Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
В дополнение темы о ивдельских староверах. (Прочитано 1255 раз)
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 86
В дополнение темы о ивдельских староверах.
05.07.2022 :: 21:08:24
 
В книге «История Ивделя в фотографиях его жителей» Владимира Вербец, посвятившего свой досуг собиранию снимков ивдельской «старины», помещена фотография религиозных календарей середины 20-го века, хранившихся в семье старожилов деревни Першино – Анисимковых. Данные календари были изданы рогожской общиной Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ - до 1998 года именовавшаяся как Древнеправославная Церковь Христова) белокриницкого согласия. Документы, сообщавшие о пропаганде раскольничьих религиозных учений на севере Верхотурского уезда, отсутствуют. В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году, утверждалось, что «Все прихожане Никито-Ивдельскаго прихода, как в самом селе, так и на промыслах, расположенных кругом села, русские, православные, за исключением немногих старообрядцев, выходцев из других мест, которые, впрочем, уже утратили свою нетерпимость и сами считают себя православными». Также и в отчетах настоятелей местного храма во имя преподобного Никиты Исповедника и священников походной Николаевской церкви, всегда указывалось о стойкости местных жителей в православной вере.

Вероятно, ответ на вопрос о распространении среди жителей Никто-Ивдельского села раскольничества поповского толка необходимо искать в деятельности на севере Верхотурского уезда купцов-золотопромышленников, исповедовавших старую веру белокриницкого согласия и беспоповского филипповского толка, которые, кроме золотодобычи и коммерции, несомненно занимались распространением своих религиозных взглядов среди работников приисков и местных жителей. Наиболее активную роль в распространении старообрядчества белокриницкого согласия на севере Пермской губернии играл екатеринбургский купец 1-й гильдии Степан Иванович Афонин (староста екатеринбургской общины Древнеправославной Церкови Христовой, избранный на эту должность после смерти в 1900 году его тестя - Осипа Козьмича Козицына), который занимался золотодобычей самостоятельно, а иногда - по доверенностям жены и своей матери. Степану Ивановичу, владельцу конфетной и кондитерской фабрики в Екатеринбурге, принадлежали золотые прииски «Успенский» (расположенный на реке Тынье в 22 верстах к северу от села Никито-Ивдель) и «Средне-Умпиевский» по речкам Ульяновке и Большой Умпии (поселок Кедровый). Последний был открыт ещё при Всеволожских верхотурским купцом И.С. Шаньгиным и продан в 1872 году Д.Е. Рябову (начетнику старообрядческого егорьевского Братства имени святых верховных апостолов Петра и Павла). 27 мая 1895 года прииск перешел во владение золотопромышленной компании «С.И. Афонин и С.О. Козицын», которой к этому времени принадлежали тринадцать золотых приисков в Миасском и Оренбургском горных округах. 8 февраля 1899 года Степан Иванович Афонин на ежегодных торгах, организованных Уральским горным правлением приобрел ещё четыре из пяти заявленных приисков в Северо-Верхотурском горном округе («Воскресенский» - за 40 рублей, «Ильинский» - за 100 рублей, «Петропавловский» на реке Шайтанка и «Павловский» - соответственно за 250 и 120 рублей). К началу XX века Степан Иванович Афонин имел в Северо-Верхотурском и Миасском горных округах 32 золотых прииска, из которых 25 являлись его собственностью, а семь были арендованы. 10 сентября 1903 года он заявил во 2-й Лялинской казенной даче золотой прииск «Степановский» на одноименном притоке речки Северная Талица, названный в честь его владельца и первооткрывателя. Согласно сведений Адрес-календаря и памятной книжки Пермской губернии за 1900 год, контора золотопромышленника Степана Ивановича Афонина располагалась в поселке Туринские рудники. Управляющим приисков являлся Николай Яковлевич Концев, а её бухгалтером - Алексей Дементьевич Ганеннов, работавший также в Никито-Ивдельской конторе Афониных в 1898-1904 годах. В дальнейшем, А.Д. Ганенков самостоятельно занимался золотодобычей (по данным, указанным Барботом де Марни в книге «Урал и его богатства», А.Д. Ганенков владел в Северо-Верхотурском горном округе приисками «Анатольским» и «Павловским» с массой добытого золота в 1907 году - 7 фунтов 43 золотника и 84 доли (в кризисном для российской золотодобычи 1908 году прииски не работали). Супруга С.И. Афонина, Софья Иосифовна, урожденная Козицына, также числилась в числе владельцев золотых приисков на севере Верхотурского уезда. 23 мая 1901 году она заявила прииск «Дарьинский», на одноименной речке, правом притоке Лозьвы, который разрабатывался до 1914 года. Ряд приисков во 2-й Лялинской казенной даче принадлежал дочерям С.И. Афонина - Елене и Марии («Еленинский» прииск располагался на правом берегу Лозьвы, ниже Дарьиной речки). Вероятнее всего, они были открыты Степаном Афониным и переданы дочерям в качестве приданного.

