Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Хазары Рас-тархан, Булан и "монгольская сказка" (Прочитано 24 раз)
Жорж Милославский
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 65
Пол: male

УГТУ (УИИ)
Хазары Рас-тархан, Булан и "монгольская сказка"
Вчера :: 05:47:06
 
Рас-тархан, бек (царь) хазар.

И кто же такой этот Рас-тархан? Якуби называет Рас-тархана «царём (беком)» хазар. Однако у Табари Ас-тархан (Рас-тархан) назван хорезмийцем, а у Гевонда сказано, что Рас-тархан «из рода Хатирлитбер». Между тем Рас-тархан не был никаким хорезмийцем, и это легко можно доказать, если внимательно изучить первоисточники. Табари в своих сочинениях о войнах арабов с хазарами всегда называет хазар турками, и никогда хазарами! Почему? Табари родился на южном берегу Каспия, откуда не так далеко до Хорезма. А на юго-востоке Хорезма есть такой город Хазарасп, расположенный на среднем течении реки Амударьи. Хазарасп (Ал-Хазар в древности) упомянут ещё Ал-Хорезми, как находящийся на реке Длинной. Чуть выше Хазараспа по течению Амударьи существовал когда-то исток из Амударьи реки Узбой. Узбой, текущий в Каспийское море, как раз и называли Длинной рекой, поскольку его считали одной из самых длинных и великих рек. По Идриси это была «величайшая река мира, как по объему и глубине вод, так и по ширине ложа». На французской карте 1734 г. показан и город Хазарасп на Амударье, и река Узбой под французским названием Браш-де-Токай. Почему-то современные исследователи посчитали, что под Длинной рекой подразумевается именно Сырдарья и её исток Карадарья, и Ал-Хазар «отделили» от Хазараспа. Как бы то ни было, Хазарасп – это один из самых древних городов всей Средней Азии, и до монгольского нашествия был одним из самых больших и богатых городов. Он неоднократно упоминается в арабо-персидских источниках, и в том числе несколько раз именно у Табари. Вывод просто напрашивается очевидней некуда – для Табари «хазарами» являются хорезмийцы, жители Хазараспа (он же Ал-Хазар), а настоящих хазар он называет турками. Следовательно, мы имеем явную ошибку со стороны Табари, и Рас-тархан был всё-таки настоящим хазаром.
Раскроем секрет, кем же был всё-таки Рас-тархан. У Гевонда он назван «из рода Хатирлитбер». Это искажённое слово «Хатир – эльтебер». Эльтебер – это титул вассального князя, а Хатир – это имя вассального князя. Хорошо известен знаменитый вождь кавказских гуннов (хонов) Алп-Илитвер (Алп-эльтебер). Не сомневаюсь, что Алп-Илитвер и Хатирлитбер – это одно и то же лицо. «Алп» переводится в тюркских языках как «великан, богатырь, сильный, смелый». Но точно так же переводится и слово «хетер (хәтәр на башкирском языке)». Слова «алп» и «хетер» являются синонимами, и, следовательно, Рас-тархан был потомком Алп-Илитвера. Алп-Илитвер был отцом Алп-тархана, который был женат на дочери хазарского кагана и имел от неё трёх сыновей: старшего по имени Барсбек (Барджиль, Барджик, Пашенк), среднего по имени Булчан (Булджан, Блучан) и младшего по имени Хазар-тархан (Тармач). Один из этой троицы и был отцом Рас-тархана.

Мне удалось «раскопать» одну легенду, которая определённо связана с Рас-тарханом. Вот только все имена в той легенде к моему удивлению были совсем не тюркские, а исключительно монгольские. По этой причине я назвал эту легенду « монгольской сказкой».

«Монгольская сказка».

