Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 8 9 10 11 12 ... 54
Печать
Белорусцы (1620‒1655 гг.) (Прочитано 327320 раз)
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #180 - 22.03.2017 :: 10:18:43
 
Кассий писал(а) 21.03.2017 :: 20:00:19:
Едва разбираясь в данном вопросе ("на славянском или, скорее, на русском языке", "славянского языка, хотя он настолько близок к польскому и русскому" и т.д.), А. Поссевино явно не может выступать в роли авторитетного знатока славянских языков.

Мой друг, не соглашусь. У него была важная миссия и он должен был разобраться в вопросе языка и письма, иначе бы ее не мог выполнить. В письмах к Папе он вообще много говорит о вере и языке и обрядах. Так что воленс-неволенс он должен был врубится в ситуацию.
При этом я соглашусь что для него диалектные различия могли быть незаметны.

Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #181 - 22.03.2017 :: 17:39:14
 
Богдан М писал(а) 21.03.2017 :: 00:07:09:
Если отделить "деловое оформление

А причем украинский здесь? Из приведенных слов много взято из новгородского диалекта.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #182 - 22.03.2017 :: 17:40:59
 
Богатырев Артур писал(а) 22.03.2017 :: 10:18:43:
У него была важная миссия и он должен был разобраться в вопросе языка и письма, иначе бы ее не мог выполнить.

Согласно той информации, которую изложил сам А. Поссевино, он весьма слабо разбирался в славянских языках.

Богатырев Артур писал(а) 22.03.2017 :: 10:18:43:
В письмах к Папе он вообще много говорит о вере и языке и обрядах.

При этом он не смог определить, на каком языке в России производится богослужение.

Богатырев Артур писал(а) 22.03.2017 :: 10:18:43:
Так что воленс-неволенс он должен был врубится в ситуацию.

Очень странно видеть подобные предположения при наличии фактов, свидетельствующих об обратном (см. цитату с выделенным текстом).

Богатырев Артур писал(а) 22.03.2017 :: 10:18:43:
При этом я соглашусь что для него диалектные различия могли быть незаметны.

Мне не встречалась информация об изучении А. Поссевино диалектов западнорусского или русского языков.
Наверх
« Последняя редакция: 22.03.2017 :: 20:10:21 от Кассий »  
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #183 - 23.03.2017 :: 09:36:47
 
Кассий писал(а) 22.03.2017 :: 17:40:59:
Согласно той информации, которую изложил сам А. Поссевино, он весьма слабо разбирался в славянских языках.

Точно. В начале поездки. И он сам пишет, что ему пришлось разбираться. Ибо в Ватикане о русских знали чуть менее чем ничего, вообразив, что они разговаривают и пишут на хорватском языке.

Кассий писал(а) 22.03.2017 :: 17:40:59:
При этом он не смог определить, на каком языке в России производится богослужение.

Почему? В итоге разобрался же (ему подсказали).

Кассий писал(а) 22.03.2017 :: 17:40:59:
Мне не встречалась информация об изучении А. Поссевино диалектов западнорусского или русского языков.

Я лишь о том, что для него на слух речь "подданных польского короля" и "московитского князя" одинакова.
Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #184 - 25.03.2017 :: 13:00:18
 
Богатырев Артур писал(а) 23.03.2017 :: 09:36:47:
И он сам пишет, что ему пришлось разбираться.

Это слишком поспешный вывод, ибо из текста "Московии" следует, что сам автор так и не сумел разобраться в тонкостях славянских языков.

Богатырев Артур писал(а) 23.03.2017 :: 09:36:47:
Почему?

«Что же касается богослужения и исполнения церковных обрядов, то все это делается на
славянском
или, скорее, на
русском языке
,
а он почти таков, как язык, принятый у русских подданных польского короля. Все книги они сами переписывают, но не печатают, исключая то, что печатается на станке для самого князя в городке, который называется Александровской слободой, где у государя есть типография. Этот городок находится от Москвы на расстоянии 90 итальянских миль, которые московиты называют «вёрстами». Впрочем, названия тех книг, которые они сами обыкновенно читают и которые более сведущие монахи даже переводят, насколько мы смогли узнать их за это время, будут даны в приложении к этому рассказу вместе с их календарем, из которого можно узнать, когда они почитают памятные дни святых, а также тех, святость которых еще не признана греками и латинянами.

А то, что написал в своих «Записках о Московии» Джовио, именно, что среди этого народа распространены сочинения четырех ученых латинской церкви и других отцов церкви, переведенные на
русский язык
(он думал, что последний сходен со
славянским
),
этого еще не удалось пока узнать, хотя я тщательно об этом расспрашивал. Довольно вероятно, что даже их имена, кроме имени св. Амвросия, не дошли сюда, так как не записаны в их календарь, в котором есть упоминание о некоторых римских первосвященниках: Сильвестре, Григории Великом и других. О них, по-видимому, до сих пор не слыхали даже те из великокняжеского двора, которые обычно составляют окружение государя.

Они не знают
славянского языка
,
хотя он настолько близок к польскому и
русскому
, что тот священник, славянин по национальности, которого я послал в Москву, уже очень скоро стал многое понимать из московитского языка, хотя, напротив, московиты, с большим трудом, по-видимому, понимали
по-славянски
.
Таким образом, раз они знают только
русский язык
, а греческий язык им недоступен, то нет никакой пользы от свода Флорентинского собора, изданного на греческом языке, который я передал в крепости Старице на реке Волге от имени вашего святейшества этому государю в присутствии многочисленного собрания приближенных. Там нет никого, кто понимал бы этот язык, если не считать того, о чем нам сообщили: в прошлом году из Византии прибыли некие греки, которые, по поручению государя, учат какого-то московита, чтобы тот взял на себя труд переводчика на этот язык. Но я думаю, что это скорее тот испорченный язык, на котором говорят нынешние греки, а не древний или тот, на котором отцы церкви писали книги и своды. Поэтому даже сама булла, или так называемый диплом, о единении, составленная Евгением IV и переданная нам в оригинале светлейшим кардиналом Сан-Северино, не могла быть полезна, хотя она была написана по-латыни, по-гречески и по-русски.

Ведь переводчик этого «Диплома» на
славянский язык
не знал особенностей
русского языка
,
но составил какую-то смесь из боснийского и хорватского языков. Это заметили те, кого я привез с собой из русских земель, находящихся под властью польского короля, и из Австрии. Они же позаботились, чтобы и самый «Диплом», и символ веры, изданный Пием IV, были переведены на современный
русский язык
. Я намереваюсь показать всё это в королевском лагере, куда тороплюсь, более сведущим людям и как можно скорее издать в Вильне».


