dushin
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 29
МГУ
|
Посмотрел 24 декабря фильм Ржев в Ростокино, в Королеве его не показывают. В зале было 2 человека. Сначала не собирался ничего писать, а потом посмотрел телекритику этого фильма со стороны историка Алексея Исаева, который не оставил камня на камне на "Ржеве". И хотя во многом я согласен с его замечаниями, крайне недоброжелательное отношение к этой киноверсии военных событий историка и ведущего той телепрограммы вызывает желание возразить этим двум "подлинным участникам ржевской битвы".
Во-первых, замечу, что это художественное произведение, которое не обязано отражать во всех деталях прошлое. А что оно обязано отражать? Самый существенный момент. Исаев говорит, что в Ржевских сражениях погибло 400 тыс. человек, вроде это не так много, не тот 1 миллион указанный в концовке фильма. Учитывая, что в прессе оценки потерь уходят за 1,5 млн, создатели фильма проявили даже скромность. Здесь мы имеем общественный феномен, который людскими устами стремится преувеличивать размер трагедий. Цифры огромных потерь (400 тысяч погибших) в 1942-1943гг. на этом участке 2 фронтов молва начинает раздувать. Но первооснова для слуха, "которым земля полнится", всё равно остается. Не было бы огромных потерь на ряде участков в районе Ржева, не было бы этой всей легенды о ржевской мясорубке. А ведь свидетельства о мясорубке, пускай не во всех боевых моментах, очевидцы и участники войны дают в достаточном объеме. Поэтому на месте создателей фильма я бы к их оценке потерь добавил бы в титрах добросовестную научную оценку Алексея Исаева, который стремится снизить накал страстей.
Мы начали разговор с послесловия фильма "Ржев", теперь поговорим о его начале. А фильм начинается с дерзкой, внезапной атаки укрепленного села. На самом деле, фильм и кончается атакой, в итоге которой почти все его настоящие герои, как можно догадаться, погибнут. Вообще, смею утверждать, что "Ржев" - это фильм атака. По этому поводу мне кажутся как раз ценными замечания Исаева о том, что в реальности атака на деревню Овсянниково весной 1942 года проходила при поддержке танков. Это замечание дает мне ответ, почему в фильме атака осуществляется в таком плотном строю и не соблюдается дистанция между солдатами, соблюдение которой призвано сократить потери. Были бы в фильме танки, не было бы необходимости бежать в такой плотной массе на немецкие позиции под огнем пулемета.
Немаловажно заметить, что рота начинает атаку в полном составе. По штату это примерно 179 человек. После первой атаки в строю остается 80 и не менее 13 раненых. Это подлинная правда войны. Отсюда шутка одного бойца - Наркомздрав победил Наркомзем, - больше половины солдат всё-таки осталась в живых. Роте в самом начале надо было успеть добежать до позиций врага, иначе бы её просто смели огнем. Поэтому атака носила стремительный характер и осуществлялась в таком кучном построении. Это в какой-то степени и психическая атака, которая применялась на фронтах отечественной и именно в районе Ржева. Сцены отлетающих конечностей и крови, взрывов, демонстрируемых зрителю, занимают время кинопоказа. На деле всё было очень быстро, иначе бы пришлось залечь и отойти. Поэтому политрук роты и занят тем,что тащит засомневавшихся солдат вперёд.
Интересно, что танк Т-34 в кадре появляется. Но он уже подбит. Спрятавшись за этот танк бойцы, сумели бросить гранату по немецкому пулеметному гнезду, чем обеспечили успех наступлению. Исаев презрительно говорит, что этот танк по своей модели прилетел из будущего 1944года. На самом деле, он остался на поле от прошлых боев и мне, как зрителю, наплевать, что удалось достать киношникам для своей постановки, поскольку это всё равно танк Т-34. В кино я даже не успел эту машину разглядеть, поскольку следил во все глаза за бойцами, что они делают в критической ситуации.
Также Исаев презрительно высказывается о том, что в оперативно-тактическом плане такие операции - атака всего одной роты на село - на Калининском фронте не могли проводиться. Дескать, атаки такими малыми силами могли проводиться где-нибудь на Северо-Западном фронте. Хочу расстроить именитого историка, - сплошь и рядом села освобождались силами одной роты на всех фронтах. Недавно ветеран войны П.А. Лазуткин мне рассказывал об атаке силами одной роты 362-ой дивизии - разведке боем - в период операции "Марс" на Калининском фронте в ноябре-декабре 1942 года. При этом вся дивизия не двигалась. Понятно, что освобождение деревни Овсянниково - это больше чем просто разведка боем. И что из этого? Вокруг леса, также как и на Северо-Западном фронте, где-то сплошной линии фронта и нет.
