Первая половина поста тему. Пришлось разбить текст на два поста.
«Трактовка религиозного переворота Эхнатона это одна из самых трудных тем в египтологии», как об этом пишет Т. А. Баскакова (египтолог, кандидат исторических наук, переводчица с немецкого) в предисловье к книге Яна Ассмана «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации».
Существуют несколько крайностей в отношении египтологов к Эхнатону и его реформе. Некоторые из них представляют Эхнатона в идеализированном свете фараона-мечтателя, который пытался навязать народу Египта утопию своих заоблачных фантазий, оторванных от реальности и противоречащих религиозным традициям египтян – поклоняться многочисленным бога религии Древнего Египта.
Иные делают предположение о связи причины реформы Аменхотепа IV с какими-то неординарными (нездоровыми) его потребностями в удовлетворении своих притязаний на исключительную власть, поскольку якобы «центром его религии стал он сам». В свете известных египтологам сведений о религии Древнего Египта это предположение крайне нелепо.
«Большинство современных египтологов», к числу которых причисляют себя Ян Ассман и Николас Ривз (автор книги «Эхнатон – лжепророк Египта»), пытаются выставить Аменхотепа IV-Эхнатона в неприглядном свете какого-то неадекватного религиозного фанатика, покусившегося на святое для всех поголовно египтян – на их якобы единую религиозную традицию, обусловленную религией Древнего Египта.
Некоторые из египтологов умудряются отождествить его амарнскую религию с единобожием, приписывая Эхнатону заслугу создания монотеистической религии, что совершенно не соответствует действительности. Является ли это умышленной ложью или добросовестным заблуждением – это вопрос дискуссионный.
В частности, «большинство современных египтологов» (Н. Ривз), предполагаю, вполне умышленно игнорируют одну существенную особенность религии Древнего Египта, которая представляла собой, фактически, сочетание двух религий, принципиально отличавшихся друг от друга по своему предназначению в египетском обществе:
1) Религии касты жрецов заупокойного культа
с их единым богом Осирисом (религия Осириса) –
покровителем как вечной загробной жизни, так и индустрии услуг заупокойного бизнеса, процветавшей во времена Нового царства на торговле заупокойными тестами «Книги мертвых».
Жрецы религии Осириса присутствовали во всех религиозных центрах Древнего Египта, во всех его номах.
2) Условно, религии жрецов других многочисленных номовых и столичных богов, включая фиванского бога Амона-Ра и его жречество, которые (боги)
были призваны «содействовать» процветанию мирской жизни египтян во всех её аспектах и приумножению мирских благ правящей династии и в целом державы Древнего Египта.
Религия Осириса была, фактически, своеобразным стержнем религии Древнего Египта, объединявшим вокруг себя конгломерат разнообразных номовых и столичных религий, относящихся ко второму пункту.
Эхнатон проводил свою реформу не ради самоцели – создания якобы монотеистической религии нового бога Атона, каковой его амарнская религия и не являлась.
Целью его реформы была как раз борьба с единобожием религии Осириса (религии дельцов заупокойного бизнеса) с её верой в вечную загробную жизнь, причиной чему стал меркантилизм касты жрецов заупокойного культа, который привел к деградации нравственных устоев египетского общества во времена Нового царства – как результат популяризации учения о загробном суде с его аморальной и коррупционной начинкой.
Причина глубокого отвращения Аменхотепа IV-Эхнатона к религии Древнего Египта, которая и явилась первопричиной его реформы, кроется в оценке истинной её сути, которая открывается непредвзятому взору лишь через призму её закономерного отождествления с религией дельцов заупокойного бизнеса (религии Осириса).