«Важно, по-видимому, и то обстоятельство, что было бы очень трудно заставить их отказаться от богослужения на
славянском языке
и заменить его богослужением на латинском или добиться разрешения для нас вести его на греческом языке. Если бы это и удалось через некоторое время, нужно было бы тщательно изучить, правильно ли переведено то, что читается у них из Ветхого Завета или Евангелий. Эта вещь, может быть, никогда не делалась даже и самими греками, да и не легко это сделать, так как я не знаю никого, кто понимал бы язык московитов с особенностями его фраз наряду с твердым знанием греческого и латинского языков и вместе с тем имел бы прочную основу в теологии. Я слышал, что русские епископы, подданные польского короля, иногда совершают богослужение на греческом языке, но этот язык едва ли кто-нибудь знает. Если бы даже кто-нибудь перешел в католичество, на них нельзя положиться, так как, если бы они и знали оба языка, они полные невежды в теологии. Пусть ваше святейшество решит, будет ли польза от того, что на одного или двух лиц такого рода будет возложено подобное поручение».
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext11.htm


«ПО КАКОМУ ПЛАНУ НУЖНО БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛУ ВО ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ, ПРЕБЫВАНИЯ И ОТЪЕЗДА ПОСОЛЬСТВА, ЧТОБЫ ПОЖАТЬ БОГАТЫЕ ПЛОДЫ

Последнее наставление. Посол может быть уверен, что пожнет обильные плоды посольства, если на протяжении всего пути будет проявлять следующие самые необходимые качества: скромность, обходительность, умеренность, благочестивый и достойный христианина образ жизни. Пусть он во всем действует любыми способами, лишь бы не отступать от католического богопочитания.

Пусть он постится, когда они постятся, не ест мяса в субботу (что принято у греков и русских), вместе с ними воздерживается от мясного в среду, одобряя и признавая то, что кто-нибудь сочтет благочестивым. Пусть он почитает те их иконы, которые посвящены памяти святых, признанных католической церковью. Так мне было объявлено вашим святейшеством через кардинала ди Комо. Пусть он уклоняется от их бань и других дел подобного рода, а при ведении дел пусть преследует самую чистую цель ‒ славу господню и истинную жажду вырвать их из схизмы. Пусть он часто обращается с молитвой к богу, пусть признает тех заступников у Христа, которые у самих московитов в почете, если известно, что они причислены к лику святых. Пусть издаются книги на
славянском
, а еще лучше, на
русском языке
(они должны излагать основные положения и достоинства католической веры и способ избежать грехов). Пусть будет крепка его вера в то, что ни один человек, впавший в грех, не становится более жестоким оттого, что при этом попирает в себе кровь Христа. Все это составит самое лучшее представление о нашей религии, святом апостольском престоле и любом католическом государе, именно это должно предпочитаться перед многими другими результатами [посольства]».
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Possevino/frametext12.htm

Богатырев Артур писал(а) 23.03.2017 :: 09:36:47:
В итоге разобрался же (ему подсказали).

А. Поссевино всё время путает церковнославянский язык (русского извода) с каким-то одним или несколькими тогдашними южнославянскими языками (при этом выделяя боснийский и хорватский), а также не может определиться, есть ли различия между местным изводом церковнославянского языка и русским языком.

Богатырев Артур писал(а) 23.03.2017 :: 09:36:47:
Я лишь о том, что для него на слух речь "подданных польского короля" и "московитского князя" одинакова.

Похоже, что А. Поссевино не различал письменные языки восточных славян России и Речи Посполитой.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #185 - 25.03.2017 :: 13:50:20
 
№ 107

1649 г. августа 27. ‒ Письмо митрополита македонского Галактиона царю Алексею Михайловичу о битве Богдана Хмельницкого с польским войском под Збаражем и о заключении Зборовского договора.


Перевод з греческого письма, что писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии Галактион, митрополит макидонской, в нынешнем во 158-м году сентября в 15 день.


Благочестивому, тихомирному, богом венчанному, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии самодержцу московскому, новгородцкому, царю казанскому, царю астраханскому, самодержцу всех православных християн, честь и похвала бедным всем греком, молю и благословляю великое ваше царстви. Яз, раб и богомолец царствия вашего Галактион, митрополит макидонский, монастыря Иоанна крестителя, хлеб и соль твою ел и милость великую вашу получал, и должни есми всегда милости всесильнаго бога со всеми братьями монастыря нашего о здравии и о спасении великого вашего царствия. По сем ведомо чиню великому вашему царствию, как есми ехал через Литовское государство и был и виделся со многолетным и пресветлым великим гетманом
Белой Руси
, господином Зиновьем,
и в те поры бился он, гетман, с королем литовским при мне и побил у него ратных людей королевских 10 000 человек. И потом видя король, что он побежден, и ему, гетману, покорился и поклонился и потом помирились, да будет владеть гетман от Костянтинова и на низ всеми казаками, а король будет владети от Костянтинова и вверх всею Литвою, и дал король крымскому хану 400 000 рублев, а за Вишневетцкого с протчими гетманы литовскими, которые были в заточени в некотором городе, и за них дали 20 000 рублев, потом они и освобожены и бысть совершенной мир меж ними. А я, нищей раб и богомолец царствия вашего, пишу великому вашему царствию, чтоб было ведомо царствию вашему, а сие пишу ныне се вести. По сем государь, и спас
**
наш будет помошник великому вашему царствию, аминь. Писан месяца августа в 27 день индикта 2-го.

А внизу припись: смиренный митрополит Галактион макидонский от честнаго пророка и предтечи крестителя Иоанна монастыря раб и богомолец великого вашего царствия.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Польшей. 1649, д. 1а, лл. 386‒387. Перевод.


**
Так в тексте.

Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трёх томах: Т. 2: Освободительная война украинского народа и борьба за воссоединение с Россией. 1648–1651 годы. Сост.: П.П. Гудзенко, М.К. Козыренко и др. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 232‒233.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #186 - 25.03.2017 :: 15:50:20
 
«И учиня крымской хан с польским королем договор через королевского татарина и укрепясь на договорных записях с канцлером с Юрьем Осолинским, послал к Богдану Хмельницкому, даючи ему ведомо, на чом он с польским королем договорился, и чтоб Хмельницкой послал х королю послов своих договариватца о статьях, что ему настоит
141
. И Богдан де Хмельницкой приехал в полки х крым-скому хану сам в 20 000 войска, и хану говорил, что он, хан, учинил договор с королем, забыв шерть свою, что было им ни одному ни без одного с королем и с паны и со всею Речью Посполитою не миритца. И хан де Хмельницкому говорил, что он, Хмельницкой, не знает меры своей, хочет пана своего до конца разорить, а и так панство его изплюндровано досыть: надобно де и милость показать. Он де, хан, монарха народный, узнав меру свою, з братом своим, с польским монархою, снесся в добрую згоду и его, Хмельницкого, с паном его поеднать договорился. И он бы, Хмельницкой, с королем договаривался как годно: а только он договариватца и еднатца с ним не будет, и он, крымской хан, с королем на него заодно. И Богдан де Хмельницкой о том престал к послал х королю послов своих. И за двемя съезды Богдана Хмельницкого послы договорились с королем на тех статьях
141
:

1-я статья. В Киеве и во всей
Белой Руси
в городех и в местах и в местечках и в деревнях
унее и унеяцким церквам не быть. А в Киеве де быть только прежним 2-м кляшторам, барнадынкому да домниканскому.

