Богатырев Артур писал(а) 18.04.2018 :: 14:35:25:Иван Александрович писал(а) 18.04.2018 :: 05:56:25:Я Вам даю информацию ,освещающую с разных сторон проблему происхождения ПЕРВОЙ СТОЛИЦЫ РУСИ.
Очередной наркоман от истории. Я встречал таких же наркоманов, которые находили "первые столицы Руси", "столицы Гиберпореи" и прочие места - совершенно "случайно" в местах своего проживания. Например, есть один дед-псих, он уверяет что по настоящему монгольский Каракорум был расположен на Дону возле его родного Волгодонска (вот совпадение!) и на самом деле монголов не было, а были казаки-русские, и центр всемирной их империи... правильно, хвалю - в Волгодонске!
Удивительный народ. пишущий на этом сайте - совсем не ЖЕЛАЕТ ЗАМЕЧАТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ.
Но ещё удивительней, что эту тему переместили в АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ИСТОРИЮ.
Конечно же, крайне неприятно , когда твою тему пинают без оснований, ибо я везде , где можно ДАВАЛ ССЫЛКУ НА ТЕМУ ИМЕННО В РАЗДЕЛЕ "БОЛТОВНЯ" . Пусть это будет на совести модератора, видимо, придётся эти же самые материалы размещать в других местах , слава богу, исторических форумов сегодня хоть отбавляй.
А теперь лишь позволю себе сделать отвлечения от темы и представить РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ СЕГОДНЯ :
Цитата :
Страсти- мордасти по поиску отечественной наукой острова авторов – устроителей русской государственности. Давайте возьмём самый актуальный вопрос России, в отношении которого действительно требуется «прорывное решение» - вопрос о непосредственных создателях государства, законным правопреемником которого сегодня является Российская Федерация. В этой связи уместно привести некоторые материалы «альтернативного учёного» Чубрика Н.А.
Итак, говоря о проблеме возникновения русской государственности, одним из самых важных вопросов, непосредственно связанным с решением данной проблемы, является проблема локализации конкретного местонахождения тех самым русов, благодаря деятельному участию которых и состоялось государство, в котором мы все живём (ведь, как известно, Русь создавалась неким пришлым элементом). По этому поводу, напомню, существует множество источников, в том числе, довольно значительное число арабских текстов, где говорится о том, что упоминаемые нами русы живут на некоем острове. К сожалению, эти тексты не удаётся расшифровать уже нескольким поколениям отечественных историков. Профессиональная грызня между отечественными историками по поводу локализации острова русов идёт нешуточная, страсти по нему, можно сказать, напоминают гамлетовские. А чтобы ощутить сам накал этих страстей, лучше всего процитировать некие обобщающие выводы по данной проблематике на основе имеющихся в публичном обиходе работ ведущих специалистов этого дела: это и есть , так сказать, последнее слово академической российской науки в данном вопросе.
Вот точка зрения главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, заведующей центром «Восточная Европа в античном и средневековом мире» Е. А. Мельниковой: напомню, что у неё речь идёт о том самом злополучном болотистом острове, где по арабским сведениям и находилась изначальная Русь, причём остров этот уж кто только ни искал, и где его только ни указывали. Таким образом, общий печальный итог всех этих неимоверных усилий Елена Александровна подводит таким вот образом (цитата):
«Споры о местонахождении «острова русов» начались ещё в прошлом веке и породили огромную историографию, на которую к тому же определённое влияние оказала полемика между норманистами и их оппонентами.
Специалисты-востоковеды (Х. Д. Френ, Ф. Шармуа, В. Р. Розен, Ф. Вестберг, В. В. Бартольд, А. П. Новосельцев и другие) помещали его на севере Европы — в Скандинавии, в районе Новгорода, на Верхней Волге. К такому выводу их подталкивал не только анализ самих сообщений об «острове русов», но и вся совокупность ранних данных о русах в мусульманской литературе, указывающая на их северное происхождение.
Иной точки зрения придерживались исследователи-невостоковеды (А. Д. Чертков, Е. Е. Голубинский, Г. В. Вернадский, Б. А. Рыбаков и др.), предлагавшие искать «остров русов» не на севере, а на юге Восточной Европы — в Киеве, в Тмутаракани, в Крыму, в дельте Дуная. Сторонники южной локализации, как правило, рассматривали данные об «острове русов» вне широкого контекста упоминаний о русах в арабо-персидских источниках IX-X вв., но при этом апеллировали к известиям авторов XIII-XIV вв. (Ибн Са’ид, ад-Димашки), говорящих о русах в Приазовье (историографию см.: Golden. 1982. P. 91-94).
Попытки отождествить «остров русов» с каким-либо конкретным географическим объектом на территории Восточной Европы пока не привели к успеху. Да и сама многочисленность версий его локализации свидетельствует об уязвимости подобной методики, когда тому или иному хорониму или топониму ранних арабо-персидских источников ищут однозначное соответствие на карте Восточной Европы. Скорее, рассказ об «острове русов» является результатом литературной обработки всех известных данных о русах, аккумулированных мусульманскими авторами из разных источников на протяжении IX в. На наличие в это время целого ряда источников информации о русах указывает то, что рассказ дошёл до нас в виде нескольких версий, отличающихся у разных авторов отдельными деталями. Поэтому данный рассказ следует рассматривать не как сообщение о некоем конкретном острове (или полуострове — арабское слово джазира допускает и такой перевод), принадлежавшем русам, а как свод разнообразных известий о русах, не совпадающий с каким-то одним географическим объектом, хотя и включающий в себя сведения географического характера».
Мельникова Е. А., источник 1, источник 2
Здесь следует пояснить, что во времена СССР огромным авторитетом пользовались работы академика Б. А. Рыбакова, который не разделял норманнские идеи и истоки руси видел в среднем Поднепровье, а болотистый остров в дельте реки Дунай. С распадом СССР у историков произошли серьёзные перестановки сил и сегодняшние авторитеты исходят из того, что русь это племя скандинавское, а значит и тот остров должен быть не иначе как в северных болотах. Страсти вокруг острова вытекают из самих споров о роли скандинавов, а споры эти не шуточны. Как пример, в октябре 2010 года была запланирована конференция по случаю 1150-летия прихода русского флота под Константинополь, а это ещё за два года до призвания Рюрика — событие как-никак. Инициатива мероприятия породила скандал. Целый ряд специалистов демонстративно отказался от участия, поскольку организаторами оказались оппоненты, а в самом названии темы не была подчёркнута ведущая роль скандинавов. Однако вскоре «власть переменилась» [3, 4] и победители с удовольствием рассказывают об этом перевороте в этаком летописном стиле:
«В год 6370. Изгнали норманистов из ИРИ РАН, и не дали им ставок и публикаций, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал отдел на отдел, и была у них усобица, и стали враждовать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе директора, который бы владел нами и судил по праву». [...] И стал старший из братьев, Петров, директором ИРИ, а братьев своих назначил заместителями по научной и хозяйственной части.
В год 6393. Послал Петров к питерцам, спрашивая: «Кому даёте дань?» Они же ответили: «Фроянову». И сказал им Петров: «Не давайте Фроянову, но платите мне».
Источник
Понятное дело, после смены руководства не приглашают на конференции уже тех, кто раньше сам был в оргкомитетах. Вся эта атмосфера взаимных упрёков, интриг и скандалов очень напоминает то, что происходило некогда во время разгрома ВАСХНИЛ. Представляется в этой связи, что результат для академической исторической науки также будет сходным, если, при этом, не так чересчур смешным.
Заключение Мельниковой это как раз мнение новой команды: «востоковеды видят на севере, а неспециалисты вне широкого контекста». А вот очень похожая формула о Руси у востоковеда А. П. Новосельцева, члена-корреспондента РАН, на тот момент директора Института российской истории:
«А потому такие историки, как Карамзин, Соловьёв, Ключевский, Любавский и др., вполне логично и в соответствии с показаниями источников признавали, что Рюриковичи — ославянившиеся в третьем поколении скандинавы, а термин «Русь», по их мнению, пришёл с севера от восточноевропейских финно-угров, так именовавших сначала шведов. И это писали корифеи отечественной науки, которым возражали либо посредственности, типа Иловайского, либо представители школы Грушевского, который обнаруживал украинцев как особый этнос уже в IV веке».
Новосельцев А. П., источник
Оказывается: «у корифеев Русь скандинавская, а возражают лишь посредственности». Академика Рыбакова Новосельцев тоже сильно ругал за днепровские корни руси вне Скандинавии. А ещё за трактовки арабских текстов, и за тот южный остров «вне контекста». На карте арабского географа Идриси как раз указано некое озеро Терми (Тирма) с похожим островом. Озеро находится чуть западнее реки Днабр, с трёх сторон окружено надписями Русия. Южнее него указан город Киау, а юго-западнее город Галисиа на реке Днаст. Островом русов академик его не считал, но вполне логично отождествил с припятским Полесьем. Действительно, в центре Руси, западнее Днепра, на юг от него Киев, юго-западнее река Днестр и Галиция. Но это решительно не понравилось востоковеду Новосельцеву, который убеждён, что арабы западнее Волги вообще не бывали. А поэтому любые параллели между арабскими текстами и поднепровьем даже рассматривать нет смысла. И оценки у него жёсткие:
«Рыбаков же предлагает свою, совершенно не соответствующую арабским источникам топографию Славии и Арсы. Отыскав Русскую землю VI—IX вв. в Поднепровье, он туда же помещает Славию и Арсу. Если бы он изучил соответствующие материалы в их совокупности, то легко бы увидел, что даже Днепр арабским авторам, писавшим в IX—X вв., не был известен... [...] Такая «география» идеально «подкрепляет» его тезис о «Поднепровской Руси», но полностью расходится с арабскими источниками. [...]
Впрочем, удивляться здесь нечему. Ведь когда Рыбаков, вопреки Геродоту (но со ссылкой на авторитет «отца истории»), объявляет сколотов славянами, перетолковывает данные арабских географов на нужный ему (хотя и полностью противоречащий их содержанию) лад...»
Новосельцев А. П., источник
Эстафету борьбы с днепровской Русью в арабских текстах подхватила ученица Новосельцева И. Г. Коновалова, на сегодняшний день доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заместитель директора ИВИ РАН:
«В «Нузхат ал-муштак» названо несколько озёр Восточной Европы, самым крупным из которых является озеро Тирма. Все попытки отождествить его с каким-либо гидрографическим объектом в пределах Восточно-Европейской равнины (Ладожское озеро, по К. Миллеру, или Припятские болота, согласно версии Б. А. Рыбакова) кажутся нам малоубедительными, так как их авторы совершенно не принимают во внимание влияние книжных данных на сообщение ал-Идриси об озере Тирма. [...]
Итак, упоминанию озера Тирма в одном контексте с Русью, Куманией и истоками Днепра мы предлагаем дать следующую интерпретацию: на основании сведений, полученных от купцов и путешественников, у ал-Идриси сложилось представление о том, что из Кумании по Днепру можно было подняться к находившемуся неподалёку от верховьев реки большому озеру, которое лежало по соседству с северными русскими землями. [...] ...подчеркнём, ни о каком отождествлении озера Тирма с каким-либо конкретным озером Восточно-Европейской равнины не может быть и речи».
Коновалова И. Г., источник
Ирина Геннадьевна как раз отстаивает мысль, что арабские тексты следует воспринимать как наложение друг на друга следов совершенно разных книжных данных. Это наложение и породило воображаемые географические объекты:
«История исследования рассказа об «острове русов» показывает, что попытки прямого переноса на карту сведений исламских авторов об этом объекте не дают убедительных результатов.