А их меркантилизм в погоне за прибыльностью заупокойного бизнеса был способен лишить в целом религию Древнего Египта во времена Нового царства основополагающих для египетского общества нравственных ориентиров,
потворствуя аморальному образу жизни своих адептов из состоятельных слоев общества! Откровенный меркантилизм концепции загробного суда в религии Древнего Египта, которая появилась лишь после завершения эпохи Древнего Царства, как раз и заключался в том, что Всесильная магия «Книги мертвых» якобы и гарантировала «место» в раю царства мертвых Осириса состоятельным египтянам,
«прикупившим» перед смертью «Книгу мертвых».Её обладатель становился буквально «святым», благодаря воздействию её Всесильной магии на судей загробного суда, в результате чего он гарантированно избегал обвинительного приговора суда и «возносился» в рай царства мертвых Осириса:
«
Всякий египтянин с этой главой (125 глава «Книги мертвых») в руках и на устах оказывался безгрешным и святым, а с 30-й главой он магически заставлял свое сердце не говорить против него дурно, т. е. насиловал свою совесть.
Таким образом, вся глава была просто талисманом против загробного осуждения». («Религия Древнего Египта» Коростовцев М.А.)
Возникновение концепции загробного суда в религии Древнего Египта (Среднее царство) и ознаменовало собой начало процесса деградации нравственных устоев общества, а её популяризация во времена Нового царства значительно ускорила этот процесс.
Как известно,
«рыба гниет с головы», вот и деградация нравственных устоев общества происходила в среде адептов элитарной религии дельцов заупокойного бизнеса, которая и потворствовала их аморальному (и преступному) образу жизни, обнадеживая возможностью прикупить перед смертью «Книгу мертвых».
Возникновение коррупции в светских судах Египта как раз и стало следствием появления концепции загробного суда в религии Древнего Египта с её аморальной и коррупционной начинкой.
Подобная аморальность дельцов заупокойного бизнеса не могла ни дискредитировать в целом религию Древнего Египта в глазах значительной части египетского общества.
Поэтому можно смело констатировать, что во времена Нового царства с религией Древнего Египта происходило нечто подобное тому, что произошло в XVI веке с Католицизмом в Европе, когда инициированная Римско-католической церковью
торговля индульгенциями, под благовидным предлогом:
«спасения душ христианского мира», подверглась критике
за свою аморальность, спровоцировав зарождение Протестантизма. И уже в его контексте вообще была упразднена традиция Римско-католической и Православной церквей
отпущения грехов прихожан священниками.В свою очередь, в процессе Реформации произошел отказ от религия Римско-католической церкви (от Католицизма) в ряде государств центральной и северной Европы!
Поэтому и нет ничего удивительного в том, что
аморальность дельцов заупокойного бизнеса, освоивших торговлю заупокойными текстами «Книги мертвых» с корыстной целью:
«спасения душ богатых (состоятельных) египтян, погрязших во грехе», была способна вызвать в египетском обществе «аналогичную» реакцию, что в конечном итоге и завершилось религиозной реформой Эхнатона, выразившейся, главным образом, в категорическом запрете религии дельцов заупокойного бизнеса (религии Осириса) с её верой в вечную загробную жизнь. Из-за тлетворного влияния этой религии на нравственные устои египетского общества.
Так что, именно,
аморальность религии дельцов заупокойного бизнеса, которая во времена Нового царства приобрела вполне очевидные проявления, обусловленные популяризацией в египетском обществе безнравственной по своей сути концепции загробного суда, и
объясняет как чувство отвращения Аменхотепа IV к жречеству религии Древнего Египта, так и
причину его отказа от этой религии. Во времена Нового царства, с распространением учения о загробном суде с его аморальной начинкой, египетское общество столкнулось с серьезной проблемой – утратой нравственных ориентиров, на страже которых стояла Маат,
а восстановление Маат всецело было прерогативой фараонов:
«Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен был охранять Маат – «правопорядок», «этические нормы» и «нравственные устои общества».
Если можно, продолжу во втором посте.
====================
Более подробное и детальное описание причины религиозной реформы Эхнатона и её цели приведено по ссылке -
http://mystery12home.ru/ref-akhenat«Реальная причина и цель реформы Эхнатона», автором которой я и являюсь.