IgorZ
Продвигающийся

Вне Форума
Сообщений: 21
Челябинский политехнический инст
|
Василий Верещагин «ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ» или Урус Падишах в Средней Азии. С 11(23).7.1867 Константин Петрович Кауфман – туркестанский генерал губернатор и командующий войсками Туркестанского ВО просил В.В. Верещагина проехать по присоединенным территориям Средней Азии с инспекцией и выяснить как относится местное население к русским. Во время своего путешествия Василий Васильевич встречался с интересными,на мой взгляд, людьми и прослыл доктором. Особенно интересная встреча произошла близ развалин древнего города, который современные историки называют городище Канка, а информаторы нашего художника называли Ханка. В этом рассказе,приведенном ниже, вдруг блеснул лучик симпатии и доверия к русским, и вместе с тем приоткрылась страничка древней истории русов, этих древних индоевропейцев Центральной Азии. В заметке "Города русов в Центральной Азии" я показал, что носителями родового имени русов были Тохары, ну или один из кланов этого объединения народов , известного нам под именем юэчжи-тохары. Попробуем внимательно прислушаться к легенде записанной В.В. Верещагиным. Тем более, что об этом городище имеются современные исторические сведения. «....Путь наш лежал пашнями и лугами; не было ни дороги, ни тропинки. На горизонте было видно много курганов; Б. стал называть мне их всех по именам: "Вот это Ак-Тубе (ак - белый, тубе - гора, сопка), вот тот Кок-Тубе (кок - синий, зеленый), а этот, самый высокий, Ханка..." Ханка, о котором я еще прежде слышал, рисовался вдали громадным силуэтом, и я, не долго думая, направился к нему... Около высокого кургана Ханки, который мы видели издалека, рассыпано множество меньших насыпей, заросших травою, но без остатков каких-либо построек; только на одном виднеется одинокая могила какого-то аулие (святой), небольшая ограда недавней постройки и над нею шест с лоскутком материи. Можно полагать, что тут был город большой; высокий курган составляет северо-восточный угол насыпи, служившей, вероятно, местом расположения крепости; совершенно ровные, круто и глубоко опускающиеся края этой почти квадратной насыпи были, надобно думать, валы, на которых стояли стены. В другом месте мне казалось возможным распознать следы глубокого пруда. По курганам валялось много обломков крупной и мелкой глиняной посуды, отчасти, может быть, после недавно бывших здесь киргизских зимовок; показались также мелкие обломки костей, но не видно было никаких следов древних построек. Бий (бий - почетное лицо) деревни Бука, у которого мы остановились за отсутствием старшины, сообщил кое-что о Ханке: "От наших стариков слыхали мы, что тут жил когда-то падишах (государь) здешних земель по имени Ка-га-ха (вероятно, отсюда сокращенное Ханка), но когда именно он жил - неизвестно, может быть, две тысячи лет назад".- "А какой государь это был: мусульман падишах или кяфир падишах (т. е. мусульманский государь или государь неверных)?" - "Кяфир падишах урус (т. е. падишах неверных, русский)" (!). Я объяснил, что русские никогда прежде не владели этими местами и теперь пришли сюда в первый раз и что поэтому или предание неверно, или истолковано не так - он повторял настойчиво, что предание именно таково; в подтверждение вероятности этого сказал, что сами русские, когда они несколько лет назад занимали Той-Тюбе и окрестные места, объявляли будто бы, что "пришли снова занять свои давнишние владения". Откуда они взяли, что русские говорили подобную нелепость и когда-то в далеком прошлом владели здесь - знает Аллах. Старик аксакал, когда приехал, подтвердил слова бия: рассказал, что здесь жил кяфир падишах и именно урус. Когда я опять возразил, что русского владетеля здесь не могло быть, он отвечал, что, может быть, это неправда, но что предание именно таково. "Лет пятьдесят назад,- говорил он (старику теперь под семьдесят),- я пас на тех местах скотину и случаем от многих доводилось слышать это. Город был большой, с семью рядами стен (?). Лет тридцать назад там были еще кое-какие развалины глиняных стен, не из хорошего кирпича, а просто из комьев - должно быть, остатки могил и зимовок; следов же построек из хорошего-то кирпича никто не помнит. На моей памяти тут бывали скачки и разные игры. На высоком кургане помещались почетные лица - оттуда они могли удобно следить за ходом игр и отличать победителей". Старик говорил еще, что за Ара-Тюбе, в горах, есть место, которое также называется Ка-га-ха, и там, по преданию, были большие постройки и там будто бы владели когда-то урусы(!). » Вернемся к сведениям бия и аксакала , это информаторы В.В. Верещагина, которые утверждали, что развалины древнего города в 70ти км. к юго-западу от Ташкента в древности были городом Урус-Падишаха, Русского падишаха. Они также заявляли, что народ считает будто бы русские пришли вернуть себе древние земли. Город они называли Ханка или Ганка. Современные исследователи называют его городищем Канка. Посмотрим , что здесь русского. Во времена Античности город заняли представители Джетыасарской культуры из островных районов в дельте Сырдарьи , который мы обсуждаем на предмет принадлежности к Острову Русов, арабских компиляторов. Подобные совпадения говорят за то, что арабы знали о таком симбиозе аланов и русов, ну собственно как мы сейчас и русские,и славяне одновременно.Как нам известно усуни- аланоасы задержали в своих владених часть тохаров-юэчжи , уходящих от удара хунну. Это второй век до нашей эры. С этого времени началось переселение сарматов и аланов в пределы Восточной Европы и далее. Страна аланов- Янцай простиралась от восточного приаралья до Северного Кавказа. Начался процесс взаимодействия со славянами. Культурный обмен, который, на мой взгляд , наиболее ценная и перспективная вещь в смысле исследовательской работы. Вот казалось бы легенда бия и аксакала, как бы выдумка на вид, но она приобрела реальноисторический вид, при помощи современного исследования. К тому же нам не известен источник, где взяли бий и аксакал эти сведения, все может носить более серьезный характер если эти товарищи выполняли поручение более просвещенного человека, в этом случае сведения могут быть книжными. Были силы, как бы русская партия- здесь в Ср. Азии, которые приход русских рассматривали как освобождение народа от власти тиранов и начало приобщения страны к современной цивилизации.. Приведу выдержку из статьи Ю. Бурякова-Советский, узбекский археолог и историк-востоковед. Академик Академии наук Республики Узбекистан, профессор. «…Археологическими исследованиями в юго-западной части Ташкентского оазиса открыты руины древнейшего памятника городского типа — городище Канка. Ядром его является крепость площадью 6,5 га, возведенная на культурных слоях жилищ-землянок бургулюкской культуры, сходных по планировке с жилищами Кавардана. Крепость правильной подквадратной формы с мощной цитаделью, поднятой на искусственной платформе. Оборонительная система города с двойными крепостными стенами, округлыми башнями, внутристенными галереями выдвинута за пределы стен невысокой бермой и глубоким рвом, сужающимся лишь в центре юго-западного фаса. Стены из квадратного кирпича античного стандарта. Найдены фрагменты сосудов эллинизированного облика, характерных для Согда IV—III вв. до н.э. В древности Ташкентский оазис не входил в состав ни ахеменидского Ирана, ни государства Александра Македонского — этих крупных восточных держав с урбанизирован ной структурой. Однако из источников известно, что на грани IV-III вв. до н. э. полководец Селевкидов Демодам в войне с саками впервые перешел Яксарт и «воздвиг там алтари Аполлону». И на античных картах появился город «Антиохия Заяксартская», которая может быть локализована только на городище Канка [Буряков, 1982. С. 103-106]. В конце Ш-П вв. до н. э. отмечается новый этап аридизации климата и сокращение водного баланса крупных рек. Этот экологический стресс привел к обострению борьбы за пастбища и вторжению в оазисы кочевых и земледельческих племен из низовьев Яксарта. (возможно Верхушка стремилась овладеть ключевым пунктом торгового пути. ) В Ташкентском оазисе оседает этнический пласт переселенцев со сложившимися градостроительными традициями и своеобразной материальной культурой... По нашему мнению, ведущим компонентом оседавшего здесь населения из низовий Яксарта(Сырдарьи) были сако-усуньские племена —строители довольно мощных крепостей, владевшие приемами градостроительства — носители джетыасарской культуры(Остров Русов?), материальная культура которых более близка к новой формирующейся культуре оазиса. Античная крепость на Канке просуществовала недолго. Именно в III в. до н. э. ранняя античная крепость превращается в цитадель громадного города (площадь около 160 га) уже иного стандарта, окруженного сложной системой стен и башен, возведенных из пахсы и кирпича. В культурных слоях — артефакты, представленные плоскодонной, в основном лепной, керамикой, характерные не для эллинистической, а для новой культуры, которая получила название каунчинской по месту находки первого комплекса на городище Каунчи. Город на Канке по площади мало уступал античным столицам Согда и Нахшаба и, вероятно, был столицей владения, описанного в китайских источниках под именем Юени и носившего название Юеничен. В отличие от Нахшаба, где отмечается распределение функций царского города в Калаи-Захаки-Марон и ремесленного на Еркургане, здесь мы видим совмещение их в пределах единого центра. Уже вдоль оборонительных стен шахристана прослежены мастерские керамистов и металлистов, которые традиционно функционировали на том же месте и в последующие века. А в шахристане III вырастают целые кварталы металлургов, выплавлявших железо и сталь. С этого времени на северных границах оазиса, так же как и в Нахшабе, складывается система укрепленных поселений и крепостей (Каунчитепа, Кугаиттепа, Мингурик, Таукаттепаи некоторые другие). В их формировании, как мы считаем, основную роль играет джетыасарский строительный компонент (из островов низовьев Сырдарьи) (крупный прямоугольный стандарт кирпича, материальная культура) Китайские хроники эпохи Хань (III до н. э. — III в. н. э.) сообщают о государстве Кангюй, ядром которого являлась долина Яксарта. Владение Юни (Юени) входило в его состав в числе других пяти. Китайские источники сообщали также, что «кангюйский владетель зимнее пребывание имеет в Лоюени» [Бичурин, 1950- С. 84]. Это позволяет утверждать,что локализованная на месте Канки столица Юени, вероятно, была главным зимним городом всего Кангюя, чем объясняется такой стремительный рост ее территории. Наряду с военной большое значение начинает приобретать и торгово-экономическая функция. На Великом Шелковом пути складывается северная трасса вдоль Сырдарьи через Кангюй,Янцы(приуралье) и Яньцай(Восточное Приаралье), т. е. вплоть до Южного Урала. Это способствовало включению Юени в мировые торговые связи. Владение в рамках Кангюя усиливается и его столица вновь укрепляется. Внутри оазиса формируются города, связанные с горнорудным производством извлечения благородных и цветных металлов, железа, и пункты на торговом пути. »(Цивилизации и культуры Центральной Азии в единстве и многообразии.Ю.Буряков стр. 18) Все эти современные тюркские названия, типа Джетыасар, не должны сбивать с толку, ведь в первом тысячелетии до н.э. в Центральной Азии преобладали племена иранского корня и примкнувшие к ним индоевропейцы. Позднее , ближе к середине I тыс. н.э. начинается тюркизация этих территорий. Тохары-русы начали свой путь на Запад от границ Китая , провинция Ганьсу. Потому термин Древняя Русь - Киевская Русь должны звучать: Средневековая Русь. Античная-Древняя Русь обитала в городах Средней Азии. Конечно мы не можем напрямую отождествить известных нам славянских русов Киевской Руси и этих античных аланорусов. Но изучать корни нужно здесь в Средней Азии.
|