников,создание Константинополя,войны поглощали огромные средства.
(по данным энциклопедич. словаря Российского библиографического Общества под редакцией проф. Ю.С.Гамбарова,проф.В.Я.Железнова,проф.М.М.Ковалевского,проф.С.А.Муромцева и проф.К.А. Тимирязева с общим составом авторов более 250 чел. (проф.,приват-доц.,д-ра,преподав. Императ. Техн.уч,Лектор. Нар.Унив.) ,7 издание, XIX век.
|