Цитата:Я тоже много знаю о поляках сражавшихся на нашей стороне, за свободу Польши и у жены моей бабушка полячка была и у друга отец из польских дворян.
И про "Армию Людову" и про "Армию Крайову" - много чего знаю и читал.
Про АК и АЛ, а также батальоны хлопски я тоже знаю
Цитата:Знаете, как сказал один мой знакомый лет 20 назад, не полегли бы на полях (войны) лучшие люди, жизнь сейчас была бы другой.
И я с ним согласен.
Я тоже.
Цитата:И вообще у меня есть подозрение, что войну выиграли "4 танкиста и собака" плюс Клосс из "Ставки больше чем жизнь" - такие детские польские наивные многосерийные фильмы, но с махровым душком национализма.
Нет, войну выиграли люди, которые хотели, чтобы их дети рождались , жили и умирали на земле предков, чтобы вокруг звучала родная речь, и было вдоволь еды.
Может и пафосно, но войну я не по книжкам художественным и кинофильмам знаю, а по документам.
(Хотя книги читала и фильмы смотрела
)
Цитата:И я не о памятнике(ах) сожалею я о трактовке самих событий полякам и особенно двумя - близняшками, да и нашими тоже.
Я тоже.
Цитата:Знаете, чем меня один поляк добил в 1987 году на Кубе.
Когда, он на чеки накупил полную тележку армянского коньяка. Ни одного пузыря, нам не поставил, а ром нами купленный вместе с нами приговаривал, как свой.
В остальном хороший компанейский человек, вообщем придраться не к чему. А когда один из наших не выдержал этой наглости и мягко ему намекнул, так он обиделся. Песо видетели у него уже нет, а этот коньяк он везет домой. Вот так, то милая Арабелла.
Ну, проблема выпивки -это проблема мужской компании.
Но тут Вы привели хороший пример разной оценки одного события. С Вашей точки зрения (и друзей) поляк поступил неправльно, а поляк искренне верил, что был прав, что не дал вам коньяка.
Вы решили, что он жадный. Ну, да русский бы так не поступил.
Но дело в тм, что поляки, это не мы-русские. Менталитет у нас разный. Избитое слово, менталите , но именно этим словом и можно обозначить осознаеие человеком мира и себя в этом мире. А это осознание у поляков и русских разное.
Я лет 10 назад прочитала рабту Н.А. Бердяева
"Судьба России" , в которой он ( у него у самого были польские корни) писал о противоречиях и несхожести польской и русской души...Мы разные...
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berdiaev/berdiaev1/60.html Цитата:III. Души народов (Параллели)
Русская и польская душа
II
Я всегда думал, что распря России и Польши есть, прежде всего, распря души православной и души католической. И внутри славянства это столкновение православной и католической души приобретает особенную остроту. Россия исторически привыкла со стороны Запада охранять свою православную душу и свой особый духовный уклад. В прошлом полонизация и латинизация русского народа была бы гибелью его духовной самобытности, его национального лика. Польша шла на русский Восток с чувством своего культурного превосходства. Русский духовный тип казался полякам не иным духовным типом, а просто низшим и некультурным состоянием. Историческая борьба России с Польшей имела положительный смысл, и духовное своеобразие русского народа было в ней утверждено навеки. Воспоминание об этой борьбе оставило в душах обоих народов след столь глубокий, что и сейчас трудно от него освободиться. Россия выросла в колосса, как государственного, так и духовного, и давно уже раздувание польской опасности, как и опасности католической, постыдно и обидно для достоинства русского народа. Более сильному обидчику не подобает кричать об опасности со стороны более слабого и им же раздавленного. Ныне перед Россией стоят задачи творческие, а не охранительно-утеснительные. Русская политика относительно Польши давно уже стала историческим пережитком, она связана с далеким прошлым и не дает возможности творить будущее. В этой неумной политике виновный не мог простить тому, перед кем виноват. Это в сфере внешне-государственной. В сфере же внутренно-духовной русской душе все еще мешает подойти к душе польской чувство чуждости и враждебности, вызываемое латинско-католической прививкой к славянской душе, создавшей польский национальный лик. Для погруженной в себя русской души, получившей сильную православную прививку, многое не только чуждо и непонятно в поляке, но неприятно, отталкивает и вызывает вражду. И даже отпадавшие от православия русские люди остаются православными по своему душевному типу, и труднее всего им постигнуть католическую культуру и душевный тип, на ее почве вырастающий. Германский протестантизм менее отталкивал русского человека, и это было настоящим несчастьем для судьбы России.
