Жорж Милославский
Продвигающийся

Вне Форума
Сообщений: 65
Пол:
УГТУ (УИИ)
|
Рас-тархан, бек (царь) хазар.
И кто же такой этот Рас-тархан? Якуби называет Рас-тархана «царём (беком)» хазар. Однако у Табари Ас-тархан (Рас-тархан) назван хорезмийцем, а у Гевонда сказано, что Рас-тархан «из рода Хатирлитбер». Между тем Рас-тархан не был никаким хорезмийцем, и это легко можно доказать, если внимательно изучить первоисточники. Табари в своих сочинениях о войнах арабов с хазарами всегда называет хазар турками, и никогда хазарами! Почему? Табари родился на южном берегу Каспия, откуда не так далеко до Хорезма. А на юго-востоке Хорезма есть такой город Хазарасп, расположенный на среднем течении реки Амударьи. Хазарасп (Ал-Хазар в древности) упомянут ещё Ал-Хорезми, как находящийся на реке Длинной. Чуть выше Хазараспа по течению Амударьи существовал когда-то исток из Амударьи реки Узбой. Узбой, текущий в Каспийское море, как раз и называли Длинной рекой, поскольку его считали одной из самых длинных и великих рек. По Идриси это была «величайшая река мира, как по объему и глубине вод, так и по ширине ложа». На французской карте 1734 г. показан и город Хазарасп на Амударье, и река Узбой под французским названием Браш-де-Токай. Почему-то современные исследователи посчитали, что под Длинной рекой подразумевается именно Сырдарья и её исток Карадарья, и Ал-Хазар «отделили» от Хазараспа. Как бы то ни было, Хазарасп – это один из самых древних городов всей Средней Азии, и до монгольского нашествия был одним из самых больших и богатых городов. Он неоднократно упоминается в арабо-персидских источниках, и в том числе несколько раз именно у Табари. Вывод просто напрашивается очевидней некуда – для Табари «хазарами» являются хорезмийцы, жители Хазараспа (он же Ал-Хазар), а настоящих хазар он называет турками. Следовательно, мы имеем явную ошибку со стороны Табари, и Рас-тархан был всё-таки настоящим хазаром. Раскроем секрет, кем же был всё-таки Рас-тархан. У Гевонда он назван «из рода Хатирлитбер». Это искажённое слово «Хатир – эльтебер». Эльтебер – это титул вассального князя, а Хатир – это имя вассального князя. Хорошо известен знаменитый вождь кавказских гуннов (хонов) Алп-Илитвер (Алп-эльтебер). Не сомневаюсь, что Алп-Илитвер и Хатирлитбер – это одно и то же лицо. «Алп» переводится в тюркских языках как «великан, богатырь, сильный, смелый». Но точно так же переводится и слово «хетер (хәтәр на башкирском языке)». Слова «алп» и «хетер» являются синонимами, и, следовательно, Рас-тархан был потомком Алп-Илитвера. Алп-Илитвер был отцом Алп-тархана, который был женат на дочери хазарского кагана и имел от неё трёх сыновей: старшего по имени Барсбек (Барджиль, Барджик, Пашенк), среднего по имени Булчан (Булджан, Блучан) и младшего по имени Хазар-тархан (Тармач). Один из этой троицы и был отцом Рас-тархана.
Мне удалось «раскопать» одну легенду, которая определённо связана с Рас-тарханом. Вот только все имена в той легенде к моему удивлению были совсем не тюркские, а исключительно монгольские. По этой причине я назвал эту легенду « монгольской сказкой».
«Монгольская сказка».
Жил-был «большой хан (каган)», у которого была одна единственная дочка, которую звали Цэцэг Хуар, что означает «Цветок». Хан её очень любил и ласково называл «Хуа цэцэг» и «Шуши», что значит «Жёлтый цветок». У хана было четыре брата – один родной и три названных. Одного из названных братьев он отправил в военный поход. И пока этот брат был в походе, хан узнал страшную для себя новость – его любимую малолетнюю доченьку, которой не было и 15 лет, кто-то успел обрюхатить. Хан стал дознаваться, кто же оказался этим злодеем, и узнал. Насильником был один из его братьев, тот, который находился в военном походе. Хан дождался, когда ничего не подозревающий злодей вернётся с победой домой, и приказал его схватить и затем казнить. А дочь хана вскоре родила мальчика. Через два года после этого события хан отдал дочь замуж за заграничного принца, а её сына оставил себе. О дочери хана дальше рассказываться не будет, а речь пойдёт только о её ребёнке. Младенец появился на свет в самом последнем месяце года согласно существовавшему в то время календарю. Месяц этот назывался «Эцэс сар (Последний, заключительный месяц)» и «Цагаан (читается как «цаган») сар (Белый месяц)». Начинался этот месяц 8 ноября и заканчивался 7 декабря. Это был «переходный» месяц между осенью и зимой. Первая его половина считалась осенью, а вторая – зимой. В середине месяца, т.е. в 15-й день и 16-й день месяца «Цагаан эцэс сар» (22 и 23 ноября) были празднования, напоминающие встречу Нового Года, а фактически это была встреча зимы и проводы осени. Эти два праздничных дня назывались «хувар», что означало «раздел», т.