2-я статья. В Киевском воеводстве ныне и вперед быти воеводе, и каштеляну, и старостам и всяким урядником православные християнские веры, а не каталиком и не унеятом.

3-я статья. Киевскому митрополиту при короле с паны рады заседать в Сенате и о всяких прина[д]лежностях радить.

4-я. В Войску Запорожском быть гетманом Богдану Хмельницкому, а на булаву ему и по нем будучим гетманом Войска Запорожского город Чигирин с поветом и со всеми доходы.

5-я. Войску Запорожскому быть рестровым казаком 40 000-м человеком, а ис королевского скарбу давать им на всякой год по червонному золотому на человека.

6-я. Войску Запорожскому быть под справою запорожского гетмана, а корунным гетманом и воеводе киевскому никаким правом их не ведать.

7-я. Нынешнему королю польскому и вперед будущим королем польским и гетманом и воеводам и никаким урядником и шляхте и всяким чином Коруны Польские и Великого княжества Литовского людем Запорожскому Войску нынешние ссоры ныне и вперед не мстить.

8-я. Которые корунные и Великого княжества Литовского шляхта и мещаня и королевские и панские и шляхтецкие, также и духовного стану, хлопи в нынешнюю войну служили в Войску Запорожском и за утесненье православные веры с ляхи билися, и тем, которые похотят быти в прежних своих мешканьях, по-прежнему, и королю и сенатарем и шляхте и никому королевским подданным польского и литовского народу того им не мстить, и тем их никому не упрекать, и не безчестить и издрайцами не имяновать.

9-я. Х королю и к паном раде на соймы и для великих государственных дел посылати запорожскому гетману из войска послов своих, и во всем о великих делех королю и паном раде ссылатца Запорожского Войска з гетманом.

10-я. Из Запорожского Войска, и ис Киева, и из
Белой Руси
за реку Днепр в польское и в литовское панство всяких станов людем для торгового промыслу ездить вольно и без зацепки. А в Киев и в-ыные места за реку Днепр в Запорожское Войско ездить для торгового промыслу православные християнские веры людем и каталиком, а жидом в Киеве и за Днепром нигде не мешкать и в Киев и ни в которые городы и в места за Днепр для торгового промыслу и ни для каких дел ни ездить. А которые жиды объявятца за Днепром, и тех жидов в Запорожском Войску грабить и отпускать назад за Днепр.

11-я. Арендам жидовским и никаким шанковным в Запорожском Войску не быть, а держати в Войску Запорожском всякому рестровому казаку питье про себя повольно, а никому не шинковать, кроме ссуды.

А поволил де король на такие пакты на всей крымского и Хмельницкого воле по самой конечной своей неволе, что ему с остаточным своим войском больши дву дней в осаде сидеть было немочно с голоду, что запасы все у них отгромлены. А что де положено в пактах с крымским: куды слулучитца итти на которого своего неприятеля через польскую и литовскую землю, и королю того не боронить, ‒ и тое де статью королевские сенатори и ближние люди таят, и заказано про те про все пакты под горлом. А у ково промыслом и иманы те крымского и Хмельницкого пакты прочесть для ведома, и тое статьи в списках с пакт ни у ково не написано. И сперва де как под Зборовым договорились и пакты пописали, и канцлер с подлинных пакт списки послал к приятелем своим для ведомости, а тое статьи не писал.


140
Об исходе битвы под Збаражем см. примеч. 121.

141
Здесь Г. Кунаков излагает статьи Зборовского договора» (Записка русского гонца Г. Кунакова, ездившего с царской грамотой к польскому королю в Варшаву, о событиях в Польше и на Украине после заключения Зборовского договора, об отказе сейма утвердить этот договор и об отношении различных кругов Польши к России и Украине [декабрь 1649 г.] // Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трёх томах: Т. 2: Освободительная война украинского народа и борьба за воссоединение с Россией. 1648–1651 годы. Сост.: П.П. Гудзенко, М.К. Козыренко и др. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 303‒304, 505).
Наверх
« Последняя редакция: 25.03.2017 :: 16:00:26 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #187 - 26.03.2017 :: 21:03:09
 
Пришли к выводу, что:
"В Русском государстве термином «Белая Русь» до конца XVII века называли все восточнославянские земли Речи Посполитой, а их жителей, соответственно, «белорусцами». К «белорусцам» во многих случаях причисляли и жителей городов нынешней Украины, а также запорожских казаков"
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #188 - 26.03.2017 :: 21:40:18
 
upasaka писал(а) 26.03.2017 :: 21:03:09:
В Русском государстве термином «Белая Русь» до конца XVII века называли все восточнославянские земли Речи Посполитой, а их жителей, соответственно, «белорусцами».

Так именовали не любых жителей восточнославянских земель Речи Посполитой, а именно православных и порой - униатов; это продолжалось не до конца, а до середины XVII в., потому что в 1655 г. название "Белая Русь" закрепляется за белорусскими землями и Смоленщиной.

upasaka писал(а) 26.03.2017 :: 21:03:09:
К «белорусцам» во многих случаях причисляли и жителей городов нынешней Украины, а также запорожских казаков

В 1620-1655 гг. в Русском царстве называли "белорусцами" восточных славян из Литвы и Польши (украинцев и белорусов), которые исповедовали православие и, реже, греко-католичество. В тогдашних российских письменных источниках казаков, мещан и шляхту как сословия нередко выделяли из общей массы белорусцев.
Наверх
 
Ratio
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1583
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #189 - 27.03.2017 :: 01:07:47
 
Кассий писал(а) 26.03.2017 :: 21:40:18:
Так именовали не любых жителей восточнославянских земель Речи Посполитой, а именно православных и порой - униатов; это продолжалось не до конца, а до середины XVII в., потому что в 1655 г. название "Белая Русь" закрепляется за белорусскими землями и Смоленщиной.

Так ведь Смоленщина и есть белорусская земля, униатов на территории нынешней Беларуси было 75%.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #190 - 27.03.2017 :: 08:47:48
 
Ratio писал(а) 27.03.2017 :: 01:07:47:
униатов на территории нынешней Беларуси было 75%.


Когда? В первой половине 17-го или во второй 18-го?
Наверх
 
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #191 - 27.03.2017 :: 12:33:58
 
Кассий писал(а) 25.03.2017 :: 13:00:18:
Похоже, что А. Поссевино не различал письменные языки восточных славян России и Речи Посполитой.