В типической русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитренности, ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест. Это душа - легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народом. Все остается в глубине у русского народа, и он не умеет себя пластически-благообразно выявить. В русском человеке так мало подтянутости, организованности души, закала личности, он не вытягивается вверх, в складе души его нет ничего готического. Ждет русский человек, что сам Бог организует его душу и устроит его жизнь. В самых высших своих проявлениях русская душа - странническая, ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба. Русский народ в своих низах погружен в хаотическую, языческую еще земляную стихию, а на вершинах своих живет в апокалиптических чаяниях, жаждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным. Совсем иная душа польская. Польская душа - аристократична и индивидуалистична до болезненности, в ней так сильно не только чувство чести, связанное с рыцарской культурой, неведомой России, но и дурной гонор. Это наиболее утонченная и изящная в славянстве душа, упоенная своей страдальческой судьбой, патетическая до аффектации. В складе польской души русских всегда поражает условная элегантность и сладость, недостаток простоты и прямоты и отталкивает чувство превосходства и презрения, от которых не свободны поляки. Полякам всегда недоставало чувства во Христе, связанного с признанием бесконечной ценности каждой человеческой души. Особое духовное шляхетство отравляло польскую жизнь и сыграло роковую роль в их государственной судьбе. Русский человек мало способен к презрению, он не любить давать чувствовать другому человеку, что то ниже его. Русский человек горд своим смирением. Польская душа вытягивается вверх. Это - католический духовный тип. Русская душа распластывается перед Богом. Это - православный духовный тип. У поляка есть любовь к жесту. У русского совсем нет жеста. В польской душе есть переживание Христова пути, страстей Христовых, Голгофской жертвы. На вершинах польской духовной жизни судьба польского народа переживается, как судьба агнца, приносимого в жертву за грехи мира. Таков польский мессианизм, прежде всего жертвенный, не связанный с государственной силой, с успехом и господством в мире... Отсюда рождается в польской душе пафос страдания и жертвы. Все по-иному в русской душе. Русская душа больше связывает себя с заступничеством Богородицы, чем с путем Христовых страстей, с переживанием Голгофской жертвы. В русской душе есть настоящее смирение, но мало жертвенности. Русская душа отдает себя церковному коллективизму, всегда связанному для нее с русской землей. В польской душе чувствуется судорожное противление личности, способность к жертве и неспособность к смирению. В польской душе есть всегда отравленность страстями. Дионисизм русской души совсем иной, не такой окровавленный. В польской душе есть страшная зависимость от женщины, зависимость, нередко принимающая отталкивающую форму, есть судорога и корчи. Эта власть женщины, рабство пола чувствуется очень сильно у современных польских писателей, Пшибышевского, Жеромского и др. В русской душе нет такого рабства у женщины. Любовь играет меньшую роль в русской жизни и русской литературе, чем у поляков. И русское сладострастие, гениально выраженное Достоевским, совсем иное, чем у поляков. Проблема женщины у поляков совсем иначе ставится, чем у французов, - это проблема страдания, а не наслаждения.
Собственно после прочетения мне стали понятны многие "спорные" позиции в наших с поляками отношениях.
Поляки не хуже и не лучше нас - русских, просто мы - разные.
P.S. Я ничуть не оправдываю поляков и наличие польского дедушки ни о чем не говорит. Я родилась и воспитывалсь в русской семье, в рамках русской культуры (я даже польского не знаю, так кое-что читала со словарем, когда диплом писала).
Во где-то так...уважаемый Валерий.