Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 14 15 16 17 18 ... 54
Печать
Белорусцы (1620‒1655 гг.) (Прочитано 327490 раз)
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #300 - 01.04.2017 :: 11:25:27
 
upasaka писал(а) 30.03.2017 :: 23:03:45:
то, что имелось до 1861 г., они называют другим каби­нетным словом - "белорусская народность", да и то только с XIII-XIV вв.

Действительно, XIII-XIV вв. - это слишком раннее время для начала формирования белорусской народности. Намного логичнее было бы считать им XVI-XVII вв.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #301 - 01.04.2017 :: 14:00:19
 
"Самой многочисленной группой иммигрантов традиционно являлись выходцы из Речи Посполитой
38
. Подданным соседнего государства отводилось в России особое место. В миграционном потоке
39
, идущем в Россию, они устойчиво преобладали. На протяжении XVI и XVII вв. население Российского государства устойчиво пополнялось подданными этого полиэтнического и поликонфессионального государства. В формировании подобных приоритетов миграции, очевидно, существенную роль сыграли несколько факторов. К их числу следует отнести славянское (без учета конфессионального разделения) родство. Понимание языка, знакомство с культурой упрощали ассимиляцию; подданные Речи Посполитой без труда становились подданными Российского государства. Другим фактором являлся сословный. Стремление московского правительства расширить нобилитет собственной страны обусловило востребованность в России иммигрантов-шляхтичей. В большинстве своем в России оказывались представители шляхты (различных этносов и вероисповеданий).

Однако, принимая всех без исключения славянских иммигрантов, власти, несомненно, подразделяли их по религиозным убеждениям. Выходцы из Речи Посполитой разграничивались на западных и восточных христиан. К первым применялась характеристика «поляк». Но этнонимы того времени не соответствуют современным понятиям. Термин «поляк» нес безусловное конфессиональное наполнение. «Поляком» в России являлся не столько житель Короны Польской, этнический поляк или представитель шляхты, сколько последователь западного христианства Речи Посполитой. Украинец или белорус при переходе в западное христианство становился «поляком». Принятие западного христианства было равносильно изменению этнической принадлежности, оно мыслилось как «ополячивание».

Но и восточных христиан, находившихся под католическим управлением, русские чиновники разграничивали на страты. Среди православных (или изначально православных) иммигрантов (соответствующих современным украинцам и белорусам) в первую очередь выделялись «черкасы». Формально «черкашенин» означал род службы и характеризовал тип воинских подразделений ‒ казацких. Но термин имел и политическое наполнение. «Черкасами» обозначались в России представители казацкой республики Запорожской Сечи и, шире, жители территории казацкого управления Речи Посполитой (формировавшиеся в политическое образование «Гетманат»). Термин «черкашенин» противопоставлял казака из Речи Посполитой казакам из России.

Помимо казаков, из восточнославянских земель Речи Посполитой в Россию приезжали «белорусцы», с середины XVII в. к ним стали применять понятие «малоросы»
40
.
«Белорусцы»
являлось территориально-конфессиональной характеристикой, под ними подразумевались жители восточнославянских земель Речи Посполитой, находившиеся вне казацкого управления, православного или униатского вероисповедания (самоназванием являлось «русь»).


Безусловно, сложность терминологических оценок отражает два подхода русских властей к иммигрантам из Речи Посполитой. Русские власти в определенных ситуациях объединяли выходцев из Речи Посполитой, основываясь на представлениях славянского единства (внеконфессионального), в других ‒ разъединяли их по вероисповеданиям. По отношению к восточным христианам Речи Посполитой чиновники формулировали идею о существовании православного славянского единства
41
. Но уже при расселении иммигрантов и определении на службу доминировали в основном объединительные подходы. Исключение составляли крупные колонии «черкас» на юге России, состоящие исключительно из украинских казаков
42
. Однако в Иноземском и Сибирском приказах военные подразделения включали уже представителей всех групп Речи Посполитой (к середине XVII в. в Иноземском приказе находилось два подобных полка, о подразделениях «служилой литвы» в Сибири см. работы И.Р. Соколовского
43
). Единые походы были следствием и единой конфессиональной политики властей к иммигрантам из Речи Посполитой. В России восточных и западных христиан Речи Посполитой предполагалось перекрещивать. При этом внутри этой группы ставших православными «поляков» и изначально православных «белорусцев» существовало собственное дробление. Источники говорят о наличии постоянного польского землячества.