Возможно. Я лишь привел указание что для иностранца, который пытался в этом разобраться - все языки еще были почти одинаковыми.

Кассий писал(а) 26.03.2017 :: 21:40:18:
а до середины XVII в., потому что в 1655 г. название "Белая Русь" закрепляется за белорусскими землями и Смоленщиной.

Я так понимаю, это связано, в том числе, с принятием соответствующего титула Алексеем Михайовичем и обособлением Украины как территории "Гетманщины" в представлениях московской администрации?

Ratio писал(а) 27.03.2017 :: 01:07:47:
Так ведь Смоленщина и есть белорусская земля, униатов на территории нынешней Беларуси было 75%.

Униаты стали большинством как раз уже после русско-польской войны 1654-67, когда Смоленск "ушел" в Россию, а в Речи Посполитой последовательно повели борьбу с любыми не-католическими конфессиями.  Сообщения русских документов 1654-55 годов говорят о массовом переходе православных поселений и шляхты на сторону русских войск в восточных регионах ВКЛ (т.е. Смоленск и до Днепра). Опять таки уровень поддержки падал пропорционально удалению от русской границы на запад.

Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #192 - 27.03.2017 :: 16:00:33
 
Богатырев Артур писал(а) 27.03.2017 :: 12:33:58:
Я лишь привел указание что для иностранца, который пытался в этом разобраться - все языки еще были почти одинаковыми.

А. Поссевино не был авторитетным знатоком славянских языков, ибо всё время путался в этих вопросах (см. выше цитату из его труда).

Богатырев Артур писал(а) 27.03.2017 :: 12:33:58:
Я так понимаю, это связано, в том числе, с принятием соответствующего титула Алексеем Михайовичем и обособлением Украины как территории "Гетманщины" в представлениях московской администрации?

Верно. Волынь и Подолье не включались россиянами в состав Малой Руси, а украинцами - в состав Украины.

В 1655 г. в связи завоеванием земель Речи Посполитой царь Алексей Михайлович добавил в свой титул слова: «Великий князь Литовский и Белыя Росии, Смоленский, Волынский, Подольский, Полоцкий, Витебский, Мстиславский» (правда, ещё с 1654 г., когда была захвачена часть литовских владений, временами ‒ «Белыя Росии»).

"В списке с жалованной грамоты 1658 г. Хиландарскому монастырю государь именуется так: «Божиею милостью мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгороцкий, царь Козанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Литовский, Смоленский, Тверский, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всеа северные страны повелитель и государь, иверские земли карталинских и грузинских царей и кобардинские земли черкаских и горских князей и иным многим государствам и землям восточным и западным, и северным отчичь и дедичь...»
46
.


44
РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1658 г. № 18. Л. 1.

45
Там же. 1652 г. № 7.

46
Там же. 1658 г. № 16. Л. 1" [Чеснокова Н.П. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века (По документам Российского государственного архива древних актов). М.: Индрик, 2011. С. 53].


«Шкода говорити. Много било часу трактовати зо мною, коли мене Потоцькі шукали, гонили за Дніпром; за Дніпром бил час по жовтоводській і корсунській іграшці, бил на пунктах под Константиновим, бил на остаток под Замостєм і колім от Замостя йшов неділь шість до Києва. Тепер вже часу нема, вже доказав, о чом ніколи не мислив, докажу й далі, що умислю: виб’ю з лядської неволі народ весь руський. А що первей о шкоду й кривду свою воював, тепер воювати буду о віру православную нашую. Поможет мі то чернь всяя по Люблин і Краков, которой я не одступлюсь, бо то права рука нашая, – люди, коториє, холопства не витерпів, ушли в козаки. Буду мати двісті, триста тисяч своїх. Орда всяя. Притім Тугай-бей близько мене єсть, мой брат, моя душа, єдиний сокіл на світі, готов все учинити, що я захочу. Зараз вічна наша козацькая з ними приязнь, которой світ не разірве. За границю на войну не пойду, шаблі на турків і татар не поднесу. Досить нам на Україні і Подолю і Волині; тепер досить достатку в землі і князстві своїм по Львов, Холм і Галич. А ставши на Віслі, скажу дальшим ляхам: сидіте, мовчіте, ляхи. Туди я загоню больш можних ляхів, дуків і князів. А будут лі і за Віслою брикати, знайду я їх там певне. Не постоїт мі нога жадного князя і шляхотки тут в Україні, а захочет лі хліба которий з нами їсти, нехай же Войску Запорозькому послушний будет, на короля не брикаєт» (Дневник львовского подкомория В. Мясковского с описанием поездки комиссаров польского правительства к Богдану Хмельницкому для переговоров // Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трёх томах: Т. 2: Освободительная война украинского народа и борьба за воссоединение с Россией. 1648–1651 годы. Сост.: П.П. Гудзенко, М.К. Козыренко и др. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 118).

Богатырев Артур писал(а) 27.03.2017 :: 12:33:58:
Униаты стали большинством как раз уже после русско-польской войны 1654-67, когда Смоленск "ушел" в Россию, а в Речи Посполитой последовательно повели борьбу с любыми не-католическими конфессиями.

«Новый этап в истории З. м. был начат народно-освободительной войной укр. народа под рук. гетмана Б. Хмельницкого. После возникновения в 1648 г. Запорожского гетманства на территории Вост. Украины была прекращена деятельность униат. и католич. Церквей. Однако отношение к восставшим правосл. иерархии во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) было сдержанным, т. к. он вел тайные переговоры с польск. властями. Митрополит и его окружение отнеслись отрицательно к воссоединению Украины с Россией в 1654 г., опасаясь подчинения З. м. Московскому патриарху. В ходе русско-польск. войны за укр. земли (1654-1667) среди правосл. западнорус. духовенства произошел раскол. Киевские митрополиты Дионисий (Балабан-Тукальский), затем Иосиф (Нелюбович-Тукальский) ориентировались на тех гетманов (сначала И. Е. Выговского, затем П. Д. Дорошенко), которые, лавируя между соседями Украины, стремились добиться для Гетманства возможно более широкой автономии. Поэтому митрополиты покинули Киев, подчинявшийся власти царя, и поселились на Правобережной Украине, гл. обр. в резиденции гетманов Чигирине. Др. часть духовенства (ее наиболее яркими представителями были Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) и настоятель Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Иннокентий (Гизель)) выступала за тесную связь Гетманства с Россией, видя в этом гарантию сохранения Православия на Украине.

По Андрусовскому перемирию 1667 г. Левобережная Украина вместе с Киевом вошла в состав России, Правобережная Украина и Белоруссия остались в Речи Посполитой. При активном содействии польск. властей на белорус. и западноукр. землях началось восстановление позиций униат. Церкви. Решениями сеймов правосл. населению запрещалось выезжать за границу для поддержания сношений с К-полем. Неблаговидную роль в этом процессе сыграла группа правосл. епископов (главным был Львовский еп. Иосиф (Шумлянский)) и священников. Уже в 1677 г. эти люди тайно приняли унию и использовали свое положение для того, чтобы передавать приходы сторонникам унии. Становилось ясно, что Православие на украинско-белорус. землях могло сохраниться лишь при прямой поддержке со стороны России.