Следующая претензия Исаева. После боя бойцы отдыхают, разговаривают, кто-то ищет продовольствие по домам. Почему командир роты не отдает приказ укреплять новые позиции? Добавляю смущающий вопрос вслед за Исаевым. Почему это голодные бойцы, вооружившись маленькими саперными лопатками, не роют сразу после боя промерзшую землю? - Ответ то здесь напрашивается сам, немцы покинули свои прекрасные укрепления, при этом они носили круговой характер, то есть по какой-то причине траншеи были нарыты вокруг всего села. Могло такое быть? - Наверно и могло.
Кстати, наши из разрушенного храма трупы то фашистов убирают, чтобы не мешали обороне. А что делают все бойцы в целях предстоящего оборонительного боя, могут и не показывать в кино, отдавая время ключевым разговорным сценам.
Следующий большой эпизод с нахождением тел жителей деревни (200 человек) в подвале храма. Исаев удивляется, говорит о натянутости этого сюжета и обвиняет создателей фильма в том, что они показывают сцену кучи мертвых тел взрослых и детей для "отмазки". Между прочим, перед расправами с мирными жителями фашисты собирали их в одном месте. Иногда они их сжигали в одном доме, иногда расстреливали в овраге. Почему Исаева удивляет выбор фашистами подвала? Там неудобно стрелять? Кстати, царскую семью большевики расстреляли тоже в подвале Ипатьевского дома.
В этом моменте мы подходим к идеологическим разногласиям. Часть нападок на фильм "Ржев" идет со стороны так называемых сталинистов, которые противостоят абсурду, который показал писатель Кондратьев в своей повести "Искупить кровью", и которая далее стала литературной основой для фильма "Ржев".
Но парадокс то состоит в том, что пафос фильма абсолютно патриотичен. Сюжетная линия с поиском немецких листовок ретивым особистом только помогает укрепиться в мысли, что с фашизмом у нас ведется смертный бой за Родину, а уж будет ли там на втором месте за Сталина, - не так уж важно. Практически все герои фильма в итоге сражаются за Родину, даже те, кто в других российских и советских фильмах стали бы предателями, хотя бы по требованию написания сценариев. Это внезапное решение режиссера вызывает позитивную эмоцию. Помните фильм "Остров" Павла Лунгина? В нем Анатолий стреляет в своего друга Тихона, чтобы заслужить пощаду фашистов. А в фильме "Ржев" солдат (украинец) Николка в подобной ситуации пленения стреляет в себя, а не в особиста. Такой моральный выбор - нереалистичен? Не знаю.
Многие советские фильмы о войне - "Летят журавли", "Баллада о солдате", даже "В бой идут одни старики" имеют уж не очень много батальных сцен. Фильм "Ржев" заходит к теме войне с другой стороны. Он отталкивается не от нравственных проблем, а от ситуации человека в бою. От реконструкции событий режиссер пробует тянуть нравственные линии. Где-то они носят надуманный характер, где-то хотят вместить в сюжет больше, чем может содержать один реальный день и одна рота. Из-за вечера откровений, сущего ток -шоу в разрушенном храме - чем не символ? - командир роты чуть не прозевал ночную атаку фашистов. Но разве потеря бдительности вследствии усталости и других факторов не реальная угроза в боевой обстановке? Сколько наших частей погибло из-за внезапных атак противника!
Едкие насмешки вызвало у Исаева и ведущего решение командира роты вывести людей из Овсянниково под ночным покровом перед минометным обстрелом немцев. Минометы -это вроде ерунда. Такое впечатление, что у этих критиков напрочь отсутствует пространственное воображение. 200 расстрелянных жителей в подвале храма говорит о том, что в деревне домов 40-60. А в роте к тому моменту осталось 32 человека, а после минометного обстрела будет ещё меньше. Исаев говорит, что наши солдаты до зубов вооружены. А как они будут держать всю линию фронта с такой малой численностью, он подумал? Вполне здравое решение отвести роту на доукомплектование, а не погибать без толку. Насмешки в студии говорят только о том, что уважаемый критик никогда не воевал.
Мне кажется, что историк Исаев пытается судить людей, которые не находятся с ним на одной полке архивов, а скорее являются полевыми практиками-реконструкторами в художественном смысле. Самоуверенный огнеметчик врага подставляет себя под пули советского бойца? - Ну уж это не такой большой грех в кино.
|