СТУПА
На небольшом плато на высоком утесе над кишлаком Вранг обнаружен культовый буддийский комплекс IV-VII веков, некогда состоящий из трехступенчатой каменной ступы. К ступе ведет каменистая сыпучая тропа, с которой открываются роскошные виды на просторную долину Пянджа, зеленеющую лоскутами полей на «нашей» стороне.
Каахка
"У самой высокой, над всеми возвышенной крепости Кангха, Артою освященной..."
Вторым, более поздним центром Вахана и столицей Памира был город Кухань (Каахка), или - в VI - VIII вв. - Ябгукат, с которым ученые связывают руины крепости Каахка, расположенной у кишлака Намангут недалеко от Ишкашима.
Среди населения Вахана и Ишкашима бытуют легенды о древних богатырях, о жестоком силаче Каахка (Кангха) - царе сиахпушей, швырявшем скалы с одного берега Пянджа на другой.
Кто же такой Каахка ?
Есть предположения ученых, что Каахка – местный царь VI-VIII века н.э. Некоторые старые предания утверждают, что Каахка был из рода Сияхпушей. Среди специалистов нет единого мнения, кто же такие Сияхпуши . Некоторые предполагают, что они китайского происхождения, возможно, имеют отношение к Индии. Другие – что язычник Каахка и его братья Замр-и-аташ-Параст и Зангибор были арийскими царями, бежавшими из Ирана во время межплеменных войн. Третьи полагают, что сияхпушами на Памире называли первых христиан, а может быть, саков-кочевников или какие-то неведомые разбойные кочевые племена.
***А теперь ещё потеплее - О ДИНАСТИИ БОСПОРСКИХ ЦАРЕЙ СИЯВУШИДОВ:
Цитата: Уже Геродот передает нам во многом перекликающуюся с хорезмийским преданием X века н. э., рассказанным ал-Макдиси, легенду о больших ирригационных сооружениях Хорезма, от действия которых зависело благосостояние соседних племен.
Любопытно, что оба автора связывают с возникновением этих сооружений прекращение течения воды по каспийскому рукаву Аму-дарьи — Узбою и образование Аральского моря. Видимо, в этом есть какая-то доля истины, и если в последнем случае здесь налицо известное хронологическое совпадение (на конец II — начало I тысячелетия до н. э. падает, как показывает стратиграфия суярганских стоянок, новый подъем вод и затопление стоянок, на этот раз на короткое время, что, повидимому, могло привести к значительному увеличению размеров Арала), то в первом возможна и прямая зависимость: создание ирригационной сети могло повлечь за собой резкое сокращение сброса вод левой частью верхней дельты в Сары-камыш и Узбой.
Так или иначе, в V веке до н. э. грандиозные ирригационные сооружения Хорезма не только были построены, но и условия их создания начали уже окутываться дымкой легенд.
Я думаю, мы вряд ли ошибемся, если отнесем время их сооружения к VIII-VI вв. до н. э.
А создание такой оросительной системы своим необходимым условием имеет наличие сильной централизованной государственной власти я, на данном этапе истории, широкого применения подневольного труда, которым, в обстановке исследуемой эпохи, мог быть только труд военнопленных рабов. Весь исторический опыт (в частности, последующая история самой хорезмийской ирригационной сети) показывает, что, с одной стороны, без политической централизации невозможно не только создание, но и нормальное функционирование столь обширной ирригационной системы, а с другой — даже содержание каналов в порядке отнимает такое количество крестьянского труда, которое ложится тяжелым бременем на хозяйство крестьянина. В архаическую эпоху, когда были еще живы традиции авестийской «военной демократии», никакое государство не могло, конечно, заставить свободных воинов-массагетов взять на себя выполнение столь грандиозных земляных работ; любопытно, что даже в раннем средневековье, во времена саманидов, правители иногда вынуждены были приносить при вступлении на престол присягу в том, что они не будут строить новых каналов.
Ирригационная система архаического Хорезма является убедительным свидетельством крутого поворота в общественном развитии: на смену первобытной военной демократии в VIII- VI вв., т.е. одновременно, а может быть и несколько раньше образования государств западного Ирана, в Хорезме возникает сильное рабовладельческое государство, сочетающееся, однако, с продолжающей функционировать и даже сохраняющей родовые формы и матриархальные традиции общиной.
Гипотеза Маркварта о доахеменидском Хорезмийском царстве подтверждается, таким образом, хорезмийским археологическим материалом. Думаю, что, в этой связи, мы можем вспомнить его соображение о том, что в XVI сатрапии геродотова описания административной системы ахеменидского царства мы вправе искать контуры доахеменидского Хорезма.
Напомню, что в состав этой сатрапии входили Хорезм, Согд, Парфия и Ариана и что в сферу политического влияния Хорезма, по сказанию Геродота об истории хорезмийской ирригации, входили гирканцы, парфяне, арианцы и таманаи. Оба текста взаимно подтверждают друг друга, рисуя обширную сферу влияния Хорезма, объединявшего под своей властью Согд на востоке и Хорасан, за исключением Маргианы, на юго-западе.
Есть все основания полагать, что источником мощи доахеменидского Хорезма было его командующее положение гегемона
С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. VI (153.1 Kb)