Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
История книгопечатания в Китае (Прочитано 8949 раз)
Антон К.
Администратор
*****
Вне Форума


Выпейте чаю!

Сообщений: 2368
Россия
Пол: male
История книгопечатания в Китае
26.03.2006 :: 20:18:48
 
Цитата:
На земном шаре два миллиарда людей умеют писать и читать по крайней мере на одном языке. Каждый день на одного читателя приходится в среднем 10—20 страниц печатного текста такого же формата, как страницы этого журнала. Почти все, что издается в мире, печатается на бумаге с помощью типографской краски, получаемой из сажи. Вот уже в течение 1000 лет печать производится с помощью формы — плоской поверхности с вырезанным на ней в виде рельефа зеркальным отражением необходимого текста.

Известно, что все три элемента полиграфического процесса: бумага, типографская краска и сам принцип печатания, были изобретены в Китае. Рецензируемая книга содержит подробный рассказ об истории этих изобретений. Она последняя из серии книг, изданных Джозефом Нидхэмом, начало которой было положено полстолетия назад. Автор книги, которая займет достойное место в этой серии, — профессор Цянь Цэньсюань — известный синолог, работающий в Чикагском университете. Текст книги дополняют около 200 иллюстраций, интереснейшие примечания, а также ссылки на многочисленные источники.

Из всех элементов книгопечатания первой была изобретена бумага, хотя письменность появилась гораздо раньше. В Древнем Китае первые письмена наносились на бычьих лопатках или черепашьих панцирях, затем стали использовать камни, глиняные и деревянные дощечки, пальмовые листья, шелковую ткань и пергамент. Бумага представляет собой материал, полученный из сильно разбавленной водой волокнистой суспензии. Растительные волокна, из которых состоит бумага, соединены в тонкий лист. Именно в этих листах, больших и ровных, состояло преимущество бумаги перед всеми ее предшественниками: слоистыми материалами, изготовленными из стеблей папируса или из толченой древесной коры. Для получения прочной бумаги необходимы богатые целлюлозой растительные волокна (в наши дни они иногда заменяются синтетическими). Бумага никогда не изготовляется из шелковых волокон, хотя они изредка добавляются для придания ей глянца. Наилучший растительный материал для изготовления бумаги тот, который содержит много целлюлозных волокон и мало связующего вещества.

Самый древний образец бумаги — он изображен на одном из рисунков, помещенных в книге, — был найден вблизи Сианя. Его изготовили во 2 в. до н.э., вероятно, из пенькового тряпья и использовали для упаковки бронзовых зеркал. А еще через два с небольшим столетия, примерно в 100 г., евнух Цай Лунь впервые получил бумагу, предназначавшуюся для письма, — так по крайней мере утверждают исторические источники, относящиеся к периоду существования империи Восточная Хань. Согласно этим источникам, шелк был слишком дорог, а бамбуковые побеги слишком тяжелы для этой цели. Возможно, что Цай Луню впервые пришла в голову мысль использовать для производства бумаги волокна, получаемые из лыка или пеньки вместо тряпья. И действительно, во времена Цай Луня появилась бумага лучшего качества, использовавшаяся для письма.

Процесс получения бумаги постепенно совершенствовался, особенно в селениях, расположенных вблизи реки и леса (для кипячения растительного сырья требовалось топливо). Сначала сырьем служили исключительно пенька и хлопок. Однако оно было слишком ценным, поскольку использовалось в основном в текстильном деле. На смену ему пришло волокно чрезвычайно медленно растущей ротанговой пальмы. В 986 г. один китайский ученый писал с иронией, что плохие писатели своим многословием убивают ротанговые пальмы. Начиная с тех времен и поныне в различных провинциях Китая выращивают «бумажные» тутовый кустарник и молодой бамбук. И в наше время основным сырьем для изготовления бумаги служит древесина.

Как мы уже говорили, самый древний из обнаруженных образцов бумаги служил для упаковки. И в наши дни лишь 4/10 всей производимой в мире бумаги употребляется в полиграфии и для письма. В древнем Китае бумага использовалась для самых различных целей: бумажные, или «летучие», деньги впервые начали дополнять металлические монеты приблизительно тысячу лет назад; всем известны китайские фонарики, воздушные змеи, веера, зонтики. Бумажные предметы символизировали земное богатство умершего. Бумажные изображения лошадей в полном снаряжении, верблюдов, слуг, оружия и денег «в большом количестве», по свидетельству Марко Поло, — все это сжигалось при погребении умершего. Обычай оклеивать жилище обоями, вошедший в моду в Европе около 1700 г. и сохранившийся поныне, рассматривался в Древнем Китае как проявление не слишком хорошего вкуса. Одна из фотографий показывает исполненную с большим мастерством и весьма сложную круглую геометрическую фигуру — самую древнюю из бумажных «вырезок», недавно найденную в провинции Синьцзян. Время ее изготовления V-VI вв. А еще через несколько страниц читатель встретится с знаменитым бумажным тигром, полосатым и зубастым, но вряд ли представляющим опасность.

Самое прозаическое и интимное из всех употреблений бумаги так же старо, как мир. Хотя литературные источники хранят на этот счет молчание, однако в VI в. ученый Ян Чжитуй писал в своем послании домочадцам: «Я просил бы не использовать для туалетных нужд бумагу, на которой начертаны имена мудрецов». А арабский путешественник IX в., воспитанный в восточных традициях омовения, был оскорблен в своих лучших чувствах отсутствием, по его мнению, у китайцев аккуратности. Дешевая туалетная бумага в те времена изготовлялась в большом количестве из рисовой соломы. Так, в 1393 г. для нужд одного только императорского двора было заказано 750 тыс. листов туалетной бумаги высшего качества форматом с газетный лист. К противоположному концу «эстетической шкалы» относится розоватая бумага небольшого формата для записи стихов, изобретенной куртуазным поэтом IX в. Сюэ Тао. Изготовляемая из коры гибискуса в смеси с измельченными лепестками цветов этого растения она находила спрос в течение нескольких столетий.

Изобретение бумаги привело к появлению книгопечатания. Задолго до этого было распространено переписывание манускриптов на шелке и бумаге. Специальные деревянные печатные формы с вырезанным на них зеркальным изображением знаков, иногда состоящие из сотни иероглифов, несомненно, были первым шагом к изобретению книгопечатания, так же как и получение чернильных отпечатков текстов,вырезанных на камне или бронзе, с помощью надавливания на бумагу. Удивление вызывают обнаруженные в провинции Хэбэй 7 тыс. тридцатиметровых стел с рельефно вырезанными на них 12 веков назад буддийскими канонами. В общей сложности стелы содержат 4 млн. слов. Копирование от руки сложных идеограмм было делом необычайно трудным и дорогостоящим. Потребность в стандартизированных конфуцианских текстах и горячее желание каждого верующего иметь копию магического текста буддийских сутр послужили стимулом для возникновения книгопечатания.
Наверх
 
Антон К.
Администратор
*****
Вне Форума


Выпейте чаю!

Сообщений: 2368
Россия
Пол: male
Re: История книгопечатания в Китае
Ответ #1 - 26.03.2006 :: 20:21:26
 
Цитата:
В 1966 г. в юго-восточной Корее был найден миниатюрный свиток шириной около 5 см, отпечатанный с дюжины деревянных матриц длиной примерно 50 см. Это самый древний из известных нам печатных текстов. Он представляет собой буддийскую сутру на китайском языке. Известный перевод, выполненный монахом из Чаньани (нынешний Сиань), особенности архитектуры самого храма, а также написание некоторых иероглифов позволяют датировать находку началом VIII в. Немного позже, в 764г., «вышло в свет миллионным тиражом» издание коротких молитв из этой же сутры. По приказу японской императрицы Сётоку эти молитвы были помещены в 10 японских храмах. Каждая копия хранилась в крошечной деревянной пагоде. Многие из этих копий и несколько пагод сохранились до наших дней. Хотя совершенно очевидно, что миллион копий не могли быть получены другим, непечатным способом, мы не знаем, из какого материала были вырезаны наборные формы. Отпечатанное за пределами Китая, это издание во всем напоминает технику печатания, использовавшуюся в этой стране. Не подлежит сомнению, что книгопечатание возникло несколько раньше именно в Китае, а затем вслед за распространением китайских иероглифов шагнуло за пределы этой страны.

