Во время полета от опорной орбиты Земли до точки Лагранжа, вторая космическая скорость Земли, гасится не торможением двигателя, а гравитационным притяжением Земли. Двигатели ракеты работают только на старте, для выхода на опорную орбиту, это первая космическая Земли. Затем разгонный блок, добавляет вторую космическую в направлении Луны, а гравитационное поле «тормозит», в итоге в точке Лагранжа, скорость аппарата равна ноль, плюс небольшая дополнительная скорость – примерно 100 – 450 м/с, но пилотируемые КА, имели дополнительную скорость больше, около 890м/c, для сокращения времени перелета.
По мере приближения к Луне, сила тяготения Луны разгоняет аппарат, примерно до второй космической Луны, которая и тормозится двигателем посадочного модуля во время прилунения.
Баллистика Аполлон-15..
«После примерно полутора витков вокруг Земли астронавты Дэвид Скотт (командир экипажа), Альфред Уорден (пилот командного модуля) и Джеймс Ирвин (пилот лунного модуля), включив двигатель третьей ступени, перевели корабль на траекторию полёта к Луне. Дорога туда заняла немногим больше трёх суток (78,5 часа).»
«Чтобы выполнить возложенные на него задачи, «Аполлон-15» должен был доставить к Луне на 1815 кг полезного груза больше, чем «Аполлон-14»[2]. Это количество складывалось из масс «Лунного Ровера» (около 209 кг)[3], дополнительного научного оборудования и расходных материалов (кислорода, воды, питания). Понижение высоты околоземной орбиты ожидания (перед переходом на траекторию полёта к Луне) со 185 км до примерно 170 км позволило увеличить полезную нагрузку[2]. Диапазон азимута при взлёте был изменён с 72—96° до 80—100°[2]. Пришлось также сократить резервы топлива, а на первой ступени (S-IC) ракеты-носителя (РН) Сатурн-5 вдвое (с восьми до четырёх) уменьшить количество тормозных ракетных двигателей (для отвода первой ступени от второй)[2].»
«Через 2 часа 50 минут и 1 секунду после старта с Земли, на втором витке, в районе Гавайских островов двигатель третьей ступени «Аполлона-15» был снова включён. Он проработал 5 минут 51 секунду и разогнал корабль до скорости 10,827 км/с[8]. «Аполлон-15» перешёл на траекторию полёта к Луне. Примерно через 26 минут после этого астронавты начали манёвр перестроения отсеков и стыковки командно-служебного модуля с лунным модулем, который находился в верхней части третьей ступени[9]. Перед началом манёвра «Аполлон-15» находился уже в 6767 км от Земли, а его скорость под действием земной гравитации упала до 7,674 км/с[9].»
«Почти через 15 часов после старта астронавты стали укладываться спать. В этот момент они пролетели уже более 125 000 км, скорость корабля упала до 2,131 км/с[10].»
«Когда Хьюстон пожелал астронавтам спокойной ночи, было почти ровно 40 часов полётного времени. «Аполлон-15» находился уже в 263 000 км от Земли, его скорость уменьшилась до 1,224 км/с[13].»
Внимание! Пересечение точки Лагранжа.
«Примерно через полтора часа после того, как Скотт, Уорден и Ирвин улеглись спать, «Аполлон-15» пересёк невидимую границу, за которой лунная гравитация стала больше земной. В этот момент он находился на удалении 353 374 км от Земли, скорость корабля упала до 0,893 км/с[17]. Дальше она начала увеличиваться, а все полётные данные в Центре управления полётами в Хьюстоне были переведены в значения относительно Луны, а не Земли, как было до этого.»
«Незадолго до сброса двери модуля научных приборов экипаж «Аполлона-15» провёл промежуточную коррекцию траектории полёта № 4 (в действительности, это была вторая коррекция из четырёх запланированных по дороге к Луне). Маршевый двигатель командно-служебного модуля был включён с помощью только контура «В» на 0,91 секунды, что добавило к скорости корабля 1,65 м/с[18]. В это время расстояние до Луны составляло около 23 000 км, скорость — 1,211 км/с.»
«Астронавты начали подготовку к главному событию дня — включению маршевого двигателя на торможение и переходу на орбиту искусственного спутника Луны. Это должно было произойти над обратной стороной, когда с кораблём не будет никакой связи. В 78 часов 23 минуты 31 секунду полётного времени «Аполлон-15» скрылся за западным краем диска Луны, в этот момент он находился в 543 км от её поверхности, его скорость составляла 2,324 км/с[18]. Если бы маршевый двигатель не сработал, корабль снова вышел бы на связь уже через 23 минуты и, при условии дополнительной коррекции, лёг бы на обратный курс к Земле. В 78 часов 31 минуту 49 секунд полётного времени основной двигатель командно-служебного модуля был включён с помощью одного только контура «В». Через 5 секунд в ручном режиме был подключён и контур «А». Ровно через 6 минут после зажигания он был отключён, и дальше двигатель работал только на контуре «В». Всего включение двигателя продолжалось 6 минут 38 секунд, скорость корабля уменьшилась на 914,4 м/с[18]. «Аполлон-15» вышел на окололунную орбиту с апоселением 313 км и периселением 109,3 км[19].»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82_%D0%BA_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B5_%C2%AB%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%B
B%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0-15%C2%BB
Горючее можно экономить, используя «специальные» траектории.
«Специальные орбиты полета к Луне»
«Естественно, что с увеличением: начальной скорости отлета от Земли время полета к Луне сокращается. Это наглядно иллюстрируется графиком, данным на рис. 83. На нем по горизонтальной оси отложена величина ΔV, показывающая превышение скорости отлета над параболической (напомним, что параболическая скорость отлета равна 10,99967 км/сек, минимальная скорость - 10,90525 км/сек). Когда ΔV имеет положительный знак, то фактическая скорость отлета равна параболической плюс ΔV. Наоборот, если ΔV отрицательна, то скорость отлета равна параболической минус ΔV В практически осуществимых полетах время полета может изменяться в пределах от 4,5 до 1,5 суток. »
http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000034/st059.shtml ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ПОЛЕТА КА К ЛУНЕ В СИСТЕМЕ ЗЕМЛЯ-ЛУНА-СОЛНЦЕ
http://www.keldysh.ru/papers/2001/prep85/prep2001_85.html