8 июля 1685 г. в Киеве на Соборе духовенства было принято решение об избрании Киевским митрополитом Гедеона (Святополка-Четвертинского) и о том, что он должен направиться на поставление к Московскому патриарху. Часть местного духовенства возражала против этого решения. 8 сент. 1685 г. в Успенском соборе в Москве патриарх Иоаким возвел Гедеона в сан митрополита Киевского. В 1686 г. К-польский патриарх Дионисий IV дал согласие на присоединение З. м. к Московскому Патриархату. Тем временем на территории Зап. Украины завершался процесс утверждения унии, к 1703 г. в Речи Посполитой осталась 1 правосл. епархия - Могилёвская (на белорус. землях)».
http://www.pravenc.ru/text/182581.html

В кон. XVII - нач. XVIII в. приняли унию последние православные епархии на территории Польши - Перемышльская (1691 г.), Львовская (1700 г.) и Луцкая (1702 г.). Тем не менее, православные приходы оставались, по крайней мере, на Правобережье.
Наверх
« Последняя редакция: 27.03.2017 :: 16:30:42 от Кассий »  
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #193 - 27.03.2017 :: 18:20:19
 
«Стольники и Стряпчіе, Жильцы, Полковники, Головы Стрѣлецкіе, Дворяне и дѣти Боярскіе изъ городовъ и всякихъ чиновъ служилые люди! Великій Государь велѣлъ вамъ сказать: по милости всесильнаго и въ Троицѣ славимаго Бога и Пресвятыя Богородицы, помощію и заступленіемъ Великихъ Чудотворцевъ Петра и Алексія и Іоны и Филиппа, и всѣхъ Святыхъ, и Нашимъ Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексѣя Михайловича всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержца, и сына Нашего Царскаго Величества Благовѣрнаго Царевича и Великаго Князя Алексѣя Алексѣевича всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи щастіемъ, и отца Нашего и Богомольца Великаго Государя, Святѣйшаго Никона, Патріарха Московскаго всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи молитвами, а Бояръ Нашихъ и Воеводъ и васъ всякихъ чиновъ служилыхъ людей службою и дородствомъ, Мы, Великій Государь, Наше Царское Величество, взяли у Польскаго Короля, предковъ Нашихъ Государскихъ, Великихъ Государей Князей Россійскихъ Великаго Княжества Литовскаго стольной городъ Вильню, и иные многіе городы поимали и заступили, также и
Бѣлую Русь
; да по Нашему Царскаго Величества указу Нашего Царскаго Величества войска Запорожскаго Гетманъ Богданъ Хмѣльницкой, со всѣмъ войскомъ Запорожскимъ, Польскаго жъ Короля городы и мѣста въ Волыни и по Подолію поимали; и за милостію Божіею, Мы, Великій Государь, Наше Царское Величество учинились предковъ Нашихъ Великихъ Государей Князей Россійскихъ на Великомъ Княжествѣ Литовскомъ и надъ
Бѣлою Россіею
и на Волыни и Подолію Великимъ Государемъ; и указали Мы, Великій Государь, Наше Царское Величество, въ своемъ Государскомъ именованьи и титлѣ писати Себя Великимъ Государемъ, Наше Царское Величество, Великимъ Княземъ Литовскимъ и Бѣлыя Россіи и Волынскимъ и Подольскимъ; и вамъ бы то вѣдать и впредь Намъ, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, служить и на Нашу Государскую милость быть надежнымъ, а Мы, Великій Государь, васъ за вашу службу пожалуемъ» (Об именовании государя, царя и великого князя Алексея Михайловича Великим князем Литовским, Белой России, Волынским и Подольским [1655 г.] // Полное собрание законов Российской империи: Собр. 1: С 1649 по 12 декабря 1825 года: Т. 1: С 1649 по 1675. СПб.: Тип. II Отделения собственной его императорского величества канцелярии, 1830. С. 369).


«А въ прошломъ во 161 году били челомъ Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексѣю Михайловичу, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцу, войска Запорожскаго Гетманъ Богданъ Хмѣльницкой, со всѣмъ войскомъ Яна Казиміра Короля, въ подданство, что имъ отъ Короля и отъ Рѣчи Посполитой учало быть гоненіе, и благочестивыя церкви Греческаго закона превращать въ костелы и въ Унію.

А Великій Государь, Царь и Великій Князь Алексѣй Михайловичь, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержецъ, войска Запорожскаго Гетмана Богдана Хмѣльницкаго и все войско Запорожское, для единыя Христіанскія вѣры, пожаловалъ, подъ свою Царскую Самодержавную высокую руку ихъ и съ городами и землями обѣихъ сторонъ Днѣпра приняти изволилъ.

А въ прошломъ во 162 году и во 163 и 164 годѣхъ, Великій Государь, Царь и Великій Князь Алексѣй Михайловичь, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержецъ, за неправды и за нарушеніе вѣчного докончанія Польского Яна Казиміра Короля и Пановъ Радъ и всей Рѣчи Посполитой, что послѣ вѣчного докончанія такія многія неправды съ Польской стороны дѣялисъ, Великого Государя, Нашего Царскаго Величества отцу, блаженныя памяти Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Ѳеодоровичу, всея Россіи Самодержцу и дѣду Его Государеву, блаженныя памяти Великому Государю, Святѣйшему Патріарху Филарету Никитичу Московскому и всея Россіи, Ему Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексѣю Михайловичу, всея Всликія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцу, Его Царскому Величеству и всему Россійскому Царствію, учинены злыя и безчестныя укоризны и хулы не токмо Великимъ Государемъ Христіанскимъ, помазанникомъ Божіимъ, но и простому человѣку слышати не годится.

А по многимъ Королевскаго Величества грамотамъ и по Польскимъ договоромъ и утвержденію и по Сеймовымъ конституціямъ, исправленія въ томъ никакого не учинено, и вѣчное докончаніе наруша явнымъ свидѣтельствомъ, Великій Государь, Его Царское Величество, не стерпя Польского Короля и Пановъ Радъ многихъ злыхъ досадительствъ и вѣчному докончанію явного нарушенія, обослався о томъ со окрестными Великими Государи Христіанскими, и прося у Всемилостиваго, въ Троицѣ славимаго Бога, милости, вземъ на помощь непобѣдимое оружіе, Святый и Животворящій Крестъ Господень, имъ же побѣди первый благочестивый Греческій Царь Константинъ Максентія, взбранной Воеводы и Заступницы Пресвятыя Богородицы чудотворный образъ Влах#рнской, которымъ избавила Царьградъ отъ нашествія иноплеменныхъ, и за молитвъ Святыхъ Россійскихъ Чудотворцевъ Петра, Алексія, Іоны и Филиппа, на Польского Короля изволилъ идти войною, своею Царского Величества особою и своими Царского Величества съ подданными Царевичи, съ Грузинскимъ и съ Касимовскимъ и съ Сибирскими, и съ Бояры, и Воеводы и со многими ратными конными и пѣшими людьми.

А пособіемъ Божиимъ, и крѣпко-сильнымъ воеводствомъ Пресвятыя Владычицы Богородицы, заступницы Христіанскія, и силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня и за молитвою Россійскихъ Чудотворцевъ, Великому Государю, Его Царскому Величеству, по Его Царской правдѣ, въ тѣхъ походѣхъ не токмо исконивѣчныя Его Царского Величества отчины, Великія Княжства Смоленскъ и Черниговъ, которыя въ прежнія лѣта неправдою отъ Московского Государства были отторгнуты, праведно назадъ возвращены, но еще городъ Великого Княжства Литовскаго Вильню и многія Воеводства и Малую и
Бѣлую Русь
и всю Волынь и Подоліе, и въ коронѣ Польской многія мѣста Господь Богъ поручи, и съ той войны, Великій Государь, Его Царское Величество изволилъ въ своихъ Царского Величества грамотахъ, писатися по сему:

Божіею милостію, Мы, Великій Государь, Царь и Великій Князь Алексѣй Михайловичь, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержецъ, Московскій, Кіевскій, Владимірскій, Новгородскій, Царь Казанскій, Царь Астраханскій, Царь Сибирскій, Государь Псковскій и Великій Князь Литовскій, Смоленскій, Тверскій, Волынскій, Подольскій, Югорскій, Пермскій, Вятскій, Болгарскій и иныхъ, Государь и Великій Князь Новагорода Низовскія земли, Черниговскій, Рязанскій, Полотскій, Ростовскій, Ярославскій, Бѣлоозерскій, Удорскій, Обдорскій, Кандійскій, Витебскій, Мстиславскій, и всея Сѣверныя страны Повелитель и Государь Иверскія земли, Карталинскихъ и Грузинскихъ Царей и Кабардинскія земли, Черкасскихъ и Горскихъ Князей, и иныхъ многихъ Государствъ и земель, Восточныхъ и Западныхъ и Сѣверныхъ, отчичь и дѣдичь и Наслѣдникъ и Государь и Обладатель.

А къ Великому Государю, окрестныхъ Государствъ Великіе Государи въ грамотахъ своихъ писали Его Царскаго Величества именованіе и титла противъ того жъ» (О титуле царском и государственной печати [1667 г.] // Там же. С. 735‒737).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #194 - 27.03.2017 :: 19:10:28
 
Богатырев Артур писал(а) 27.03.2017 :: 12:33:58:
Сообщения русских документов 1654-55 годов говорят о массовом переходе православных поселений и шляхты на сторону русских войск в восточных регионах ВКЛ (т.е. Смоленск и до Днепра).

В русских и других источниках можно найти также информацию о не менее активной поддержке украинских казаков жителями южных и восточных белорусских земель в 1648-1651 гг., поскольку никаких принципиальных отличий между социальным, религиозным и национальным угнетением украинцев и белорусов в Речи Посполитой не было.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #195 - 28.03.2017 :: 00:10:15
 
Богатырев Артур писал(а) 27.03.2017 :: 12:33:58:
Униаты стали большинством как раз уже после русско-польской войны 1654-67, когда Смоленск "ушел" в Россию, а в Речи Посполитой последовательно повели борьбу с любыми не-католическими конфессиями.Сообщения русских документов 1654-55 годов говорят о массовом переходе православных поселений и шляхты на сторону русских войск в восточных регионах ВКЛ (т.е. Смоленск и до Днепра). Опять таки уровень поддержки падал пропорционально удалению от русской границы на запад.

"Во время освободительной войны под рук. Богдана Хмельницкого (1648‒1654) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архим. Лещинского мон-ря Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Для успокоения восставших кор. Ян Казимир (1648‒1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 г. обещал правосл. населению следующие права: митрополиту ‒ место в сенате, городам с правосл. школами ‒ освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское еп-ства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения.

Война Речи Посполитой с Россией (1654‒1667) и вступление рус. войск на территорию Б. привели к восстановлению правосл. Полоцкого еп-ства, к-рое подчинилось Московскому Патриарху, епископом стал бывш. настоятель Маркова мон-ря в Витебске Каллист. Вместе с тем часть белорус. правосл. духовенства стремилась сохранить зависимость Киевской митрополии от К-польского Патриарха. Выразителем этих настроений в Б. стал наместник митр. Сильвестра (Косова) в ВКЛ архим. Феодосий (Василевич), поддержанный в Могилёве и Слуцке. Возможно, этими разногласиями объясняется длительное отсутствие епископа в Мстиславле ‒ только 4 мая 1661 г. в Мстиславского епископа местоблюстителем Патриаршего Престола Питиримом в Москве был поставлен бывш. нежинский протопоп Максим Филимонович. Назначенный одновременно местоблюстителем Киевской митрополии, он находился в Киеве. Одновременно митр. Дионисий (Балабан), вступивший в конфликт с рус. властями и укрывшийся у Феодосия (Василевича) в Слуцке, поставил 3 авг. 1661 г. на ту же кафедру Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). На съезде в Корсуни, собравшемся в 1663 г., после смерти Дионисия (Балабана), для избрания нового митрополита, произошел раскол: часть проголосовала за Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), др. ‒ за Перемышльского еп. Антония (Винницкого). Провоцируя беспорядки в правосл. Церкви, Ян Казимир выдал привилеи на митрополичью кафедру обоим кандидатам. Вскоре Иосиф был заключен в тюрьму в Мариенбурге, где провел неск. лет, Антоний же был занят делами Перемышльской кафедры.