38
Обычно исследователи выпускают их при анализе темы «Иностранцы в России».

39
О миграциях см.: Грыцкевіч В. Беларуска-рускія перасяленні ў XIV–XVIII стст. // Спадчына, Мінск, 1993. Т. 3. С. 31‒38; Kotljarchuk A. The «brain drain» from the Grand Duchy of Lithuania during the second half of the 17th century (in print).

40
О терминах см.: Флоря Б.Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья ‒ раннего Нового времени // Россия ‒ Украина: история взаимоотношений. М., 1997. С. 9‒27; Опарина Т.А. Звучание слова «Русия» при переводах с «простой мовы» в Московском государстве первой половины XVII в. // Studia Russica XVIII. Budapest, 2000, pp. 192‒198; Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI ‒ первая половина XVII в. Белгород, 2004. С. 12‒19; Хорошкевич А.Л. Лабиринт политико-этно-географических наименований Восточной Европы середины XVII в. // Studia ofiarowane Profesorowi Juliuszowi Bardachowi w dziewięćdziesięciolecie urodzin. Warszawa, 2004, s. 411‒432.

41
Флоря Б.Н. Древнерусские традиции и борьба восточнославянских народов за воссоединение // Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С. 151‒239; Флоря Б.Н. Отражение религиозных конфликтов между противниками и приверженцами унии в «массовом сознании» простого населения Украины и Белоруссии в первой половине XVII в. // Дмитриев М.В., Заборовский Л.В., Турилов А.А., Флоря Б.Н. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI ‒ первой половине XVII в. Ч. II. М., 1996. С. 159; Флоря Б.Н. Спорные проблемы русско-украинских отношений в первой половине и середине XVII в. // Белоруссия и Украина. История и культура. 2003. М., 2003. С. 35‒36.

42
Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI ‒ первая половина XVII века. Белгород, 2004.

43
Соколовский И.Р. Служилые «иноземцы» в Сибири XVII в. (Томск, Енисейск, Красноярск). Новосибирск, 2004" (Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 12‒14, 25).
Наверх
« Последняя редакция: 01.04.2017 :: 14:30:58 от Кассий »  
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #302 - 01.04.2017 :: 14:10:19
 
"В отличие от слобод выходцев из Западной Европы и Османской империи, иммигрантам из Речи Посполитой не было позволено иметь храмы с собственным богослужением. Расселенные по различным слободам ‒ Старопанской, Панской, Мещанской
53
(их количество отражает размах миграции), ‒ бывшие подданные Речи Посполитой располагали в своих колониях русскими церквами. Как отмечалось, учреждение католических храмов было невозможно (а большинство польско-литовских шляхтичей, приехавших в Россию, исповедовало католицизм). До середины XVII в. не принималось и богослужение Киевской православной митрополии. Но не было и причин вводить иное, немосковское богослужение. Не существовало оснований для постройки собственной церкви. Как отмечалось, все иммигранты из Речи Посполитой подпадали в России под перекрещивание. Поэтому католики и протестанты, поляки и литовцы, православные украинцы и белорусы становились членами приходов Московской патриархии и посещали храмы Русской православной церкви.


53
Богоявленский С.К. Московские слободы и сотни в XVII в. // Московский край в его прошлом. М., 1930. Вып. 3; Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. М., 1950. Т. 1; Снегирев И.М. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. М., 1865. Т. 1" (Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 16, 26).



"Безусловно, что «черкас», оказавшихся католиками, протестантами или иудеями, крестили как «иноверцев» в России. Кроме того, были обращены те не-«поляки», чьи «отступления» в силу каких-то причин оказались выявлены вскоре после принятия присяги, как в случае с Микитой Маркушевским, попавшем на духовное следствие.