Книгопечатание получало все большее распространение. В 1907 г. Аурель Стейн обнаружил в одном из монастырей Дуньхуана то, что и поныне считается первой полной печатной книгой — пятиметровый свиток «Алмазной Сутры». Ее колофон сообщает, что она «благоговейно . . . выпущена в свет для всеобщего распространения» 15 дня, 4 месяца 868 года. Фронтиспис книги с изображением Будды и одного из его учеников, а также изящный шрифт весьма выразительны. И хотя знаменитая Библия Иоганна Гутенберга отпечатана спустя 6 столетий, известно еще немало печатных буддийских текстов, появившихся лишь немного позже, чем этот.

Китайское искусство книгопечатания описывается в книге подробнейшим образом: каллиграф, проворной кистью наносящий текст на тонкую бумагу, которую затем прижимают к деревянной форме; искусный гравер, своим резцом удалявший с поверхности матрицы все, что не было окрашено в черный цвет; печатник, с помощью кисти из конского волоса накладывавший специальную пасту на печатную форму, а затем прижимавший к ней бумажный лист. По свидетельству Маттео Риччи, в эпоху Мин опытный печатник мог отпечатать в день 1500 двухстраничных листов. Процесс получения клише корректировался на 4 различных стадиях: отдельные поправки, вносимые в печатную форму, были весьма обычным явлением. Формат и переплет в те времена уже были стандартизированы.

Печатные формы из древесины магнолии, вырезанные с обеих сторон (общее число их составляет 81 258), с которых печатались «Tripitaka Koreana», законченная в 1251 г., до сих пор находится в полной сохранности в южной Корее. Они несут в себе особенности золотого века китайского книгопечатания — эпохи Сун. Следует сказать, что таких крупных религиозных печатных канонов существовало относительно немного, однако тогда было множество светских печатных произведений; кроме того, существовало много печатников, по мастерству не уступавших тем, кто трудился в государственных и монастырских типографиях. К 1500 г. в Европе было отпечатано около 20 млн. книг, включавших 10—15 тыс. названий. К тому же времени в Китае было отпечатано полмиллиона тоненьких томиков, включавших 50 тыс. наименований. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что вплоть до 1700 г. тексты на китайском языке превалировали в мировой печатной продукции.

Наборный способ печатания (в отличие от печати со страничной формы) обычно связывают с именем Гутенберга. Этот способ лучше соответствует алфавитным европейским языкам. Однако даже тут приоритет Европы можно оспаривать. Ведь известно, что наборный шрифт, состоящий из различных керамических иероглифов, впервые использовался в Китае около 1050 г. Об этом подробно рассказывает ученый того времени Шэнь Ко: «Если нужно отпечатать две-три копии, этот способ весьма затруднителен. Однако с его помощью можно очень быстро получить сотни и даже тысячи копий». В старые времена трудолюбивый наборщик мог иметь под рукой все необходимые иероглифы в наборных кассах в виде вращающегося блюда. И тем не менее эта работа требовала огромного напряжения.

В Китае задолго до возникновения книгопечатания в Европе литеры изготовлялись из дерева, эмали и бронзы. Корейские печатники пользовались отлитыми бронзовыми литерами еще в 1234 г. Не исключено, однако, что такие литеры использовались и ранее. До нас дошли отдельные страницы, отпечатанные в Корее с литых бронзовых литер в 1403 г., т. е. за 50 лет до изобретения этого способа в Германии. В Корее способ отлива литер ведет свое начало от отлива металлических монет. Сначала иероглиф вырезали из буковой древесины, потом матрицу прижимали к глиняной форме, которая затем обжигалась и далее использовалась для отливки бронзовых литер. Литеры тщательно полировались. Следует добавить, что в древнем Китае свинец не употребляли для отлива литер.