Древнеправославной веры «австрийского» (белокриницкого) согласия придерживались елабужские купцы, занимавшиеся добычей золота в Северо-Верхотурском горном округе Ушков Капитон Яковлевич Ушков и его сын Петр, один из первых арендаторов Южно-Заозерской дачи Тимофей Иванович Ислентьев (владевший лесопромышленной компанией в Уржумском уезде Вятской губернии), владелец кожевенной фабрики, механической мастерской и Подманастырской пристани Константин Федотович Соловьев. Согласно списка владельцев приисков за 1917 год по пермской казенной палате уральского горного управления города Екатеринбурга, товариществу «Ушков П.К. и К°» принадлежало уже семь приисков на площади в 1 950,22 десятин. Самыми крупными из них были Успенский (880 десятин), Андреевский (500 десятин) и Екатерининский прииски (400 десятин), меньшие по площади - Константиновский (64,32 десятин), Ключевской-4 (61,2 десятин), Ключевской-5 (9,60 десятин). Сумма основного промыслового налога составляла 356 руб. 25 коп., сумма земского сбора - 35 руб. 64 коп.

Вполне объяснимо, что золотопромышленники из старообрядцев старались нанимать в качестве доверенных лиц, бухгалтеров и приказчиков единоверцев, в связи с чем, можно предполагать о том, что А.Д. Ганенков, Н.Я. Канцев, И.Г. Пьянников, управляющие приисков Пелагеи Потаповны Кокушкиной (медынской мещанки, заведующей молельным домом и «Братским двором» московской общины филипповского согласия, владевшей золотыми приисками по рекам Ушме и Тошемке) и красноуфимского потомственного почетного гражданина Константина Артемьевича Шевелина - также придерживались старой веры. Известно, что С.И. Афонин лично занимался поисками золота в землях бывшего округа «Северной горной экспедиции» - на территории 2-й Лялинской казенной лесной дачи. После ухудшения состояния его здоровья, на золотых приисках севернее села Никито-Ивдель, периодически появлялся его сын, Павел. Так, согласно донесения участкового пристава 5-го полицейского стана Верхотурского уезда о наблюдении за лицом, подлежащем негласному полицейскому надзору, студент Московского университета Афонин Павел Степанович12 мая 1901 года прибыл из Екатеринбурга на золотой прииск «Успенский» своего отца в Богословском округе, где занимался рыбалкой и выбыл 9 июля. (ГАСО. 1.3.6.3. Безопасность и охрана правопорядка, Ф.519).

На большинстве частных приисков Северо-Верхотуского горного округа с началом Первой мировой войны работы были остановлены, а их собственники, в большинстве своем, эвакуировались с Урала в июле 1919 года вместе с отступающей армией Колчака. Однако, в Никито-Ивдельском, Всеволодоблагодатском и Екатеринском селах остались жить работники этих приисков и, частично, их управляющие. Вероятно, именно они и сохранили на севере Свердловской области древнеправославную веру белокриницкого согласия.

Использованая литература:

Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви – белокриницкого согласия).