Для других «очищение» произошло позже. Иммигранты, направленные в различные города и не подпавшие изначально под перекрещивание, спустя несколько лет продолжали доставляться на Патриарший двор. Документы фиксируют переход в православие казаков полка Ждана Конши и в 1627 г.
154


Дело в том, что обязательному первому чину подлежали и выявленные на исповеди униаты. Сторонники униатской церкви могли оказаться среди казаков или руководителей казаков, о чем свидетельствует пример князя Романа Рожинского. Следует отметить, что термин «униат» отсутствовал в русском делопроизводстве на протяжении всей первой половины XVII в. Ни одного крещеного «униата» русские документы не зафиксировали. Поэтому всегда остается под вопросом реальное вероисповедание людей, принадлежавших к «римской», «папежской», «католицкой» вере. На самом деле они могли быть и униатами или же теми, кто считал себя православным, но принял хотя бы раз таинство у униатского священника. Надо полагать, что убежденные сторонники унии, утверждавшие позиции новой церкви, не стремились стать подданными Российского государства. Но люди, посещавшие храмы, отданные униатской церкви, вынужденно или в силу религиозного безразличия, в России оценивались униатами (точнее ‒ католиками), и таковых среди иммигрантов, вероятно, было немало.

Главное, что согласно «Указу, како изыскивати и о самех белорусцех» перекрещивание распространялось и на православных казаков. Причиной тому был обливательный способ крещения. Правило собора 1620 г. действовало до 1656 г., когда патриарх Никон принял новые канонические нормы вступления в Русскую церковь членов Киевской митрополии.


154
Опарина Т.А. Информационный потенциал документов о перекрещивании иностранцев-христиан (первой половины XVII в.) (в печ.)" (Там же. С. 253‒254, 267).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #303 - 01.04.2017 :: 14:30:19
 
"Через несколько месяцев после интронизации патриарх Филарет начал следствие над Ионой, для чего был созван Освященный собор. Приговоры собора 1620 г. известны по рукописному (РГБ, собр. Троице-Сергиева мон., № 741) и печатному (Требник 1639 г.)
133
вариантам. Рукописный текст донес пространную редакцию протоколов собора. И в них сохранилось имя Микиты Маркушевского. Очевидно, Филарет еще до собора был осведомлен о деле казака: «Аз то ведаю и сам, что Маркушевского ты велел миром помазати»
134
, ‒ обратился он к Ионе.

Собор начался с обвинений о миропомазании Ионой двух поляков (очевидно, также выходцев из войск Владислава, но, вероятно, католиков или протестантов). В 1619 г. на местоблюстителя поступил донос от двух священников Успенского собора Московского Кремля, Ивана и Евфимия, в котором сообщалось, что митрополит запретил перекрещивать двух поляков, Яна Слободского и Матфея Свентицкого, и допустил западных христиан к причастию после миропомазания. Патриарх Филарет начал допросы. Дело Маркушевского не было инкриминировано бывшему местоблюстителю, однако, как отмечалось, имя казака всплыло при обсуждении вопроса о каноничности миропомазания «обливанцев».

Местоблюститель, обвиненный в еретичестве за применение второго чина, вспомнил о деле казака, пытаясь оправдаться. На вопрос о количестве миропомазанных иностранцев он ответил: «Был-де у меня един иноземец Микита, зовомый Муркушевский. И сказался мне белорусец. Аз же повелех его миром помазывати». Бичующий Филарет отпарировал: «Но той сказался белорусцем»
135
.

Главное, что патриарх Филарет не усмотрел вины в действиях Ионы по отношению к Миките Маркушевскому. Он согласился с «иноверием» Микиты. Разница состояла лишь в том, что патриарх Филарет категорически выступил против миропомазания любых «обливанцев» (вышедших как из Католической церкви, так и из православной Киевской митрополии). Были повторно крещены все иноземцы, которых Иона принял в Русскую церковь через миропомазание: поляки Ян Слободский и Матфей Свентицкий, а затем и Микита Маркушевский. Последнему 15 декабря 1620 г. было назначено «жалованье для крещения», которое он получил 18 декабря
136
. Таким образом, украинский казак три раза вступал в церковь. Изначально он был крещен в Киевской митрополии, затем был миропомазан в Московской патриархии местоблюстителем Ионой, а позже перекрещен патриархом Филаретом.

Важно отметить, что споры о вероисповедании Микиты Маркушевского на соборе 1620 г. завершились оформлением закона ‒ «Указа, како изыскивати и о самех белорусцех». Таким образом, патриарх Филарет не только признал действия Ионы по отношению к Миките правомерными, но и канонически закрепил правила вступления украинцев и белорусов в Русскую церковь при принятии подданства. «Указ» распространялся на представителей Киевских православной и униатской митрополий.

Указ подробно оговаривал, как допускать в Русскую церковь украинцев и белорусов: через крещение, миропомазание или же покаяние. Представление о чистоте веры в первую очередь базировалось на характере крещения
137
. Обливательный способ крещения был признан недействительным. При этом иммигранты, крещенные униатским священником (вне зависимости от обливания или погружения), подвергались в России повторному крещению
138
с анафематствованием католичеству
139
. Православные, вступившие в церковь через обливание (но с миро- и маслопомазанием), проходили крещение
140
. Крещение распространялось и на тех, кто пытался уйти от ответа ссылками на незнание способа крещения. Они подпадали под древнее правило крещения «неведующих»
141
. Крещенные в православной церкви в три погружения, но без использования миропомазания, присоединялись к Московской церкви через второй чин
142
. Был введен еще один критерий благочестивости ‒ причащение. Человек, получивший причастие в униатской церкви (что было равносильно сакраменту в костеле), воспринимался католиком (или униатом, которые в России виделись тождественными) и должен был быть крещен в русской церкви
143
. Таким образом, любые контакты с униатским духовенством карались, а получение таинств грозило повторным крещением. Постоянным был вопрос о том, за кого молит Бога священник (за римского папу или константинопольского патриарха), у которого принимал таинства иммигрант
144
. Следует отметить, что для истинно православных украинцев и белорусов предполагалось покаяние
145
.

В целом «Указ» подытожил сложившиеся после Брестской унии 1596 г. и в ходе гражданской войны представления о вероисповедании киевских единоверцев и бывших единоверцев. Он впервые сформулировал каноническое право в отношении представителей Киевской православной и униатской митрополий. Безусловно, что «Указ» отражает боязнь проникновения членов Киевской униатской митрополии в Русскую церковь. Но не только эти опасения вызвали появление «Указа». Важнейшим отступлением от веры был признан обливательный способ крещения, свойственный церковной практике киевского православия.

«Белорусцев»
и «черкас» объединяли в России с «латинниками» и перекрещивали.
«Указ» не был декларацией, его чиноприятия сохраняли каноническую силу на протяжении всей первой половины XVII в. Введенное патриархом Филаретом церковное законодательство было реализовано в первую очередь на казаках полка Ждана Конши и других подразделениях войска Петра Сагайдачного.

Механизм социализации в России казаков из войска Петра Сагайдачного можно реконструировать следующим образом. В Калуге казаки были переписаны, получили «кормовое жалованье» и небольшими группами в сопровождении приставов доставлены в Москву. В столице они приняли присягу (целовали крест), оформив вступление в русское подданство, и получили жалованье за «выход». Основная масса иммигрантов была распределена по городам. В результате выходцы были приписаны к различным приказам: Панскому, определенные на Юге ‒ Разрядному приказу, сосланные в Сибирь и Казань ‒ к Казанскому дворцу. В приказах им был назначен оклад.

Но обустройство в России на этом не закончилось, начались проверки чистоты веры. Часть иммигрантов была перекрещена почти сразу после принятия подданства в Москве. Можно отметить, что при интеграции в русское общество в полку Ждана Конши оказалось значительно больше «поляков» и, соответственно, неправославных, чем при принятии подданства. Термин «поляк» означал в России в первую очередь вероисповедание и соответствовал не столько этнической, сколько конфессиональной принадлежности. Дефиниция «поляк» подразумевала обязательную принадлежность к западному христианству. Православный маркировался словом
«белорусец»
. Униат мог называться и «поляком», и
«белорусцем»
.



133
Булычев А.А. О публикации постановлений церковного собора 1620 г. в мирском и иноческом «Требниках» (М., 1639) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. М., 1989. С. 35‒62.

134
РГБ, собр. Троице-Сергиева мон., № 741, л. 97.

135
Полная цитата звучит следующим образом: Митрополит Иона: «Был-де у меня един иноземец, Микита, зовомый Муркушевский. И сказался мне белорусец. Аз же повелех его миром помазывати». ‒ Филарет: «Аз то ведаю и сам, что Маркушевского ты же велел миром помазати. Но той сказался белорусцем» (далее ‒ упрек о поляках) (РГБ, собр. Троице-Серг. мон., № 741, л. 97.) Характерно, что термины
«белорусец»
‒ «черкашенин» совмещались и были взаимозаменяемы.


136
РГАДА, ф. 396, оп. 2, кн. 206, л. 178 об.: «Декабря в 18 день по государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии указу по памяти за приписью дьяка Михаила Данилова государева жалованья иноземцу черкашенину Миките Маркушевскому 4 аршина без чети сукна настрафилю лазоревого цена по 2 рубли с полтиною портище. А пожаловал государь его для крещенья. Память прислана декабря в 15 числе».

137
В католической традиции применялось окропление, но при этом два таинства ‒ крещение и миропомазание ‒ были разведены во времени. Миропомазание относилось к моменту конфирмации. В православной традиции было распространено трехкратное погружение, завершающееся миро- и маслопомазанием.

138
«А которыи белорусец скажет о себе, яко крещен он в християнскую веру, а который поп его крестил, и тот поп в божественной литургии в приношении и во ектениях, в первых поминает Римскаго папу, да и во всяком пении во ектениях и в литиях молит Бога за папу, и таковаго подобает совершено крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати» (Требник, л. 429).

139
«Да и латынскую ему ересь и папежев римских еретиков проклинати» (Требник, л. 429).

140
«И которыя иноземцы, егда биют челом о крещении, в православную християнскую веру, и в роспросе про себя сами скажут, яко они прежде сего в своей земле крещены в християнскую веру греческаго закона, а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят, а миром и маслом помазуют... и таковых подобает совершено крестити в три погружения» (Требник мирской, М., 1639, л. 429‒430).

141
Требник мирской, М., 1639, л. 429 об.

142
Там же, л. 430.

143
Там же.

144
Там же.

145
Там же, л. 430 об." (Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 249‒252, 266).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #304 - 01.04.2017 :: 14:40:23
 
"Безусловно, совершенно не случайно Микита Маркушевский был назван в споре «иноверцем». Леонтий Плещеев, декларируя, что «черкашенин» Микита Маркушевский ‒ неправославный, пытался дистанцироваться от него. Его отряду, который грабил в Новгородском уезде, он дал обобщенное определение «литва». Но следует помнить, что патриарх Филарет определил этническую (и конфессиональную) принадлежность Микиты Маркушевского термином
«белорусец»
. Соответственно, он был по роду службы «черкашенином»; по месту проживания ‒ киевлянином; по этнической принадлежности ‒
«белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом).
Можно с большой долей вероятности предположить дворянское происхождение Маркушевского. Быть может, плененный в 1608 г. «пан Маркушевский» являлся одним лицом с «черкашенином» Маркушевским. Следует помнить, что Микита Маркушевский во время спора с Леонтием Плещеевым имел основания ставить себя по статусу в один ряд с Дубровским и Пашковским.

Микита Маркушевский, безусловно, не являлся сторонником западного христианства. В противном случае он получил бы наименование «поляк» или «литвин». Патриарх Филарет же противопоставлял его «полякам». Таким образом, по вероисповеданию он являлся
«белорусцем»
, то есть православным или униатом.
Причем в последнем случае он мог не быть убежденным защитником унии, а проявлять религиозный индифферентизм и посещать тот храм, который оказывался наиболее близко от него в каждый конкретный момент; исповедовать то православие, то униатство. В том случае, если Микита Маркушевский принадлежал к униатской церкви или же принял хоть раз в ней причастие (или совершил иное таинство), обвинения Леонтия Плещеева вполне оправданны. Униаты, без сомнения, виделись «иноверцами» в глазах русского православного" (Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 255‒256).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #305 - 01.04.2017 :: 20:50:24
 
Т.А. Опарина ошибается, утверждая, что к белорусцам-неказакам с сер. XVII в. стали применять название "малоросы". Белорусов православного исповедания россияне по-прежнему называли "белорусцами" во 2 половине этого века. Самое ранее упоминание слова "малорос(с)", которое мне удалось отыскать, относится к 1704 г.: «Бо союз винословный, значит понеже, потому что, для того что, а напреди речений оу славян не полагается, понеже не глаголем бо бог наш, но глаголем бог бо наш, и прочая: малороссы обаче и напреди речений полагают» (Поликарпов Ф. Лексикон треязычный, сиречь речений славенских, еллинографических и латинских сокровище, из различных древних и новых книг собраное и по славенскому алфавиту в чин разположеное. М.: Печатный двор, 1704. Л. 26, лев. стор.).

Слова "малороссияне" и "малороссийцы" впервые упоминаются в русских письменных памятниках в 1722 г. (О переписи на великороссийских землях малороссиян, также и в слободских полках помещичьих деревень и о нерасписывании сих деревень на полки // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 6: 1720‒1722. М.: Тип. II Отделения собственной его императорского величества канцелярии, 1830. С. 675).
http://www.runivers.ru/bookreader/book9814/#page/677/mode/1up
Наверх
« Последняя редакция: 01.04.2017 :: 22:20:19 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #306 - 02.04.2017 :: 16:10:38
 
Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 20:50:24:
Т.А. Опарина ошибается, утверждая, что к белорусцам-неказакам с сер. XVII в. стали применять название "малоросы".

Но вы же сами приводите Опарину:
Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 14:00:19:
Помимо казаков, из восточнославянских земель Речи Посполитой в Россию приезжали «белорусцы», с середины XVII в. к ним стали применять понятие «малоросы»40. «Белорусцы»
являлось территориально-конфессиональной характеристикой, под ними подразумевались жители восточнославянских земель Речи Посполитой, находившиеся вне казацкого управления, православного или униатского вероисповедания (самоназванием являлось «русь»).

И опять же, ссылка Опариной на следующих авторов, среди которых и уважаемый вами Флоря, которого вы, почему то понимаете по - другому:40 "О терминах см.: Флоря Б.Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья ‒ раннего Нового времени // Россия ‒ Украина: история взаимоотношений. М., 1997. С. 9‒27; Опарина Т.А. Звучание слова «Русия» при переводах с «простой мовы» в Московском государстве первой половины XVII в. // Studia Russica XVIII. Budapest, 2000, pp. 192‒198; Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI ‒ первая половина XVII в. Белгород, 2004. С. 12‒19; Хорошкевич А.Л. Лабиринт политико-этно-географических наименований Восточной Европы середины XVII в. // Studia ofiarowane Profesorowi Juliuszowi Bardachowi w dziewięćdziesięciolecie urodzin. Warszawa, 2004, s. 411‒432.
Неужели столько авторов были не правы?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #307 - 02.04.2017 :: 16:15:40
 
upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 16:10:38:
И опять же, ссылка Опариной на следующих авторов

Что именно вас не устраивает? Не стоит произвольно трактовать слова исследователей, как вы это делаете с работами Б.Н. Флори.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #308 - 02.04.2017 :: 16:20:47
 
upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 16:10:38:
Но вы же сами приводите Опарину:

Как я и обещал, для полноты картины я привожу цитаты из монографии. При этом я против мнения, что она права во всех деталях (см. выше).

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 16:10:38:
Неужели столько авторов были не правы?

Привычка приписывать другим людям ваши собственные утверждения даёт о себе знать, и я не в первый раз вижу такое не располагающее к дискуссии поведение. Не лукавьте, а лучше прочитайте высказанные замечания.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #309 - 02.04.2017 :: 16:30:38
 
Автор монографии "Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии" подтверждает почерпнутый из источников XVII в. вывод о том, что в России термин "белорусцы" 1620-1655 гг. имел этническое и конфессиональное содержание.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #310 - 02.04.2017 :: 16:59:23
 
Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 16:20:47:
Привычка приписывать другим людям ваши собственные утверждения даёт о себе знать, и я не в первый раз вижу такое не располагающее к дискуссии поведение. Не лукавьте, а лучше прочитайте высказанные замечания.

Вы утверждаете, что Опарина не права:
"Помимо казаков, из восточнославянских земель Речи Посполитой в Россию приезжали «белорусцы», с середины XVII в. к ним стали применять понятие «малоросы»40
Но она, в этом своем утверждении, ссылается на ряд авторов в ссылке 40. Выходит и они не правы?
Где вы увидели здесь мои утверждения?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #311 - 02.04.2017 :: 17:10:28
 
Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 16:30:38:
Автор монографии "Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии" подтверждает почерпнутый из источников XVII в. вывод о том, что в России термин "белорусцы" 1620-1655 гг. имел этническое и конфессиональное содержание.

Ну, что ж, посмотрим:
"Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 14:40:23:
Но следует помнить, что патриарх Филарет определил этническую (и конфессиональную) принадлежность Микиты Маркушевского термином «белорусец». Соответственно, он был по роду службы «черкашенином»; по месту проживания ‒ киевлянином; по этнической  принадлежности ‒ «белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом).

Т. е. по "этнической принадлежности" - белорусцем, что значит или украинцем или белорусом. Сами видите, что нет еще этнической дифференциации, о которой пишет Флоря. Ну нет еще разделения на украинцев и белорусов! Есть только "белорусцы".
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #312 - 02.04.2017 :: 18:10:54
 
upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 16:59:23:
Где вы увидели здесь мои утверждения?

Похоже, сейчас вы снова обманываете, ибо это ваши слова:

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 16:10:38:
Неужели столько авторов были не правы?

Хотя я ничего не писал об этих авторах.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 17:10:28:
Ну, что ж, посмотрим:

По мнению Т.В. Опариной, в России термин "белорусцы" в 1 пол. XVII в. имел этническое и конфессиональное содержание. Это верный вывод, т.к. он согласуется с данными исторических источников.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 17:10:28:
нет еще этнической дифференциации

Здесь надо уточнить: российские источники не дают чёткой информации о белорусской и украинской народностях. Впрочем, я уже указывал на тот факт, что их наличие определяют по лингвистическим данным.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 17:10:28:
украинцем или белорусом

"Белорусцами" в 1620-1655 г. россияне называли и тех, и других.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 17:10:28:
Ну нет еще разделения на украинцев и белорусов!

В российских источниках - сомнительно. В одном из них в 1645 г. упоминается "черкасский" язык разбойничавших украинских казаков, который противопоставляется русскому. По мнению этнологов, язык также является отличительной особенностью этноса.
Наверх
« Последняя редакция: 02.04.2017 :: 18:45:17 от Кассий »  
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #313 - 02.04.2017 :: 18:20:17
 
upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 17:10:28:
этнической дифференциации, о которой пишет Флоря.

"Подводя итоги, можно констатировать, что процесс этнической дифференциации между восточными славянами в Речи Посполитой и в России в конце XVI – первой половине XVII в. зашел достаточно глубоко, но было еще далеко до его окончательного завершения, представления о единстве всех восточных славян, как особой этнической общности продолжали занимать значительное место
47
" (Флоря Б.Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху Средневековья – раннего Нового времени // Россия – Украина: история взаимоотношений / Отв. ред.: А.И. Миллер, В.Ф. Репринцев, Б.Н. Флоря. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 19). Т.е. процесс этнической дифференциации восточнославянских народностей не был завершён к XVII в. Это произошло только в XX в.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #314 - 02.04.2017 :: 19:23:26
 
Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 18:10:54:
Хотя я ничего не писал об этих авторах.

Вы приводите цитату Опариной, которая для своего утверждения ссылается на этих авторов. И это я показываю вам уже не первый раз.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #315 - 02.04.2017 :: 19:29:18
 
Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 18:10:54:
По мнению Т.В. Опариной, в России термин "белорусцы" в 1 пол. XVII в. имел этническое и конфессиональное содержание. Это верный вывод, т.к. он согласуется с данными исторических источников.

Здесь она еще гадает - украинцы или белорусы, потому что термин "белорусцы" в 1 пол. XVII в. имел этническое и конфессиональное содержание".
То есть, появляется утверждение, что существовал этнос "белорусцы"?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #316 - 02.04.2017 :: 19:39:36
 
Зачем передергивать? Вот цитата из Опариной, которую вы сами приводите:
Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 14:40:23:
по этнической принадлежности ‒ «белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом)

И здесь я отмечаю, что нет еще разделения на украинцев и белорусов, иначе бы Опарина не уточняла - " украинцем либо белорусом".
Вы же, выдергиваете:
Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 18:10:54:
upasaka писал(а) Сегодня :: 17:27:28:
украинцем или белорусом
И уточняете, то, что известно - и я не против этого:
"Белорусцами" в 1620-1655 г. россияне называли и тех, и других.

Вот только, где вы найдете в указанные годы - 1620-1655 украинцев и белорусов.
Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 14:40:23:
по этнической принадлежности ‒ «белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом)

Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #317 - 02.04.2017 :: 19:49:37
 
Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 18:20:17:
Т.е. процесс этнической дифференциации восточнославянских народностей не был завершён к XVII в. Это произошло только в XX в.

Вообще то Флоря пишет, что процесс не был завершен в первой половине 17 века, а не "к XVII в". Но у вас наконец то сдвиг появился - "Это произошло только в XX в."
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #318 - 02.04.2017 :: 20:50:42
 
upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:23:26:
Вы приводите цитату Опариной, которая для своего утверждения ссылается на этих авторов.

Но по поводу самих авторов я ничего не утверждал.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:29:18:
украинцы или белорусы, потому что термин "белорусцы" в 1 пол. XVII в. имел этническое и конфессиональное содержание".

Т.к. в 1620-1655 гг. россияне называли "белорусцами" как украинцев, так и белорусов.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:29:18:
То есть, появляется утверждение, что существовал этнос "белорусцы"?

Тогда попробуйте подтвердить это ваше странное предположение.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:39:36:
И здесь я отмечаю, что нет еще разделения на украинцев и белорусов

В тексте большинства российских источников обсуждаемого периода, где упоминаются белорусцы, такого разделения, наверное, нет. Однако следует помнить, что термин "черкасы" имел несколько значений, а сами черкасы нередко упомянуты рядом с белорусцами.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:39:36:
Вот только, где вы найдете в указанные годы - 1620-1655 украинцев и белорусов.

"Белорусы", как и "украинцы" упоминаются в исторических источниках данного периода.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:49:37:
Вообще то Флоря пишет, что процесс не был завершен в первой половине 17 века

Как уже было указано, по мнению Б.Н. Флори, данный процесс не был завершён к XVII в.

upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 19:49:37:
Но у вас наконец то сдвиг появился - "Это произошло только в XX в."

Данное предположение показывает, настолько слабо у вас развиты память и внимательность:

Кассий писал(а) 13.03.2017 :: 21:00:58:
Этническое самосознание большинства украинцев и белорусов (как отдельных от русских этносов) сформировалось лишь в 1 трети XX в.

Наверх
« Последняя редакция: 02.04.2017 :: 21:00:37 от Кассий »  
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #319 - 02.04.2017 :: 21:10:28
 
upasaka писал(а) 02.04.2017 :: 16:59:23:
"Помимо казаков, из восточнославянских земель Речи Посполитой в Россию приезжали «белорусцы», с середины XVII в. к ним стали применять понятие «малоросы»40
Но она, в этом своем утверждении, ссылается на ряд авторов в ссылке 40. Выходит и они не правы?

Процитируйте те места из работ данных авторов (по сноске № 40), где указаны упоминания "малоросов" с сер. XVII в., желательно - проживающих на белорусских землях. Очень похоже на то, что вы до сих пор не сумели разобраться в сути замечаний, несмотря на всю очевидность изложенных в них фактов.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 14 15 16 17 18 ... 54
Печать