Alrudun писал(а) 21.02.2017 :: 22:53:17:Да христианское, ведь так написал Ширинский, "он знал о чем писал") И ничего про камерные он не написал, так что не забалтываете фразами, что Ширинский знал. И не пропускайте суть. Камерные они не в Среднем Приднепровье появились и у них есть определенные критерии. Каков размер христианских погребений Моравии?
Я понимаю вам очень не нравится то что писал Ширинский. Но он не одинок в своих выводах.
"В Северную Европу этот обряд был, видимо, привнесен с континентальной Европы, из Каролингской империи.
Камерные погребения характерны для культуры Великой Моравии, где они также появляются под влиянием соседней империи Каролингов." (А.Фитисов, а А Щавелев Викинги: Между Скандинавией и Русью)
Так что есть камерные погребения в Моравии. Ну и на счет того где появились камерные погребения раньше.
"Сходство социально-политических процессов в Скандинавии и на Руси и значительная мобильность скандинавов,
многие из которых возвращались на родину, обусловили резкое усиление древнерусского влияния на культуру Скандинавских стран. В первую очередь оно охватывает сферу "дружинной культуры". В Средней Швеции появляются погребения в камерных гробницах. Они рассматриваются как новый обряд, созданный дружинной знатью, чтобы таким путем противопоставить себя старой "вендельской" аристократии45, и так же, как в Древней Руси, обнаруживают синкретизм разноэтничных традиций. Таково, например, погребение середины X в. в Рёста (Емтланд, Швеция), где дружинника сопровождали типичный для скандинавских камер инвентарь, сумка-ташка и захоронение коня, причем расположение и выбор частей туши характерны для венгерских памятников46. Наряду с погребальным обрядом в Скандинавию проникает восточноевропейская "дружинная мода": элементы сбруи и вооружения, поясные наборы, происходящие из южнорусских степей, венгерские сумки-ташки, формы костюма и его детали, ткани, украшения." (Мельникова Е. А., Петрухин В. Я., Пушкина Т. А. Древнерусские влияния в культуре Скандинавии раннего средневековья (К постановке проблемы)
Замечу, написано это не антинорманистами а что ни на есть кондовыми норманистами. Кстати по времени появления камерного обряда в Ладоге Михайлов пишет
"В ряду других погребений по этому обряду захоронения на Плакуне имеют две основных особенности: самую раннюю дату в Восточной Европе и топографическую оторванность от поселения на Земляном городище. Дата сооружения камеры в кургане № 11 была установлена методом дендродатирования. Н.Б.Черных считает, что погребение произошло в середине 890-х гг. Датирующего погребального инвентаря в кургане № 11 обнаружено не было, и дендродата стала единственным аргументов для ранней датировки плакунского могильника. Но, если при анализе древнерусских камер учитывать их скандинавское происхождение, то следует учитывать и скандинавскую хронологию этих захоронений.
Например, около 100 камер эпохи викингов известно в Дании и более 120 в Швеции. Большинство этих захоронений, бесспорно, датируются Х в. и только несколько относятся к IX в. В датском городе викингов – Хедебю самые первые камеры появляются около 900 г. Остальные возникли несколько позже. От трех до девяти камер, которые относят к IX в., были открыты в Бирке. Ещё одно раннее захоронение в камере было обнаружено на Борге в Бирке Леной Хольмквист-Олавссон и также датируется IX в. Однако, как бы нам ни хотелось удревнить скандинавские древности в России, наиболее вероятно, что камера из кургана № 11 и камера из большого кургана на Плакуне были сооружены в первой половине - середине Х в (Михайлов 1997; Михайлов 2002)....
В Старой Ладоге большинство находок скандинавских украшений и фибул также соотносятся с горизонтом Д, который датируется не ранее второй четверти Х в. Они были распространены во второй-третьей четверти Х в., и датировка этих фибул совпадает с распространением в Восточной Европе обряда захоронения в камерах.
В связи с этим следует отметить, что погребение в камере из кургана № 11 остается единственным ранним погребением в камере, как на фоне подобных древнеруссих погребений, так и самих ладожских материалов. Порубочная дата бревен из погребения отнесена к 890-м гг. Однако из истории исследований слоя с органикой в древнерусских городах, мы знаем многочисленные примеры, когда дерево использовалось вторично. Повидимому, в этом случае порубочная дата ошибочно используется для определения времени совершения самого погребения. Находки овальных фибул из погребений и захоронение на вершине большого кургана на Плакуне, на наш взгляд, указывают на то, что обряд захоронения в камерах распространяется в Ладоге, также как и в Скандинавии, и в Древней Руси не ранее первой - второй четверти Х в. Подводя итог, хотелось бы отметить, что кроме могильника Плакун, в Ладоге к югу от раннесредневекового поселения на Земляном городище могло существовать несколько некрополей с захоронениями в камерных погребениях. Судя по находкам овальных скандинавских фибул типа Р 51С, эти камеры, вероятнее всего, могли быть сооружены во второй - третьей четверти Х в. Находки этих типов погребений могут свидетельствовать о том, что по соотношению различных типов погребальных обрядов ладожские могильники Х в., скорее всего, были аналогичны другим раннегородским “дружинным” некрополям Древней Руси, таким как Гнёздово, Псков, Тимерёво или Шестовицы " ( Михайлов К.А. Время появления камерных погребений в Старой Ладоге.)
Русь у нас известна с какого периода, не с первой половины 1х века случайно? Где пряталась скандинавская русь до середины Х века?