По Андрусовскому перемирию 1667 г. территория Б. снова вошла в состав Польско-Литовского гос-ва, и здесь началось восстановление позиций католич. и униатской Церкви. В это время сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных. Сейм 1667 г. постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; правосл. клирики были уравнены с податными сословиями ‒ крестьянами и мещанами. В 1668 г. сейм постановил: «Отступники от католичества и унии (т. е. православные. ‒ Ред.) не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений». Сейм 1673 г. запретил давать шляхетство некатоликам. Постановлением сейма 1676 г., подтвержденным на сеймах 1678 и 1699 гг., правосл. ставропигиальным братствам и вообще всем православным воспрещалось выезжать за границу или приезжать оттуда, сноситься с К-польским Патриархом и представлять на его решение дела, касающиеся веры; братства должны были или подчиниться местным епископам, или представлять дела веры на решение гражданских судов. Т. о., если епископ принимал унию, то братства уже не вправе были обращаться к Патриарху. Запрещением православным выезда за границу правительство Речи Посполитой намеревалось добиться полного разрыва связей правосл. населения страны с Москвой и К-полем. По закону 1697 г., в судебное делопроизводство на территории ВКЛ был введен польск. язык вместо «русского». Сейм 1699 г. постановил, что только «мещане правдивые униаты исключительно способны к занятию выборных магистратских должностей». Эти решения, принятые при королях Михаиле Вишневецком (1669‒1673) и Яне III Собеском (1674‒1696), предопределили конфессиональную политику в Речи Посполитой и в XVIII в. После этого захват церковных земель, церковного имущества, утвари правосл. храмов, издевательства над правосл. священниками, их убийства (даже в алтаре), поругание святынь, разорение правосл. кладбищ и т. п. стали обычными на всей территории Польско-Литовского гос-ва. Только «Вечный мир» (1686), к-рый Речь Посполитая заключила с Россией перед лицом тур. экспансии, заставил ее отказаться от Левобережной Украины с Киевом и провозгласить свободу исповедания Православия, оставив за православными те епархии, к-рые им были даны при кор. Владиславе IV. Рус. правительство получило право наблюдать за исполнением этих обещаний и ходатайствовать за православных в случае их притеснений. К Московскому Патриархату перешла часть Западнорусской митрополии, к-рая лежала к востоку от Днепра, вместе с Киевом. Киевское воеводство, Волынь, Подолия, Галиция и вся Б. остались под властью короля, и православные здесь встретились с большими, чем ранее, трудностями. Главной задачей конфессиональной политики правительства Речи Посполитой стало уничтожение Православия на своих землях. С этой целью было принято решение тайно заменить правосл. епископов униатскими, исполнителем замысла стал Львовский правосл. еп. Иосиф (Шумлянский), с этой целью перешедший в Православие из унии в 1667 г.

В это сложное для Православия время Могилёвскую кафедру возглавлял митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), в 1667 г. освобожденный из Мариенбургского замка и поселившийся в виленском Свято-Духове мон-ре. Запрет на колокольный звон, наложенный им по случаю следования процессии с телом Иосафата Кунцевича, чуть было не стоил ему нового ареста, только бегство на Украину спасло митрополита от расправы. Митр. Иосиф сохранял за собой Могилёвскую епархию до 1669 г. С 1669 г. белорус. правосл. приходами управлял слуцкий архим. Феодосий (Василевич), в 1670 г. он предложил папскому нунцию проект условий, на к-рых православные согласились бы подчиниться папе. Феодосий скончался в 1678 г. В 1680 г. православные избрали во епископа Могилёвского Климента (Тризну; 1680‒1686), бывш. настоятеля Свято-Духова виленского мон-ря. В отличие от др. западнорус. епископов он отказался принести тайную присягу папе и потому не получил привилея. После него более 20 лет Белорусская епархия вдовствовала и управлялась наместниками Киевского митрополита. В 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на еп-ство тайному униату Гедеону Одорскому, закончившему католич. ун-т в Оломоуце, но паства потребовала, чтобы Одорский отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Одорский перешел в Православие и там остался. В 1697 г. на Могилёвскую епископию получил от короля грамоту архим. Серапион (Польховский), но в 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил грамоту недействительной. Причина отказа заключалась в том, что «не только в Белорусской епархии, но и по всему Великому княжеству Литовскому чрез посвящение во священнический сан схизма (т. е. Православие. ‒ Ред.) начала множиться». Все последующие епископы, возглавлявшие Могилёвскую епархию в 1-й пол. XVIII в.: Сильвестр (Четвертинский; 1707‒1728), Арсений (Берло; 1730‒1732), Иосиф (Волчанский; 1732‒1742), Иероним (Волчанский; 1744‒1754) ‒ были мужественными защитниками Православия, стойко сопротивлявшимися попыткам со стороны униатов и правительства Речи Посполитой закрыть Белорусскую правосл. епархию.

Новой победой католицизма стал Замойский провинциальный Собор 1720 г., утвердивший в униатской Церкви католич. догматику и обряды. С этого времени начался процесс открытой латинизации унии и эпоха массового перевода крестьян из Православия в унию. В сент. 1732 г. в Варшаве был созван сейм, к-рый образовал «генеральную конфедерацию» с целью пересмотра всех привилегий православно-рус. населения Речи Посполитой. Конфедерация постановила уничтожить следующие из них: 1) избрание правосл. депутатов в сеймы, трибуналы и специальные комиссии; 2) созыв правосл. съездов и собраний; 3) принятие православных на должности в воеводствах, городах и землях Речи Посполитой; 4) сношения со всеми иностранными представителями при варшавском дворе. Последняя статья отнимала у православных право обращаться за покровительством к представителям России при королевском дворе, полученное ими в 1686 г. по договору между Россией и Речью Посполитой. Конфедерация также запретила правосл. священникам ходить по улицам со Св. Дарами, церковные таинства и требы можно было совершать только с разрешения католич. ксендзов за установленную плату; публично хоронить усопших православным разрешалось только ночью; православные обязаны были присутствовать при католич. крестных ходах; дети, рожденные от смешанных браков, должны были принадлежать к католич. церкви; православным вменялось в обязанность соблюдать канонические правила католич. Церкви.

Для обращения православных в католичество или унию в Б. учреждались особые миссии из католич. и базилианских монахов. Миссионеры заставляли новообращенных ставить кресты в память «исшествия своего из Египта», т. е. из Православия; устраивали подобие Страшного Суда, для чего православных, «упорных в схизме», выгоняли за город, где католич. миссионер, стоя на возвышении, отделял православных от католиков. Первых ставил по левую сторону от себя и обрекал «на вечную муку», а остальных, стоявших справа, присуждал «к вечному блаженству». Был даже придуман для насильственного перевода в католичество особый способ ‒ «наезд на монастырь». Бесконечные преследования приводили православных к религ. безразличию, а чаще ‒ к переходу в унию. К кон. XVIII в. ок. 80% крестьян Б. стали униатами.