Микитюк В.П., Яхно О.Н. Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX-XX веков: Очерки городского быта. Екатеринбург, 2014.

Игнатова Т.В. К истории московского филипповского центра Братский двор во второй половине XIX - начале XX в. (новые документы из фондов ЦИАМ). Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2009. Вып. 13.

Губин А.Д. Золотая лихорадка. Северная звезда, № 116 за 29.09.1981 год.

Губин А.Д. Ныне здесь город растет. Северная звезда, № 133 за 7.11.1981 год.
Наверх
 
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 86
Re: В дополнение темы о ивдельских староверах.
Ответ #1 - 16.02.2025 :: 16:45:25
 
Шабунин Василий Петрович на 1925 год в возрасте 35-ти лет. Раскулаченный. Состав семьи: брат жены - Бурмантов Тимофей Анкиндинович; жена - Татьяна Анкиндиновна; сын – Сергей. Место жительства: деревня Бурмантово Ивдельского района Тагильского округа Уральской области. Основание для раскулачивания: Член семьи эксплуататора наемного труда. Мера наказания: Лишить избирательных прав (НТГИА. Ф.21, Оп.1, Д.257, л. 62; АОАСГО. Ф.Р-138, Оп.1, Д.342, л.42-44,51). Сведения о лишении избирательных прав/раскулачивании: Список граждан, не имеющих права избирать и быть избранными. Список членов кулацких хозяйств деревни Бурмантово Ивдельского сельсовета, лишенных прав голоса на 1 августа 1931 года; список лиц, не имеющих права избирать и быть избранными согласно Конституции РСФСР по Ивдельскому району, рассмотренный заседанием «Особой комиссии» в порядке секретного циркулярного распоряжения Тагильского окрисполкома № 19/с от 14 марта 1925 года.



Бурмантов Лев Анкудинович родился 1 марта 1899 года в деревне Бурмантово. В 20-х годах был мобилизован в трудармию, работал на различных стройках Свердловской области. В тридцатые годы переехал в г. Ивдель, работал на Першинском лесозаводе. Он вошел в историю поселка благодаря тому, что 31  декабря 1938 года вместе с Иваном Шариным распилил первое бревно на Першинском лесозаводе. После работы рамщиком на лесозаводе, перешел трудиться в геологоразведку, где и проработал до выхода на пенсию. Насчет трудармии: Лев Бурмантов служил в 3-й красной армии РККА, которую в апреле 1920 года переформировали в 1-ю революционную армию труда Урала. В начале 1938 года, при начале строительства Палкинского лесозавода Ивдельлага, был ликвидирован Першинский колхоз, а земли Палкино и Першино переданы Ивдельскому ИТЛ НКВД. Членам колхоза было предложено перейти на работу в ИТЛ, что Лев и сделал. В свободное от работы время, продолжая традиции семьи Бурмантовых, строил плоскодонные лодки, которые назывались «бурмантовки.  За свою жизнь он построил не одну сотню таких лодок, кроме того - строил баржи небольшого тоннажа для Мотофлота». Вот что писал в 1966 году П.П. Ивлев, автор книги «На Уральском Севере»: лодка «бурмантовка» - быстроходная, юркая, вместительная и легкая до того, что можно перенести на руках. Лодка необычайно хорошо приспособлена для путешествий по рекам Северного Урала. О достоинствах лодки «бурмантовки» писал популярный журнал «Охота и охотничье хозяйство». первую лесопилку Ивдельлага строили в Палкино, деревушке, ниже по течению Лозьвы, где была ещё до революции устроена пристань для пароходов, что доставляли из Тюмени и Тавды товары в Н-Ивдель. Першинской лесозавод построили на основе двух пилорам и бревнотаски, эвакуированных из Беломоро-Балтийского ИТЛ в ноябре 1941 года.   Умер Лев Бурмантов 16 мая 1971г, похоронен на кладбище поселка Першино.
Наверх
 
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 86
Re: В дополнение темы о ивдельских староверах.
Ответ #2 - 16.02.2025 :: 16:45:58
 