Очевидно, что бумага проникла в Европу через Самарканд, Багдад и Дамаск, и прежде всего благодаря арабским купцам. Самый древний из известных нам европейских манускриптов на бумаге написан в Испании в Х в. В начале XII в арабские и еврейские мастера изготовляли прекрасную бумагу из льна.

Однако для возникновения в Европе книгопечатания потребовалось еще 3—4 столетия, хотя за сто лет до Гутенберга самая разнообразная продукция печаталась с деревянных печатных форм: рисунки и надписи на текстильных изделиях, игральные карты, религиозные изображения и даже ксилографические книги. Как мы уже знаем, все эти виды печати существовали в Китае намного раньше, однако мы не располагаем фактами, доказывающими, что по меньшей мере сама идея наборного шрифта перекочевала из страны десяти тысяч иероглифов по реке Майн в страну латинского алфавита.

Удивительно, что развитие книгопечатания по-разному отразилось на двух культурах. Общеизвестно, что печатание на бумаге гораздо «демократичнее», чем копирование от руки на каком-либо другом материале: оно дешевле и рассчитано на самого широкого читателя. Этот способ печати способствовал стремительному распространению грамотности в Европе, что в свою очередь, вызвало рост национального самосознания и социальные сдвиги в странах этого континента. В то же время печатное слово способствовало унификации идей. Но если в Европе появление книгопечатания за одно-два столетия вызвало серьезные общественные изменения, то в Китае оно поддерживало стабильность сложившейся веками и практически неизменной культуры.

Это интересное издание — современный вариант известной книги Т.Картера «The Invention of Printing in China and Its Spread Westward», увидевшей свет 60 лет назад. Обновленное и дополненное издание этой книги, подготовленное Л.Гудрихом, появилось в 1955 г. Нам хотелось бы закончить рецензию строками Томаса Черчярда, стихотворца елизаветинской эпохи:

Хотя пергамент долговечней, Ему не вытеснить бумаги. Она ведь служит всем, Пергамент — лишь немногим.
Наверх
 
Антон К.
Администратор
*****
Вне Форума


Выпейте чаю!

Сообщений: 2368
Россия
Пол: male
Re: История книгопечатания в Китае
Ответ #2 - 26.03.2006 :: 20:24:08
 
Цянь Цэньсюань. Химия и ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, Ч. 1. БУМАГА И КНИГОПЕЧАТАНИЕ В: НАУКА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ в КИТАЕ. Под редакцией Цжозефа Нидхэма, т. 5.

SCIENCE AND CIVILIZATION IN CHINA,
Joseph Needham. VOLUME 5, CHEMISTRY AND CHEMISTRY TECNOLOGY, PART 1: PAPER AND PRINTING, by Tsien Tsuen-Hsuin. Cambridge University Press ($89.50)



иллюстрация: китайская типография с вращающимися наборными кассами
Наверх
 

book.bmp (191 KB | )
book.bmp
Северный Ветер
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 112
Екатеринбург
Пол: male
Re: История книгопечатания в Китае
Ответ #3 - 22.10.2008 :: 17:31:58
 
Интересно! И сложно что-то добавить. Курс "История письма" у нас был не очень обширен, там давались только общие сведения.
Наверх
 

Есть только миг, ослепительный миг...
sakt
+++
Вне Форума



Сообщений: 4341
Пол: male
Re: История книгопечатания в Китае
Ответ #4 - 12.11.2008 :: 23:04:24
 
Трусы как двигатель прогресса
http://www.gazeta.ru/science/2007/07/13_kz_1910248.shtml?kz1910248

Но, китайцев в трусы одел председатель Мао. Очень довольный
Чайные клипперы в Европу известны. Панталонных клипперов в Чину не припоминаете ? С импортным исподним.
Наверх
 

Современная история не умрет окончательно. Она найдет себе место в детских библиотеках, на экранах кинотеатров, в телевидении и в истории человеческой культуры. Она останется ее важной составной частью в ранге одного из важнейших филологических достижений.
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать