Подождав, пока "векторы истории" не упрутся в метафизику, решил встрянуть.
Итак, что мы имеем? Мы имеем желание иметь (простите за тавту) законы истории, чтобы через них перейти к социальности, вернее, к сложным социальным структурам людского сообщества. Но так и не установлено: есть на свете, или нет на свете исторические законы? В результате социальность так и висит в воздухе.
Между тем, вполне можно начинать не с законов, а с самой социальности. И с того остроумного, приведенного одним из авторов, умозрения, что все находится - в математической точке. Мне представляется, что это - именно так. Подробности на сайте
http://www.borsin1.narod.ru в папке "Бог".
Здесь же скажу:
1. Все известные принципы социальности людей имеются в полном комплекте у насекомых, например, муравьев, пчел и ос.
2. Яичко осы по имени сфекс - меньше миллиметра. Между тем, в нем запрограммирован разум не только полной жизни сфекса, из этого яичка вылупившегося, но и полная жизнь яичкина яичка. При этом интеллектуальная жизнь, а не инстинктивная, ибо вторичное яичко обязано подумать над тем, кто у него родится: мальчик или девочка? Если мальчик, то вторичное яичко положит ему для пропитания одного сверчка, а если девочка, то - двух сверчков, ибо девочка должна снести яичко, а мальчик - нет, а для яичка надо больше протеина из сверчков, чего мальчику не требуется. Но этого мало для объяснения интеллектуальности. Добавлю тогда, что пчелы, например, "говорят" друг другу, где цветков больше: лети туда, не ошибешься, мотаясь из стороны в сторону как дура. Но и этого мало. В упомянутом яичке мозг - математическая точка. Между тем, вылупившаяся из него гусеница, никогда в жизни своей не видевшая маму (вылупится уже после ее смерти):
а) умеет строить дома не хуже каменщика - героя социалистического (ныне капиталистического) труда;
б) у нее стольо чертежей, сколько не поместится ни в один шкаф;
в) но самое главное: она умеется сортировать бесформенные булыжники-песчинки по цвету, по приблизительной форме и материалу и раскладывать по разным кучкам, чтобы потом брать из нужной кучки нужные кирпичики и укладывать их в свой домик в порядке соответствующем чертежу. А другое яичко другой осы умееет одним взглядом, причем в кромешной темноте, опредедить форму и размеры какого-нибудь отверстия, слетать за километр и вырезать своими зубкамми из листика пластинку, прилететь домой, приложить к упомянутому отверстию, и еще не было случая, чтобы вырезанная "на глаз" пластинка не подошла прецизионно к отверстию.
Поэтому я думаю, чем ломать попусту голову с социальностью и интеллектом людей, надо обратить внимание на насекомых, на ту самую математическую точку, в которой так много сокрыто.
Когда вопрос с социальностью и интеллектом будет решен на насекомых, можно приступить к законам истории, ибо и без историков известно, что закон социальности у насекомых и у людей тот же самый, может быть, с нюансами, хотя - навряд-ли. Лучше бы узнать, как насекомые дошли "своим умом" до социальности?
В целом, нельзя браться за более сложные вещи, не изучив предварительно более простых вещей.
С уважением, Борис Синюков.