В книге «История Ивделя в фотографиях его жителей» Владимира Вербец, посвятившего свой досуг собиранию снимков ивдельской «старины», помещена фотография религиозных календарей середины 20-го века, хранившихся в семье старожилов деревни Першино – Анисимковых. Данные календари были изданы рогожской общиной Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ - до 1998 года именовавшаяся как Древнеправославная Церковь Христова) белокриницкого согласия. Документы, сообщавшие о пропаганде раскольничьих религиозных учений на севере Верхотурского уезда, отсутствуют. В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году, утверждалось, что «Все прихожане Никито-Ивдельскаго прихода, как в самом селе, так и на промыслах, расположенных кругом села, русские, православные, за исключением немногих старообрядцев, выходцев из других мест, которые, впрочем, уже утратили свою нетерпимость и сами считают себя православными». Также и в отчетах настоятелей местного храма во имя преподобного Никиты Исповедника и священников походной Николаевской церкви, всегда указывалось о стойкости местных жителей в православной вере.

Вероятно, ответ на вопрос о распространении среди жителей Никто-Ивдельского села раскольничества поповского толка необходимо искать в деятельности на севере Верхотурского уезда купцов-золотопромышленников, исповедовавших старую веру белокриницкого согласия и беспоповского филипповского толка, которые, кроме золотодобычи и коммерции, несомненно занимались распространением своих религиозных взглядов среди работников приисков и местных жителей. Наиболее активную роль в распространении старообрядчества белокриницкого согласия на севере Пермской губернии играл екатеринбургский купец 1-й гильдии Степан Иванович Афонин (староста екатеринбургской общины Древнеправославной Церкови Христовой, избранный на эту должность после смерти в 1900 году его тестя - Осипа Козьмича Козицына), который занимался золотодобычей самостоятельно, а иногда - по доверенностям жены и своей матери. Степану Ивановичу, владельцу конфетной и кондитерской фабрики в Екатеринбурге, принадлежали золотые прииски «Успенский» (расположенный на реке Тынье в 22 верстах к северу от села Никито-Ивдель) и «Средне-Умпиевский» по речкам Ульяновке и Большой Умпии (поселок Кедровый). Последний был открыт ещё при Всеволожских верхотурским купцом И.С. Шаньгиным и продан в 1872 году Д.Е. Рябову (начетнику старообрядческого егорьевского Братства имени святых верховных апостолов Петра и Павла).

27 мая 1895 года прииск перешел во владение золотопромышленной компании «С.И. Афонин и С.О. Козицын», которой к этому времени принадлежали тринадцать золотых приисков в Миасском и Оренбургском горных округах.  8 февраля 1899 года Степан Иванович Афонин на ежегодных торгах, организованных Уральским горным правлением приобрел ещё четыре из пяти заявленных приисков в Северо-Верхотурском горном округе («Воскресенский» - за 40 рублей, «Ильинский» - за 100 рублей, «Петропавловский» на реке Шайтанка и «Павловский» - соответственно за 250 и 120 рублей). К началу XX века Степан Иванович Афонин имел в Северо-Верхотурском и Миасском горных округах 32 золотых прииска, из которых 25 являлись его собственностью, а семь были арендованы. 10 сентября 1903 года он заявил во 2-й Лялинской казенной даче золотой прииск «Степановский» на одноименном притоке речки Северная Талица, названный в честь его владельца и первооткрывателя. Согласно сведений Адрес-календаря и памятной книжки Пермской губернии за 1900 год, контора золотопромышленника Степана Ивановича Афонина располагалась в поселке Туринские рудники. Управляющим приисков являлся Николай Яковлевич Концев, а её бухгалтером - Алексей Дементьевич Ганеннов, работавший также в Никито-Ивдельской конторе Афониных в 1898-1904 годах.


В дальнейшем, А.Д. Ганенков самостоятельно занимался золотодобычей (по данным, указанным Барботом де Марни в книге «Урал и его богатства», А.Д. Ганенков владел в Северо-Верхотурском горном округе приисками «Анатольским» и «Павловским» с массой добытого золота в 1907 году - 7 фунтов 43 золотника и 84 доли (в кризисном для российской золотодобычи 1908 году прииски не работали). Супруга С.И. Афонина, Софья Иосифовна, урожденная Козицына, также числилась в числе владельцев золотых приисков на севере Верхотурского уезда. 23 мая 1901 году она заявила прииск «Дарьинский», на одноименной речке, правом притоке Лозьвы, который разрабатывался до 1914 года. Ряд приисков во 2-й Лялинской казенной даче принадлежал дочерям С.И. Афонина - Елене и Марии («Еленинский» прииск располагался на правом берегу Лозьвы, ниже Дарьиной речки). Вероятнее всего, они были открыты Степаном Афониным и переданы дочерям в качестве приданного.

Древнеправославной веры «австрийского» (белокриницкого) согласия придерживались елабужские купцы, занимавшиеся добычей золота в Северо-Верхотурском горном округе Капитон Яковлевич Ушков и его сын Петр, один из первых арендаторов Южно-Заозерской дачи Тимофей Иванович Ислентьев (владевший лесопромышленной компанией в Уржумском уезде Вятской губернии), владелец кожевенной фабрики, механической мастерской и Подманастырской пристани Константин Федотович Соловьев. Согласно списка владельцев приисков за 1917 год по пермской казенной палате уральского горного управления города Екатеринбурга, товариществу «Ушков П.К. и К°» принадлежало уже семь приисков на площади в 1 950,22 десятин. Самыми крупными из них были Успенский (880 десятин), Андреевский (500 десятин) и Екатерининский прииски (400 десятин), меньшие по площади - Константиновский (64,32 десятин), Ключевской-4 (61,2 десятин), Ключевской-5 (9,60 десятин). Сумма основного промыслового налога составляла 356 руб. 25 коп., сумма земского сбора - 35 руб. 64 коп.

Вполне объяснимо, что золотопромышленники из старообрядцев старались нанимать в качестве доверенных лиц, бухгалтеров и приказчиков единоверцев, в связи с чем, можно предполагать о том, что А.Д. Ганенков, Н.Я. Канцев, И.Г. Пьянников, управляющие приисков Пелагеи Потаповны Кокушкиной (медынской мещанки, заведующей молельным домом и «Братским двором» московской общины филипповского согласия, владевшей золотыми приисками по рекам Ушме и Тошемке) и красноуфимского потомственного почетного гражданина Константина Артемьевича Шевелина - также придерживались старой веры. Известно, что С.И. Афонин лично занимался поисками золота в землях бывшего округа «Северной горной экспедиции» - на территории 2-й Лялинской казенной лесной дачи. После ухудшения состояния его здоровья, на золотых приисках севернее села Никито-Ивдель, периодически появлялся его сын, Павел. Так, согласно донесения участкового пристава 5-го полицейского стана Верхотурского уезда о наблюдении за лицом, подлежащем негласному полицейскому надзору, студент Московского университета Афонин Павел Степанович12 мая 1901 года прибыл из Екатеринбурга на золотой прииск «Успенский» своего отца в Богословском округе, где занимался рыбалкой и выбыл 9 июля. (ГАСО. 1.3.6.3. Безопасность и охрана правопорядка, Ф.519).

На большинстве частных приисков Северо-Верхотуского горного округа с началом Первой мировой войны работы были остановлены, а их собственники, в большинстве своем, эвакуировались с Урала в июле 1919 года вместе с отступающей армией Колчака. Однако, в Никито-Ивдельском, Всеволодоблагодатском и Екатеринском селах остались жить работники этих приисков и, частично, их управляющие. Вероятно, именно они и сохранили на севере Свердловской области древнеправославную веру белокриницкого согласия. 