Жил-был «большой хан (каган)», у которого была одна единственная дочка, которую звали Цэцэг Хуар, что означает «Цветок». Хан её очень любил и ласково называл «Хуа цэцэг» и «Шуши», что значит «Жёлтый цветок». У хана было четыре брата – один родной и три названных. Одного из названных братьев он отправил в военный поход. И пока этот брат был в походе, хан узнал страшную для себя новость – его любимую малолетнюю доченьку, которой не было и 15 лет, кто-то успел обрюхатить. Хан стал дознаваться, кто же оказался этим злодеем, и узнал. Насильником был один из его братьев, тот, который находился в военном походе. Хан дождался, когда ничего не подозревающий злодей вернётся с победой домой, и приказал его схватить и затем казнить.
А дочь хана вскоре родила мальчика. Через два года после этого события хан отдал дочь замуж за заграничного принца, а её сына оставил себе. О дочери хана дальше рассказываться не будет, а речь пойдёт только о её ребёнке. Младенец появился на свет в самом последнем месяце года согласно существовавшему в то время календарю. Месяц этот назывался «Эцэс сар (Последний, заключительный месяц)» и «Цагаан (читается как «цаган») сар (Белый месяц)». Начинался этот месяц 8 ноября и заканчивался 7 декабря. Это был «переходный» месяц между осенью и зимой. Первая его половина считалась осенью, а вторая – зимой. В середине месяца, т.е. в 15-й день и 16-й день  месяца «Цагаан эцэс сар» (22 и 23 ноября) были празднования, напоминающие встречу Нового Года, а фактически это была встреча зимы и проводы осени. Эти два праздничных дня назывались «хувар», что означало «раздел», т.к. считалось, что эти дни разделяют осень и зиму. Но слово «хувар» имеет и другое значение – «счастье, счастливый». И каждый из двух дней стал называться именем, означавшим «счастье». 15-е число месяца Цагаан назвали «Олзийт(эй)» или «Рашт(ай)», что значит «Счастливый». 16-е число месяца Цагаан назвали «Хийморь», что переводится как «удача, счастье». Так праздновали Цагаан до тех пор, пока внук Чингис-хана хан Хубилай своим приказом не отобрал название месяца у ноября, и  повелел называть  месяцем Цагаан февраль, а также начало года предписал считать начинающимся с февраля.
Я так подробно остановился на празднованиях в месяце Цаган не случайно, а по той причине, что младенца угораздило родиться именно в праздничные дни месяца Цаган. Поэтому неудивительно, что сыну Цветка (Цэцэг) дали имена, связанные с названными праздниками.
Во-первых, ребёнок получил имя «Хувар Эцэс Сар», чётко определяющее дату и месяц его рождения. Конечно, столь длинное имя не очень удобно, и закономерно оно разделилось на два имени: Хувар (Счастливый, Удачливый) и Цэсар. Имя Цэсар также говорили как Сэсар и Сисар.
Во-вторых, ребёнок был незаконнорождённым, а таких называли словом «архан» или «архан хулэг». Но точно такими же словами называли рысаков и аргамаков, т.е. благородных коней с выдающимися способностями. Так что с момента рождения младенца звали «аргамаком-конём». А поскольку этот «аргамак» родился в «счастливый день», то ему дали имя Рашт-архан или Азт-архан. Оба варианта переводятся одинаково с монгольских языков – «Счастливый Аргамак (Счастливый Бастард, Незаконнорожденный ребёнок)». Позднее Рашт-архан (Азт-архан) стал Раш-тарханом (у Гевонда), Рас-тарханом (у Якуби) и Ас-тарханом (у Табари).
В-третьих, не забыли ребёнка связать с его матерью, которую звали Цэцэг Хуар (Хуар Цэцэг). Малыша назвали «Сын Цветка» и «Семя Цветка», а это звучало как «Хуар Цэцэг Ур».  В ряде монгольских языков вместо «Цэцэг Ур» говорили «Цэцгур» и «Цэцур», поэтому это имя превратилось в «Хуар Цэцур». А теперь вспомним одно из племён хазарских печенегов, которое, согласно Константину Багрянородному, называлось «Куарцицур». Думаю, не требуется объяснять, кто считается основателем этого племени.
И, наконец, в-четвёртых, название месяца Цаган означало не только «Белый». Словом «цаган («саган» у бурятов)» называли оленей-самцов. Да, и имя Цэсар монголам напоминало об оленях. Слово «ца-зарь (цаа зарь)» означает «кастрированный северный олень». «Ца-зар (цаа зар)» - это «Весть о северном олене». Сравните «Цаган сар (Белый месяц)» и «Цаган (саган) зар» - «Весть об олене-самце». По этой причине мальчик, рождённый Цэцэг, получил прозвище «Олень». Тюркское слово «булан» тоже означает «олень». И это означает, что ребёнок, рождённый Цветком, Рас-тархан, а также Булан, принёсший иудаизм хазарам, - это всё один и тот же человек!
Также теперь несложно догадаться, что Чичак (Цветок), дочь хазарского кагана Бихара (он же Вирхор), - это и есть Цэцэг Хуар из легенды.
А злодеем, изнасиловавшим Цэцэг, является Булчан (Булджан), который в грузинской легенде назван Блучаном. А, если всё так, то (О, чудо!), можно даже назвать почти точную дату рождения Булана – он родился 22-го или 23-го ноября 730-го года.
Полно в первоисточниках информации и по другому имени Булана, по имени Цэсар (Сэсар, Сисар). Есть даже дата гибели Сисара в битве (787 г.) и точное место сражения.
Продолжу «монгольскую сказку», и расскажу её продолжение. Однажды, когда «архану-аргамаку» (Булану) было 30 лет, т.е. около 760 года, на его юрте вывесили послание, которое называется «даган хомол (дааган хомоол)». Каждый монгол знает, что это означает - два куска сухого конского помёта, соединённые между собой волосом, привешанные на головке решётчатой стены юрты, говорят всем, что у хозяина юрты родились жеребцы-близнецы. Это означало, что у Коня-Оленя родились «жеребята» или «оленята». Первого «оленёнка-сына», появившегося из лона матери, назвали именем «Хумэл Харвад», что в переводе с монгольского языка означает «Стреляющий из (монгольского) лука», второго сына, как и отца назвали Оленем. Эти «оленята» затем вырастут в братьев «не разлей вода» с невероятной братской любовью в отличие от их же потомков. Они будут делить всё пополам и по справедливости. Хумэл Харвад станет каганом, а его брат Булан Второй станет беком (царём). Этот Булан Второй и есть Обадия. Позже у Булана Первого родится ещё один сын. И этот сын родится, как и отец, в день праздника. Только это будет праздник не монгольский, а иудейский. И сына назовут именем Ханукка. На этом «монгольская сказка» заканчивается.
Наверх
« Последняя редакция: Вчера :: 11:57:56 от Жорж Милославский »  
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать