Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Религия труда. Часть третья (Прочитано 150 раз)
гофман
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 22

Колумбийский университет
Религия труда. Часть третья
27.06.2020 :: 02:18:44
 
В Европе же, практически до середины 19-го века, считалось, что труд необходим лишь для создания комфортабельной жизни, и достигнув приемлемого благополучия, можно остановиться в накоплении богатств. Предприниматели первоначального периода капитализма не стремились заработать больше чем их деловые партнеры и конкуренты. Их доходы должны были быть достаточны чтобы вести “приличный образ жизни”. Сама идея, что жизнь должна быть посвящена делу, а не наоборот, казалась в то время очевидным безумием.
Америка, однако, разрушила этот стереотип, так как машинное производство начало занимать все большее место в экономике страны, без роста потребностей дальнейшее развитие производства было невозможно. К началу Гражданской войны уже была создана база производства товаров массового потребления, и богатства не могли расти без выхода на массового покупателя.
В развивающихся индустриях не хватало рабочих рук, так как иммиграция была незначительной, а спрос на индустриальные товары возрастал. Растущая индустрия Севера нуждалась в рабочих руках и источником наемной рабочей силы могли стать, как черные рабы, работавшие на плантациях, а их было около 4 миллионов, так и белая беднота Юга. До Гражданской войны подавляющая часть населения Юга были индивидуальными фермерами, и наемный труд, труд на другого, считался одной из форм рабства.
Гражданская война, внешне, была войной за отмену рабства, но, по своей сути, это была война за полную смену ориентиров, от свободы индивида, работающего на себя, до скрытой формы рабства, работы на другого, без права на равную долю в доходах. Индустриальный Север предлагал жителям сельскохозяйственного Юга не только освободить своих рабов, но вместе с ними идти работать на заводы и фабрики – машинное производство создавало большие богатства, чем сельское хозяйство.
Для того чтобы поставить население Юга к заводскoму станку пришлось применять военные средства. Юг отчаянно сопротивлялся, поэтому человеческие потери в период Гражданской войны были самыми большими за всю историю войн, которые вела Америка.
Во Второй Мировой погибло 420 тысяч американских солдат. Это была война в которой использовалось оружие массового уничтожения. В Гражданскую войну оружием солдата был мушкет, производивший один выстрел в минуту и самым страшным оружием была пушка, стрелявшая чугунными ядрами.
За 4 года Гражданской войны погибло 680 тысяч, больше чем во Вторую Мировую. Огромные человеческие жертвы Гражданской войны могут быть объяснены той же причиной, которой объясняют неимоверную жестокость войн эпохи Протестантской Реформации, унесших треть населения Европы, решался вопрос о фундаментальных основах жизни, о статусе труда в общественном сознании.
До Гражданской войны плантаторы Юга, пользовавшиеся рабским трудом, были самыми богатыми людьми страны. После ее окончания, бегство черных на Север и массовая иммиграция из Европы дешевых рабочих рук привели к созданию огромной машинной индустрии, которая приносила большие доходы чем сельскохозяйственный Юг. К началу 20 века США стали превращаться в одну из крупнейших индустриальных стран мира так как в машинном производстве была задействована основная масса населения, а благодаря свободе экономической деятельности богатства стали распределяться более широко.
Европеец большую часть доходов отдавал государству, в США, до Первой Мировой войны государство не облагало налогом трудовые доходы, после войны, до 1933 года, подоходный налог составлял в среднем 3%, американец работал только на себя. Каждый имел возможность, накопив определенную сумму трудом на другого и начав собственный бизнес, посвящая труду все свое время и все свои силы, получить такой уровень благосостояния, о котором не мог мечтать средний европейский работник или бизнесмен.
Максим Горький, сделавший больше чем кто-либо для пропаганды идеологии труда, побывав в Америке в 1911 году, тем не менее, увидел в американской форме отношения к труду определяющему все содержание жизни, силу, разрушающую сами основы и смысл человеческого существования, – «Америка ! Удивительно интересно здесь. Что они сумели создать эти дьяволы, как они работают, с какой энергией, с каким удовлетворением, и насколько они варварски невежественны. Я одновременно восхищаюсь и проклинаю, все это и восхитительно и тошнотворно. …Когда иммигранты прибывают сюда они быстро превращаются в тупых и жадных животных. Как только они видят богатство этой страны, они оттачивают свои зубы, и не останавливаются до тех пор пока не становятся миллионерами или падают замертво от голода… Везде – труд. Все охвачено его бурей. Все стонет, скрежещет и повинуется воле какой-то тайной силы, враждебной человеку и природе.»
Взгляд Горького это взгляд человека, выросшего на гуманистических идеалах 19-го века, но наступал новый век, век индустриализации и Гражданская война в России при всей сложности противостояния белых и красных, в целом, была войной за новый статус труда. Народ стал пониматься как ‘трудовой народ’, а ценность отдельного человека только в том что он создает. Советские плакаты 20-ых, 30-ых годов возвещали, – «Владыкой мира станет труд».
Революция Кромвеля положила основание для нового мировоззрения, религии труда. К началу XX века Европа прошла долгий путь от революционных методов к методам бескровным, эволюционным, и постепенно изменила весь образ жизни, идеологические постулаты протестантской религии труда превратились в органическую часть массового сознания. Большевики объявили протестантские коммунистические секты Европы эпохи Реформации своими прямыми историческими предшественниками и использовали те же методы, насилие и террор, красный террор. Поэтому русская революция, в процессе вхождения в цивилизованный мир, который понимался прежде всего как мир индустриальный, оставила после себя такое огромное количество жертв. Хотя Гражданская война закончилась в 1922 году, но продолжалась в других формах в течении почти двух десятилетий.
Также как и в Европе, в США религия стала одним из главных инструментов воспитания высшего этического идеала, героический, самоотверженный труд. Благодаря религии, общественное сознание приняло труд, как высшую ценность жизни, без применения насилия. Убеждала и сама практика жизни, в которой иммигрант из Ирландии, прибывший в Америку без гроша в кармане, Эндрю Карнеги, стал королем стали, конторский клерк Джон Рокфеллер, нефтяным королем, а механик по починке велосипедов, Генри Форд, превратился в короля американской автомобильной промышлeнности.
Их идеи были более весомы, чем библейские догмы, так как они подтверждались самим существованием огромных индустриальных империй, которые они создали.
Форд, больше чем другие лидеры американской индустрии, сделал для пропаганды самоотверженного труда, поэзии созидания, он говорил о труде и производстве в терминах протестантизма, и в стране, по преимуществу протестантской, его логика была неотразима, – «Если ты рабочий, клерк, инженер, врач, юрист или полицейский, ежедневно выполняющий изо дня в день одну и ту же монотонную работу, мало чем отличающуюся от работы на конвейере. Твоя работа – это божественное провидение, это не только твой общественный долг, это твое предназначение на этой земле».
Протестантизм Форда был данью традициям прошлого, его практицизм был фундаментом будущего. Наука не только должна создавать новую технологию, новые машины. Наука должна помочь организации всего процесса труда. Форд был одним из первых кто увидел в науке мощный инструмент изменений, не только изменений индустриальных, но и изменений самого общества.
В чем цель научной организации труда? Сведение всего многообразия человеческих отношений на предприятии к единым для всех нормам. Научная организация труда это формализация, бюрократизация трудовых отношений благодаря которой можно добиться тотального контроля над производством и работником. В труде ремесленника существовал немалый элемент непредсказуемости, его эффективность определялась индивидуальностью работника а деловые отношения, складывающиеся на основе человеческих пристрастий, чувств, эмоций, были неопределенны и неконтролируемы.
Следствием индивидуализированного подхода была низкая производительность труда. Поиск каждым работником оптимальных форм индивидуально приводил к большим тратам средств и времени, так как каждое решение было уникальным, характерным только для данного работника, и поэтому неэффективным. Ремесленное хозяйство базировалось на многообразных персональных контактах, которые требовали постоянной импровизации в принятии разнообразных решений. Научный же подход сводит многообразие к единству, выявляя в бесконечном разнообразии то, что в нем есть общее.
Наука, использованная в организации трудовых отношений, применила единый, не изменяющийся, общий для всех параметр, количественную оценку задач, операций и результатов труда. Существует широко распространенное мнение, что бюрократия направлена против интересов людей. Долой бюрократию, лозунг бунта против порядка, который не учитывает индивидуальные особенности людей. Но в массовом производстве индивидуальный подход стал невозможен, он противоречит основному принципу массового производства, унификации всех форм отношений.
Результатом бюрократизации стал неизмеримо большая производительность труда, нежели в персонализированном процессе, что привело к невиданному в истории роста благосостояния индустриальных стран. С другой стороны, работник должен отказаться от своей индивидуальности, стать не размышляющим винтиком машины, и выполнять работу так же точно и вовремя как и машина. Система превращения человека в винтик была разработана Фредериком Винслоу Тэйлором, основоположником идеи научного управления.
Стахановское движение в Советской России, которое также использовало методики Тэйлора, имело ту же цель, повышение производительности труда, хотя внешние формы его были другими. Американский менеджмент, также, как и советские командиры производства, были вынуждены отказаться от системы Тэйлора, в ней была слишком наглядна ее цель, «выжимание пота», интенсификация эксплуатации работника. Впоследствии система Тэйлора была модернизирована, прямое давление на работника сменилось гораздо более мягкой и менее заметной системой психологического контроля, которая была названа “заботой о людях”.
В 90-ые годы фирма Western Electric заказало исследование эмоциональных, индивидуальных факторов, влияющих на производительность, известному социологу Элтону Майо, которым были разработаны рекомендации позволяющие создать эмоциональный комфорт для работников. Майо, подводя итог своей работе, писал в массовой прессе, – «Мнение, что условия труда улучшились, ошибочно, изменились лишь внешние формы. Контроль стал менее заметным, поэтому более эффективен.».
В результате использования достижений психологической науки в производстве США достигли самого высокого уровня производительности труда, которая сегодня выше на 15%, чем в остальных индустриальных странах. Интенсивность труда увеличилась на 40%. Хотя самой трудолюбивой нацией считаются немцы, но они работают всего 1500 часов в году а американцы 2000. Количество отпускных дней в году у американцев 10, у европейцев от 30 до 40. Сокращается и количество праздников. Да и сами праздники стали настолько скучны из-за формализации человеческих связей вне работы, что многие предпочитают работать в праздники, чтобы чем-то занять себя, иначе им предстоит провести много часов перед телевизором, переходя с одного канала на другой.
Во времена Токвиля страх перед богом заставлял американца-пуританина находиться в непрерывном процессе служения богу, Работе. Сегодня американец также служит своему Делу, правда, он не апеллирует к закону божью, он говорит себе, «I should keep myself busy», я должен быть все время занят, как будто также, как и его далекие предки-пуритане, боится наказания небес.
Чем богаче становится общество в целом, тем больше энергии и времени необходимо чтобы приобрести аксессуары своего социального статуса и социального престижа, дом, машина, счет в банке.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать