Иван Александрович
+
Вне Форума
Сообщений: 223
Урал
Пол:
ХЮри (Харьковский Юридический)
|
Витичев. (Винитичев, Уветичи, Витичов). Надо сразу это отметить , что в отношении этого города существует целый ряд противоречивых сведений, главным образом, связанных с различными формами написания этого названия. Объясняется подобный разброс, очевидно, тем простым фактом, согласно которому в арабском языке не было звуков, входящих в название, поэтому те арабы, кто его воспроизводил, испытывали настоящие трудности. В частности, вот какие сообщения об этом городе известны: А). ИБН РУСТЕ. «Между страной печенежской и страной славянской 10 дней [пути]. В начале пределов славян – город, называемый Ва?.и?». Б). «ПРЕДЕЛЫ МИРА ОТ ВОСТОКА К ЗАПАДУ» («ХУДУД АЛ-’АЛАМ»). (Анонимный персоязычный трактат «Пределы мира от востока к западу» («Худуд ал-’алам мин ал-машрик ила-л-магриб») дошел до нас в единственной рукописи. Она была открыта в 1892 г. в Бухаре русским востоковедом А. Г. Туманским, в связи с чем само сочинение иногда называют «Анонимом Туманского»). «Рассказ о стране славян. На восток от нее – внутренние булгары и некоторые из русов, на запад – часть Грузинского моря (В рукописи: Даръя-йе гурзийан) и часть Рума (традиционное арабское наименование Византийской империи в расширительном значении). На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север. У них два города: 1. Вабнит (этот славянский город упоминают и некоторые другие арабские и персидские авторы X-XI вв., которые приводят иные варианты наименования: Ва?.и? (Ибн Русте), Вантит (Гардизи) – первый город на востоке [страны славян], и некоторые из его жителей похожи на русов. 2. Хордаб (наименование этого славянского города в других арабо-персидских источниках имеет несколько вариантов: Джарваб/Джарват (Ибн Русте), Джарват (Гардизи), Хадрат (ал-Марвази), которые, по мнению исследователей, являются искаженными формами слова «Хорват» (Гаркави). – большой город и место пребывания царя. Страна их изобилует всеми жизненными благами». В).ГАРДИЗИ: КРАСА ПОВЕСТВОВАНИЙ. «На крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит (…). Между печенегами и славянами два дня пути по бездорожью, и этот путь [проходит] через источники и очень лесистую местность. Одежда их – рубаха и высокие сапоги. Обувь их подобна длинным табаристанским сапогам, которые носят женщины Табаристана. Глава их носит корону, и все они почитают его и повинуются ему, и первый из их глав (вождей?) зовется свиет-малик, а его заместитель – свих. Столичный город его называется Джарват. Ежемесячно в течение трех дней в этом городе происходит базар, на котором всякие вещи продают и покупают. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом в лесах. У них много рабов. Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море (Если в аналогичном отрывке Ибн Русте речь идет об острове в озере (бухайра), то Гардизи употребляет арабское слово бахр – море). Эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабство, отводят в Хазаран и Булгар и там продают. У них нет посевов и пашен, а пользуются они обычно славянскими посевами. У них много сулаймановых мечей. Царь их взимает с торговли 1/10 часть. Всегда 100-200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся. И там [у них] находится много людей из славян, которые служат им, пока не избавятся от зависимости». Разумеется, этот перечень не полный, но уже и приведённые сообщения показывают знание арабами ситуации. К сказанному также надо добавить и то, что ещё в 1100 г. в городе Уветичах, или Витичеве, Святополк, Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси. Когда Витичевским съездом был водворен порядок во внутренних делах, тогда стало возможно подумать и о делах внешних — о борьбе с половцами. Владимир и Святополк съехались на берегу Долобского озера (1103) и решили двинуться общими силами на половцев. Эти съезды — Любечский, Витичевский и Долобский — как раз и позволили в определённой мере сплотиться киевским князьям в ожидании великого лиха , именуемого татаро- монгольским нашествием, ибо возможно,жертв киевлян было бы гораздо больше. В отношении самого города – крепости, раскинувшегося на правом берегу Днепра вниз по течению ниже Киева, письменные источники говорят о том, что это была некая особая страна славян - Русиййа, которая единственная из трёх, состояла не из одного , а из двух городов, одним из которых был город Вантит. К сожалению, в тексте арабского автора Ибн Русте не хватает диакритических знаков, поэтому до недавнего времени невозможно было точно определить написание названия этого города. У Гардизи в аналогичном фрагменте название городу звучит как Вантит в «Худуд ал-Алам» – Вабнит. На основании созвучия «ВА» большинство отечественных исследователей связывали этот город с племенным центром вятичей (Westberg 1899. ; Минорский 1963. ; ZA II-2.; Рыбаков 1969.; Петрухин, Раевский 1998.) и народом в.н.н.