к. считалось, что эти дни разделяют осень и зиму. Но слово «хувар» имеет и другое значение – «счастье, счастливый». И каждый из двух дней стал называться именем, означавшим «счастье». 15-е число месяца Цагаан назвали «Олзийт(эй)» или «Рашт(ай)», что значит «Счастливый». 16-е число месяца Цагаан назвали «Хийморь», что переводится как «удача, счастье». Так праздновали Цагаан до тех пор, пока внук Чингис-хана хан Хубилай своим приказом не отобрал название месяца у ноября, и повелел называть месяцем Цагаан февраль, а также начало года предписал считать начинающимся с февраля. Я так подробно остановился на празднованиях в месяце Цаган не случайно, а по той причине, что младенца угораздило родиться именно в праздничные дни месяца Цаган. Поэтому неудивительно, что сыну Цветка (Цэцэг) дали имена, связанные с названными праздниками. Во-первых, ребёнок получил имя «Хувар Эцэс Сар», чётко определяющее дату и месяц его рождения. Конечно, столь длинное имя не очень удобно, и закономерно оно разделилось на два имени: Хувар (Счастливый, Удачливый) и Цэсар. Имя Цэсар также говорили как Сэсар и Сисар. Во-вторых, ребёнок был незаконнорождённым, а таких называли словом «архан» или «архан хулэг». Но точно такими же словами называли рысаков и аргамаков, т.е. благородных коней с выдающимися способностями. Так что с момента рождения младенца звали «аргамаком-конём». А поскольку этот «аргамак» родился в «счастливый день», то ему дали имя Рашт-архан или Азт-архан. Оба варианта переводятся одинаково с монгольских языков – «Счастливый Аргамак (Счастливый Бастард, Незаконнорожденный ребёнок)». Позднее Рашт-архан (Азт-архан) стал Раш-тарханом (у Гевонда), Рас-тарханом (у Якуби) и Ас-тарханом (у Табари). В-третьих, не забыли ребёнка связать с его матерью, которую звали Цэцэг Хуар (Хуар Цэцэг). Малыша назвали «Сын Цветка» и «Семя Цветка», а это звучало как «Хуар Цэцэг Ур». В ряде монгольских языков вместо «Цэцэг Ур» говорили «Цэцгур» и «Цэцур», поэтому это имя превратилось в «Хуар Цэцур». А теперь вспомним одно из племён хазарских печенегов, которое, согласно Константину Багрянородному, называлось «Куарцицур». Думаю, не требуется объяснять, кто считается основателем этого племени. И, наконец, в-четвёртых, название месяца Цаган означало не только «Белый». Словом «цаган («саган» у бурятов)» называли оленей-самцов. Да, и имя Цэсар монголам напоминало об оленях. Слово «ца-зарь (цаа зарь)» означает «кастрированный северный олень». «Ца-зар (цаа зар)» - это «Весть о северном олене». Сравните «Цаган сар (Белый месяц)» и «Цаган (саган) зар» - «Весть об олене-самце». По этой причине мальчик, рождённый Цэцэг, получил прозвище «Олень». Тюркское слово «булан» тоже означает «олень». И это означает, что ребёнок, рождённый Цветком, Рас-тархан, а также Булан, принёсший иудаизм хазарам, - это всё один и тот же человек! Также теперь несложно догадаться, что Чичак (Цветок), дочь хазарского кагана Бихара (он же Вирхор), - это и есть Цэцэг Хуар из легенды. А злодеем, изнасиловавшим Цэцэг, является Булчан (Булджан), который в грузинской легенде назван Блучаном. А, если всё так, то (О, чудо!), можно даже назвать почти точную дату рождения Булана – он родился 22-го или 23-го ноября 730-го года. Полно в первоисточниках информации и по другому имени Булана, по имени Цэсар (Сэсар, Сисар). Есть даже дата гибели Сисара в битве (787 г.) и точное место сражения. Продолжу «монгольскую сказку», и расскажу её продолжение. Однажды, когда «архану-аргамаку» (Булану) было 30 лет, т.е. около 760 года, на его юрте вывесили послание, которое называется «даган хомол (дааган хомоол)». Каждый монгол знает, что это означает - два куска сухого конского помёта, соединённые между собой волосом, привешанные на головке решётчатой стены юрты, говорят всем, что у хозяина юрты родились жеребцы-близнецы. Это означало, что у Коня-Оленя родились «жеребята» или «оленята». Первого «оленёнка-сына», появившегося из лона матери, назвали именем «Хумэл Харвад», что в переводе с монгольского языка означает «Стреляющий из (монгольского) лука», второго сына, как и отца назвали Оленем. Эти «оленята» затем вырастут в братьев «не разлей вода» с невероятной братской любовью в отличие от их же потомков. Они будут делить всё пополам и по справедливости. Хумэл Харвад станет каганом, а его брат Булан Второй станет беком (царём). Этот Булан Второй и есть Обадия. Позже у Булана Первого родится ещё один сын. И этот сын родится, как и отец, в день праздника. Только это будет праздник не монгольский, а иудейский. И сына назовут именем Ханукка. На этом «монгольская сказка» заканчивается.
|