В дополнение к публикации, я хотел бы опубликовать воспоминания Ларисы Ивановны Бурмантовой, переданных мне ее внучкой – Ольгой Панковой: «У Бурмантова Анкудина было 7 детей: Тихон, Иван, Лев, Татьяна, Агафья, Тимофей, Евгений. Тихон и Иван родились в Чердыне. Бурмантов Тихон Анкудинович родился в 1879 году и вместе с родителями переселился на реку Лозьву. Вырос, женился, семья была большая - 10 детей Евсей, Павел, Тамара, Александр, Герасим, Александра, Наталья, Лидия, Маргарита, и о десятом ребенке не удалось   ничего узнать. Всю жизнь прожил в Бурмантово, где и похоронен. Евсей Бурмантов был первым пионером в селе, Тамара – «Красной избачкой», все учились в советских школах. Лев, Иван и Тимофей были сначала раскулачены и сосланы в разные места.  Иван пострадал дважды - сначала раскулачили, потом- репрессировали и расстреляли в апреле 1941 года. Герасим переехал на Вижай. Дочери вышли замуж. Если в царское время были гонения староверов разных толков, то в советское время -  были более страшные наказания.  справка, выданная Н-Ивдельским сельским Советом за № 10 от16 января 1936 года Бурмантовой Наталье Дмитриевне (жене Ивана Бурмантова) в том, что ее социальное происхождение из семьи служащего, в настоящий момент по мужу раскулачена... Справка выдана на предмет получения паспорта и подписана зам. председателем Ивдельского сельсовета Язевым.

Бурмантов И.А. был реабилитирован еще в 30 декабря 1958 года решением Президиума Свердловского Областного суда. В справке о реабилитации от 30 сентября 1994 года № 5.5-3532 написано, что Бурмантов Иван Анкудинович в 1931 году решением местных органов власти на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 1.02.1930 г. раскулачен и выслан за пределы района с семьей. Признан опасным по классовому признаку. Подписано Зам. начальника УВД Свердловской области В.А. Воротников. Иван Бурмантов имел большой дом в доме была большая библиотека, после конфискации дома в нем располагался сельский Совет, потом – детский дом. В хозяйстве имелись лошади, коровы и другая живность. Иван Бурмантов был хорошим охотником и рыбаком и в зимнее время ездил в Ивдель и сдавал пушнину и рыбу. Добывал он пушнину по договору Ивдельского горпромхоза, где числился охотником-промысловиком. Кроме того, он строил лодки «бурмантовки». Судя по фотографиям, которые сохранились, в доме Бурмантова И.А останавливались различные экспедиции, занимающиеся изучением Северного Урала. Дом был самым большим в деревне. Семью Бурмантовых выгнали из дома, вещи отобрали, все имущество описали, а библиотеку сожгли. «Кулацкое -  пусть горит» Вот так в 49 лет Иван Бурмантов, обременный семьей, начал жить с нуля. Теперь уже в Ивделе. Библиотека была куплена совместно с братом Тихоном в Н-Ивделе у Тараньжина и помимо всевозможных интереснейших «толстых» журналов, книги русских писателей и Конан Дойля. Старообрядческих книг в семье не было, так как жена И. Бурмантова была православной, грамотной. училась в Ивдельской приходской школе, и обучила читать и писать не только мужа, но и его родственников.

Ссылку семья отбывала в разных районах - Бурмантов - в Гаринском, а Жена Наталья и младшая дочь Елена - в Табаринский район. Старшая дочь Лариса жила уже отдельно от семьи. В 1936 году Бурмантов И.А.  вернулся из ссылки, немного позже вернулась и жена с дочерью. Но жили они   уже в Ивделе, никто им не собирался возвращать дом, там уже находился сельский Совет. А 1 октября 1937 года Бурмантова снова арестуют уже по делу ИПХС, но к тому времени Иван   не верил в Бога. так как из пяти детей остались живы только дочери - Лариса и Елена. Все три сына умирали, едва достигнув 6 - и лет. Когда умер первый - он начал курить (а это грех), после второго - стал выпивать (еще больший грех) после третьего - потерял веру в бога, а после раскулачивания - веру в людей.  так что, когда его посадили, он уже был безбожником.

Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать