Цитата:Другой серьезный вопрос: «Почему Мария, Иосиф и их младенец бегут именно в Египет, в то время как в Назарете они были в «двух шагах» от современной Сирии? И библейский текст нам не говорит почти ничего о тех годах изучения наук и обучения ремеслу, которые иудейский младенец должен был провести в этой стране, которая тогда царила над всеми другими научными и духовными знаниями».
Вопрос серьезный, но и здесь невозможно ничего доказать. Если верить евангелистам, то во время бегства Иисус был младенцем. Самое первая и простая аналогия – это история Моисея, над которым в детстве так же нависла угроза смерти. Евангелисты постоянно отсылают читателя к примерам их Ветхого завета, чтобы показать, что Иисус – это Мессия ветхозаветных пророчеств:«из Египта вызвал сына моего» (Ос. 11:1).
Копать глубже здесь не стоит, потому что объяснение лежит на поверхности. Иосиф и Мария, по указанию ангела, спасали Иисуса от избиения младенцев, учиненного в Вифлиеме по приказу Ирода, но об избиении говорит один Матфей (2:16), со ссылкой на Иеремию (31:15). После смерти Ирода, а произошло это в 4 г. до Р.Х. (дата кажется парадоксальной, но это факт), они вернулись.
Дерош-Ноблеклур следовало бы обратить внимание на другой период жизни Иисуса – с 12 до 30 лет. Где он был все это время и чем занимался – евангелисты не сообщают. Некоторые исследователи читают, что эти годы Иисус провел в Индии, но большинство придерживается версии, что все это время Иисус жил в Кумранской общине есеев на берегу Мертвого моря, где - как и Иоанн Креститель – изучил священное писание и научился исцелять больных.
Цитата:«…очаровательную сцену на Ниле, часто встречающуюся в погребальном контексте, где можно видеть человека или две его фигуры, которые находятся на одной прямой и ловят пару маленьких рыб, всегда тех же: тилапию и латеса. Они, по словам Дерош-Ноблекур, означают душу вчерашнюю и завтрашнюю, душу земной жизни и жизни мира иного.
…госпожа Дерош-Ноблеклур добавляет: «Это те же две рыбы, которые составляют второй знак большого зодиака с образом «Христа в силах», господствующего над нартексом — небольшими «сенями» — при входе в базилику в Везеле».
Чтобы сравнивать с египетскими религиозными представлениями и утверждать, что учение Иисуса Христа имеет египетское происхождение, надо иметь и еще какую-нибудь информацию, кроме Нагорной проповеди, заповедей блаженства, деяний и притч.
Да, между учением есеев и гностическими египетскими ересями периода раннего христианства обнаруживается определенное сходство, но, по большей части, эллинистического толка или герметического, в котором сплавились опыт греческих религиозно-философских школ и эзотерика Гермеса (Тота) Трисмегиста.
А символика, связанная с рыбами, существовала не только у речных цивилизаций, ее с избытком хватало во всех древних средиземноморских религиях. И связано это, прежде всего, с представлениями о том, что вся жизнь произошла из воды: рыбы населяют воды и являются символами плодородных, животворных сил «материнских миров». Рыба издревле являлась предметом сакральных трапез и жертв.
Вдобавок к этому, христиане наработали свои осмысления символа.
Во-первых, символ рыбы считался тайным паролем христиан, находящихся во враждебном окружении язычников: акростих Ichthys (греч. – рыба), составленный из начальных букв греческих слов, образует теологическое понятие Iesous Christos Theou Hyios Soter (Иисус Христос, сын Божий, Спаситель). Добавочный смысл: в символическом плане, рыба «хладнокровна», т.е. «не охвачена человеческими страстями». Имелись и другие трактовки.
Символ существовал вплоть до 4 в., т.е. пока Константин Великий не объявил христианство официальной религией Римской империи. Что интересно, сам Иисус в иконографии изображался как юный пастух, спасающий ягненка. Отсюда, «пастырь».
Во-вторых, рыбаками были четыре апостола - Симон (Петр) и Андрей, Иаков и Иоанн. Обращение к ним Иисуса: «Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19), - получило известную трактовку от отцов церкви. Имела ли фраза подтекст или это была игра слов, но апостолы и первые христианские проповедники стали восприниматься как «ловцы человеческих душ».
В-третьих, одним из главных христианских таинств является водосвятие, крещение как погружение в воду (или омовение) крестной купели (piscinа, дословно «рыбный садок»). Смысловой подтекст обряда, напрямую связан с апостолами – «ловцами человеков» и "материнской средой". Новообращенные именовались Pisciculi (рыбки), примыкая к Ichthys (Тертулиан, 150-230), а рыба, как таковая представляла собой символ божественной трапезы.
В четвертых, значение символа расширяется за счет астрономии. В известной сцене с волхвами (которые, кстати, пришли с востока, а не из Египта) предсказывается рождение Иисуса, царя Иудейского, под Вифлиемской звездой из пророчеств Валаама (Чис. 24:15-17). Сопряжение, соединение планет Юпитера и Сатурна троекратно произошло в 7 г. до н.э. (предположительно, эта дата является реальным годом Рождества Христова) под зодиакальным знаком Рыб. Все вместе, по еврейским традициям объяснялось, как приход мессии в Израиль. Сатурн - заступник Израиля, а Юпитер у всех народов символизирует верховное божество. В то же время, враг еврейства - Марс, находился в упадке, что означало конец господства царя Ирода. Астрологи - библейские волхвы (Мф. 2:1-2) - растолковали Ироду редкую, тройную коньюкцию, за сим последовало «избиение младенцев». Иисус означал первое воплощение «эпохи Рыб».
То, что в 6-7 гг до н.э. произошло сопряжение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб, в 1603 году доказал астроном Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет. Он произвел необходимые вычисления и установил, что в обозначенное время эти планеты подошли так близко друг к другу, что казались одной яркой звездой.
Добавлю, что Рыбы - весенний знак зодиака, сам по себе, безо всякой связи с Египтом, т.е . под знаком Рыб находится точка весны.