Конфессиональная ситуация в Речи Посполитой накануне и в период разделов отличалась чрезвычайной напряженностью. Нек-рое оживление православных, связанное с надеждами на поддержку со стороны имп. Екатерины II (1762‒1796), вызвало резкое противодействие представителей католич. Церкви. В конституцию Варшавского сейма 1766 г. по предложению Краковского католич. еп. Солтыка было внесено постановление, объявлявшее врагом отечества каждого, кто осмелился бы на сейме поднять голос в пользу иноверцев. Фанатизм католич. партии и униатов был причиной восстания гайдамаков под рук. М. Железняка и И. Гонты, вошедшего в историю под названием «колиивщины» (1768‒1769).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #196 - 28.03.2017 :: 00:10:28
 
К 1-му разделу Речи Посполитой на всей ее территории уцелело 40 правосл. мон-рей и ок. 200 правосл. приходов, из них 130 ‒ в Б. Именно в это тяжелое время на защиту Церкви встали выдающиеся правосл. деятели Переяславский еп. Гервасий, игум. Матронинского мон-ря Мелхиседек (Значко-Яворский) и Могилёвский архиеп. св. Георгий (Конисский; 1755‒1795). Еще в 1763 г. Георгий (Конисский) обратил внимание имп. Екатерины II, а в 1765 г. кор. Станислава Августа Понятовского (1764‒1795) на преследования православных в Речи Посполитой. Однако приказы короля прекратить насилия и решения сейма 1768 г. предоставить диссидентам свободу вероисповедания игнорировались, положение православных гарантировалось только присутствием рус. войск в пределах Речи Посполитой. С присоединением вост. части Б. к России процесс возрождения правосл. жизни на этих землях пошел быстрыми темпами: были обнародованы правительственные распоряжения, запрещавшие под страхом строгого наказания совращать православных в унию и без согласия рус. правительства публиковать папские буллы. Теперь сыновья от смешанных браков считались православными. Эти распоряжения не только упрочили положение правосл. населения Б., но и повлияли на возвращение униатов к вере отцов и дедов. За первые 8 лет после присоединения к России ок. 250 тыс. униатов перешли в Православие.

В ином положении оказалось правосл. население, оставшееся в Речи Посполитой. По настоянию свт. Георгия (Конисского) и неск. правосл. магнатов для зап. части Б. и Волыни в 1788 г. была открыта кафедра в Слуцке, на нее был назначен бывш. архим. слуцкого мон-ря Виктор (Садковский) с титулом «епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии». После его прибытия в Слуцк, когда среди населения началось активное движение в пользу Православия, власти обвинили еп. Виктора в подстрекательстве к бунту, и в 1789 г. его арестовали и заключили в Ченстоховскую крепость, а все правосл. духовенство было приведено к присяге на верность королю. В Б. к присяге приводились еще и крестьяне, причем они присягали не только королю, но и своему господину и его наследникам. Для того чтобы избежать религ. опеки со стороны России, Великий сейм (1788‒1791) высказался за организацию в Речи Посполитой особой правосл. Церкви, подчиненной К-польскому Патриарху. Во главе ее должен был стоять митрополит с кафедрой в Бельске, ему подчиняются 3 епископа: в Минске, Новогрудке и Житомире. Реализации этого проекта помешали 2-й и 3-й разделы Речи Посполитой, по к-рым вся Б. отошла к России".
http://www.pravenc.ru/text/77856.html
Наверх
 
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #197 - 28.03.2017 :: 10:45:24
 
Кассий писал(а) 27.03.2017 :: 19:10:28:
В русских и других источниках можно найти также информацию о не менее активной поддержке украинских казаков жителями южных и восточных белорусских земель в 1648-1651 гг., поскольку никаких принципиальных отличий между социальным, религиозным и национальным угнетением украинцев и белорусов в Речи Посполитой не было.

Так и есть. Правда сами казаки не напрягались в ответ. Как известно, мещане Могилевского уезда в 1654-55 году жаловались царю, что де, украинские союзники гетмана Золотаренко разоряют и грабят, а не воюют.

Кассий писал(а) 28.03.2017 :: 00:10:15:
Новой победой католицизма стал Замойский провинциальный Собор 1720 г., утвердивший в униатской Церкви католич. догматику и обряды. С этого времени начался процесс открытой латинизации унии и эпоха массового перевода крестьян из Православия в унию.

Вот примерно об этом я и говорил.  Смайл

Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #198 - 28.03.2017 :: 18:20:29
 
Богатырев Артур писал(а) 28.03.2017 :: 10:45:24:
Правда сами казаки не напрягались в ответ.

В русских источниках чётко указано, что украинские казаки вместе с местными жителями в 1648-1651 гг. и 1654-1655 гг. вели настоящую войну с литовцами в белорусских землях. Две крупнейшие битвы произошли под Лоевом в 1649 г. и 1651 г. и окончились поражением украинско-белорусских армий.

Богатырев Артур писал(а) 28.03.2017 :: 10:45:24:
Как известно, мещане Могилевского уезда в 1654-55 году жаловались царю, что де, украинские союзники гетмана Золотаренко разоряют и грабят, а не воюют.

Как и большинство армий того времени, они успевали делать и то, и другое. Правда, оба брата, Иван и Василий Золотаренко, не занимали должность гетмана и не имели украинских союзников. Первый являлся наказным гетманом казачьего войска в белорусских землях (1654-1655 гг.).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #199 - 28.03.2017 :: 21:10:28
 
upasaka писал(а) 26.03.2017 :: 21:03:09:
Пришли к выводу, что:
"В Русском государстве термином «Белая Русь» до конца XVII века называли все восточнославянские земли Речи Посполитой, а их жителей, соответственно, «белорусцами». К «белорусцам» во многих случаях причисляли и жителей городов нынешней Украины, а также запорожских казаков"

Автор сослался на статью Б.Н. Флори, хотя в ней нет информации относительно того, что будто бы "в Русском государстве термином «Белая Русь» до конца XVII века называли все восточнославянские земли Речи Посполитой, а их жителей, соответственно, «белорусцами»".

"Создание на этих территориях нового государства со своеобразным общественным строем, в ряде отношений резко отличным от того, который сохранился на других восточнославянских землях Речи Посполитой, и стало, как представляется, толчком к развитию процессов этнической дифференциации на почве ранее единого «русского» народа. Развитие этого процесса нашло свое выражение, в частности, в переосмыслении содержания ряда традиционных терминов. Так, термин «Малая Россия», обозначавший в первой половине XVII в. всю совокупность восточнославянских земель Речи Посполитой, во второй половине XVII в. становится названием казацкой державы, а название «Белая Русь» устойчиво закрепляется за восточнославянскими землями в составе Великого княжества Литовского (в сочинениях как русских, так и польских авторов)
72
. Тем самым во второй половине XVII в. оба эти названия стали употребляться как равновеликие обозначения разных регионов восточнославянской этнической территории".

Сложившаяся к 60-м гг. XVII в. совокупность названий отдельных регионов восточнославянского мира получила, как известно, четкое выражение в написанном в эти годы беглым подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным по заказу шведских властей описании России. Говоря о принятии Алексеем Михайловичем нового титула «всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец», Котошихин отметил, что это произошло «как учинились в вечном подданстве Малая Россия, войско Запорожское, Великою Россиею прозвано Московское государство, Белая Россия ‒ белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в ынных городех»
73
".
http://izbornyk.org.ua/vzaimo/vz02.htm
Наверх
« Последняя редакция: 28.03.2017 :: 21:20:19 от Кассий »  
Страниц: 1 ... 8 9 10 11 12 ... 54
Печать