тит, который упоминался в письме хазарского царя Иосифа (см.: II.4.2) и идентифицировался с вятичами. В то же время другой арабский автор Ибн Хаукал также называет этот город как Вантит. Однако все подобные рассуждения о том, что этот город располагается в Вятской земле, лишены какого – либо смысла, по той самой простой причине, согласно которой у русов в своей стране было всего 2 (два) города, один из которых назывался Вантит, а другой – Джеврат (Уртаб). Уверенность в том, что Вятка никакого отношения не имела к торговым делам руссов с Византии, находится в сочинении Константина Порфирогенита, византийского императора, написавшего известное сочинение «Об управлении империей». В частности, этот император наставляет будущих своих потомков о том, что и как им делать, чтобы сохранять влияние в тех окраинах, с которыми Византия граничила во время его жизни. И вот, в частности, что Константин Порфирогенит говорит об этом, невзначай при этом затронув искомое название города: «И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Винитичеву , которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы , тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр .» Далее он продолжает: «Затем достигают так называемой переправы Крария , через которую переправляются херсониты, идя из Росии , и пачинакиты на пути к Херсону . Эта переправа имеет ширину ипподрома , а длину, с низа до того [места], где высовываются подводные скалы , – насколько пролетит стрела пустившего ее отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов ». Таким образом, сомнений в том, что одним из городов «предгосударственной руси» был город Винитичев, не возникает. Особое внимание стоит обратить на то, что этот город был одновременно крепостью. Однако, как видно из сообщения Порфирогенита, эта крепость не была русской – это была крепость – пактиот, т.е. жители (насельники) этой крепости находились в договоре с русами, осуществляя при этом свою собственную экономическую жизнь. Иными словами говоря, это был своего рода плацдарм, убежище, если можно так сказать, локальная территориальная база, за крепкими стенами которой можно было укрыться достаточно значительному числу людей. Это значит, то сами по себе передвижения на территории вокруг Винитичева были во время нахождения там печенегов крайне ограничены, и скорее всего, допускались только в том случае, когда подвижной состав группы был довольно большим (а значит, не рисковавшим быть разбитым). Вторым же городом, и также, по всей видимости, выполнявшим функцию крепости – пактиота был города Арабат (иначе называемый Джеврат и Утроб), располагавшийся на самом перешейке у входа на Арабатскую стрелку с южной стороны. Ведь что интересно? Оказывается, абсолютно все источники, описывавшие нападения русов на Константинополь, неизменно подчёркивали то обстоятельство, что возвращавшиеся из похода русские моноксилы плыли, казалось бы, не к устью Днепра (из которого они выплывали для нападения на Царьград), а совершали круговое движение, направляясь в Керченский (Киммерийский пролив). Причём, что тоже характерно, каких – либо сообщений о том, что крупные силы русов отправляются со стороны Керченского пролива, также не обнаружено. Возникает вопрос – что происходило с теми моноксилами, которые уходили после Константинополя в Керченский пролив? Ответ здесь будет выглядеть совершенно естественным – если внимательно посмотреть на карту Восточной части Крыма, то хорошо видно, что в том случае, ели моноксилами проплыть мимо всей Арабатской стрелки, а затем войти в Сиваш (Гнилое море), то по этой воде можно уверенно доплыть до Перекопа, представляющего собою также гидротехническое сооружение. И уже пройдя водную поверхность Перекопа, моноксилы окажутся у известной Тендряковой косы, которая с древних веков носит название «коса дромитов». И тогда, вникнув в имевшие хождение на этих территориях понятия «дромиты» и «бродники», становится понятным, почему этих людей называли «бродящими» - ведь для улучшения передвижения лодок по Сивашскому морю необходимо было их освободить от лишних тел, высадив на прилегающую территорию, чтобы они пешком могли добраться к местам своего постоянного проживания. Но главное, что можно извлечь из этой словарной статьи, - это знание, напрямую показывающее на факт параллельного существования русов и славян. По всей видимости, те, кого принято называть славянами, возможно, даже и не говорили на славянском языке (подобно тому же древлянскому князу Малу – Мальтиду, о котором византийские источники говорят как о князе германского племени тервингов, т.е., буквально с немецкого языка,- заготовщиков древесины . Существуют также известные факты о том, что славяне–дромиты Арабата, будучи ссыльным племенем туманаев, также первоначально не могло общаться на славянском языке (как и все остальные тавроскифы сакского круга, вышедшие из Средней Азии). Здесь важно то, что действительно у славян, которых уверенно можно идентифицировать как «предгосударственных (арабатских) русов», были два города – крепости, служившие им базами для нападения на окружающие страны и территории.
|